Эльвира Мирсалимова: Белорусский шоу-бизнес. Бессмысленный и беспощадный


Начну с неожиданного заявления для моих «даражэньких вяло-тряпочных парнишек в сермяге с орнаментами»: с большим уважением отношусь… к украинскому шоу-бизнесу. Да-да, именно так. Считаю, что вся эта развлекательно-массовая, вокально-телевизионная «движуха» на Украине проходит на высоком профессиональном уровне, чего не скажешь о происходящем в Беларуси.


Украинцы умеют сочинять удивительные песни. Талантливые артисты поражают мощными голосами. Телевизионные режиссёры воплощают яркие постановки. Восторг и восхищение! Скажу как есть: Украина полна талантами. В том числе и талантливыми бизнесменами от массовой культуры.


Отчего же подобными эпитетами мы не осыпаем наших белорусских артистов? Отчего так, мягко говоря, уныло и блекло они выглядят в «телеящике» и на сцене? Почему всё, что вот уже два десятилетия вершится на нашей эстраде, не приводит белорусов в культурный экстаз? 


 Евровидение


 Оставим за скобками тот факт, что украинские исполнители побеждали на «Евровидении» только в моменты наибольшей политической ангажированности, во времена «майданов» – в «оранжевом» 2004-ом и «красно-черном» 2016-ом. Украинские исполнители на этом излишне распиаренном европейском конкурсе смотрятся предпочтительнее своих белорусских коллег. Из 14-летней «евровиденской эпопеи» Беларусь 9 раз не попадала в финал конкурса; самым большим достижением было 6-е место у Дмитрия Колдуна, продюсируемого Киркоровым. А вот запомнился лишь  Тео (Юрий Ващук) со стильной песенкой про пирог.


В «Детском Евровидении» мы «шагнули» куда дальше. Победы Ксюши Ситник и Лёши Жигалковича, «серебро» Андрея Кунца, «бронзы» Волкова и Заблоцкой. За 15 лет участия, юные белорусские дарования 10 раз превосходили «достижение» Колдуна. Но, увы-увы, мальчишки и девчонки, вкусившие европейской славы, так и не засверкали на белорусском (и каком-нибудь другом) «эстрадном небосклоне». 23-летняя Ксения Ситник - ныне журналист-фрилансер, а 21-летний Алексей Жигалкович учится на режиссёра телевидения…


Белорусский эфир


В момент написания этой фразы, вспомнились слова ослика Иа-Иа из мультика про Винни-пуха про «душераздирающее зрелище». Видимо, и весь дальнейший абзац меня будет преследовать озвучка Эраста Гарина…


Про 75% белорусской музыки на национальных радиостанциях высказались все кому не лень. Отчего бы и мне не всунуть свой алтын, тем более что ещё звучит голос гаринского персонажа.


С начала 2000-х процент звучания белорусских исполнителей в радиоэфире перманентно увеличивался. Помню, как  студенты, умудрявшиеся за бессонную ночь состряпать авральную курсовую, за этот же срок бессознательно выучивали и многолетний репертуар «Песняров», «Сябров» и «Верасов». Потому как ушлые музыкальные редакторы за ночь наверстывали «суточную 50%-ную дозу» белорусских исполнителей, транслируя в эфир весь послевоенный аудиоархив госфонда звукозаписи. Но вот грянул 2005 год, и «всплыли» те самые 75%...


И всё что каким-то боком было причастно к нашей земле, любой звук здесь извлеченный или некий стишок земляка, положенный на музыку российских композиторов, как говорится, полилось из всех репродукторов… Вспомнили, что Антонов, Корнелюк и (прости, Господи!) Борис Моисеев – чуть ли не наши главные артисты. Песня «Этот город» группы «Браво» стала белорусским хитом, потому как наш автор – Василий Шугалей. Этно-группы вроде «Паласа» и «Троицы» обрели вторую молодость. Начинающие ди-джеи всех мастей упражнялись в ремиксах на известные хиты, и их транслировали, потому как «наша обёртка» вполне себе «прокатывала» для отчётности.


И отечественная эстрада, действительно, получила мощный толчок для развития. Сейчас и не припомнить всех исполнителей, появившихся в тот период. Но их стало действительно много. И это, видимо, было хорошо. Не мне, с моим безвкусием, судить о качестве той музыки. Но многих исполнителей того периода было приятно слушать. Лариса Грибалёва, Алексей Шедько, «J-Морс», кавер-группа «Flat», N.R.M, Крамбамбуля и т.д.


Нет смысла всех перечислять. Но что случилось потом?… Почему эти 75% привели к тому, что подавляющее большинство белорусской молодёжи и людей среднего возраста перестали слушать отечественную музыку?


Для того, чтобы найти ответ, отсмотрела (в записи и перемотке) новогодний эфир на БТ… И я нашла таки ответ! Об этом чуть позже, очень уж хочется быстрее перейти к следующему абзацу. Добавлю лишь, что запрет композитора Эдуарда Ханка на использование белорусскими исполнителями своих песен привёл к жуткому результату. Ядвига Поплавская пела совсем уж неприглядную версию «Завирухи», автором которой указала себя саму… А ведь всесоюзнолюбимый композитор Ханок написал такие белорусские хиты, как «Я у бабушки живу», «Малиновка», «Вы шумите, берёзы», «Здравствуй, чужая, милая». И подумалось, а вдруг он запретит Пугачёвой исполнять свои «То ли ещё будет» и «Ты возьми меня с собой», а остальным – табу на прослушивание шлягера «Потолок ледяной, дверь скрипучая»…


Наши за рубежом


Тут одна радость и гордость. Тут цвет таланта и торжество наших достижений. Здесь можно ограничиться лишь перечислением современных исполнителей: «бумер» Серёга, «Ляпис Трубецкой» Михалка, «паратруперы» из «Леприконсов», Наталья Подольская, группа «Краски», Екатерина Иванчикова и группа «IOWA» («Айова»). 


Некоторые наши малоизвестные исполнители засветились на украинских конкурсах и телешоу. Виктория Шейко, Юрий Навроцкий (Юзари), Дима Каминский, Егор Шаранков, Анастасия Малашкевич и мн. др. В украинском варианте шоу-проекта «Голос. Дети» успешно выступает витебский парень Саша Минёнок. Правда, он представился как исполнитель из… Киева. Возможно потому, что в «демократической» Украине не может стать победителем представитель другой страны.


Но давайте вспомним и присутствие наших белорусских артистов в российском «Голосе». Удивительно не столько участие начинающих артистов вроде Яна Маерса (Цыбулько), сколько появление на телеэкранах наших «звёзд» – Петра Елфимова, Ивана Вабищевича («Дядя Ваня»), Колдуна-младшего…


Вот тут-то мы и приблизимся к обещанному ответу на вопрос о любви зрителя к отечественной музыке. Эту простую мысль, которую наконец-то осознали Елфимов и перечисленная компания, все эти годы доносили наши прославленные «Песняры», Ярослав Евдокимов, «Сябры» и «Верасы» и тот же Ханок. Это продемонстрировал победитель «Голоса» Сергей Волчков: необходимость создания единого российско-белорусского телевизионно-музыкального пространства.


Выход на 300-миллионную аудиторию постсоветкого пространства возможен только через единство с российским шоу-бизнесом.


Можно сколь угодно долго ругать Советский Союз, но именно в те годы весь многонациональный СССР, от мала до велика, от Прибалтики и Молдавии до Владивостока и Киргизии, пел на белорусском языке «Касiў Ясь канюшыну», «Лягу-прылягу» и «Завiруха мяце завiруха». Именно тогда настоящими звёздами стали исполнители из национальных республик.


Культура небольших по площади и населению республик имела аудиторию почти в 300 миллионов человек, проживающих на 1/6 части суши Земли. Задайте себе вопрос: кого из нынешних эстонских, киргизских или, скажем, грузинских исполнителей вы знаете?


Отделенная от политики белорусская, украинская и российская культура должна иметь подобающее телевизионное обрамление и соответствующую подачу. И подобно единому европейскому рынку, непременно должно быть создано наше единое пространство музыки, красоты, таланта, бизнеса и культуры.


Эльвира Мирсалимова
5261 просмотр
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461