Виктор Юдин: Неудобная история


1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Началась эта война нападением Германии на Польшу. Что предшествовало этому событию? Обычно вспоминают Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939, который как пишут и открыл дорогу Войне. Мягко говоря, такие утверждения не соответствуют исторической действительности. И это неудобная история, а потому о ней как-то помалкивают.


В начале апреля 1938 г. Гитлер сообщил Муссолини, что он приступает к решению проблем Судетской области и «польского коридора», а затем начнет продвижение в Прибалтику.


В Судетской области проживало более трех миллионов немцев, и это обстоятельство использовалась руководством нацистской Германии для осуществления замысла уничтожить Чехословакию. «Моим твердым решением является уничтожение Чехословакии посредством военной акции в обозримом будущем» отмечал Гитлер в директиве по плану «Грюн» от 30 мая 1938 г. Вильгельм Кейтель, начальник штаба верховного командования вермахта, дополнительно сообщал командующим видами вооруженных сил, что выполнение этой директивы должно быть обеспечено не позднее 1 октября 1938 г.


Нападение Германии на Чехословакию не состоялось. В дело вмешалась Англия, правительство которой оказало поддержку Германии в ее территориальных притязаниях к Чехословакии. Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен 15 сентября 1938 г. встретился с Гитлером в Берхтесгадене (Германия) и заверил его в своем стремлении к «германо-английскому сближению» и готовности ради этого признать включение судето-немецких областей в состав Германии. 19 сентября из Лондона и Парижа обратились к правительству Бенеша с призывом передать Судетскую область Германии и отказаться от своих договоров о взаимопомощи в пользу англо-французских гарантий новых чехословацких границ. Союзники требовали дать ответ на свою ноту не позднее 21 сентября, поскольку на следующий день была намечена новая встреча Чемберлена с Гитлером. Поначалу чехословацкое правительство отвергло этот ультиматум, решив подать в арбитраж и третейский суд Лиги Наций, но давление союзников нарастало. «Если д-р Бенеш не отдаст себя в наши руки, мы их умоем», говорил послу в Праге лорд Галифакс.


Тем временем из Лондона и Парижа усиливали давление на чехословацкое правительство. Чехословакии угрожали изоляцией, нападением в случае, если она встанет на путь сопротивления и прибегнет к помощи СССР. «Если же чехи объединятся с русскими, – говорилось в заявлении французского и британского послов от 21 сентября, – война может принять характер крестового похода против большевиков. Тогда правительствам Англии и Франции будет очень трудно остаться в стороне». В ночь на 21 сентября послы явились в резиденцию Бенеша, требуя срочного ответа на совместное англо-французское требование. Брошенный западными союзниками президент был вынужден уступить. 


«Нас подло предали», – заявил Бенеш. 


22–23 сентября Чемберлен снова встретился с Гитлером в Годесберге. Гитлер потребовал от него, чтобы ввод немецких войск в Судеты был осуществлен Германией не позднее 1 октября. Чемберлен согласился, кстати, вспомним слова премьера, сказанные еще в феврале «мы не должны обманывать, а тем более не должны обнадеживать малые слабые государства, обещая им защиту со стороны Лиги Наций»… 

 

Но продолжим о Мюнхене, который окончательно открывал двери войне. 28 сентября Муссолини сообщает Гитлеру, что он, Муссолини, готов выступить посредником на конференции, посвященной решению Судетской проблемы, и что об этом его просила Великобритания.


В Мюнхене, 29–30 сентября 1938 г., Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье предписали правительству Чехословакии передать Германии в десятидневный срок около 75 % территории страны. Чехословакия теряла четверть населения, около половины тяжелой промышленности, мощные укрепления на границе с Германией, а новая граница теперь фактически упиралась в предместья Праги. Отрицательное отношение к этому диктату правительства Чехословакии во внимание не принималось.


Весьма показательным явилось совместное принуждение Чехословакии силами агрессивных диктаторских режимов Германии и Италии и западных демократий (США поддержали мюнхенскую сделку). В обмен Германия подписала с Англией (30 сентября) и Францией (6 декабря) декларации, которые, по сути, являются пактами о ненападении.


Черчиль после Мюнхена сказал: «Вам предстояло выбирать между бесчестьем и войною; вы выбрали бесчестье, вы получите войну».

В январе 1939 г. в газете «Правде» была опубликована статья первого заместителя наркома иностранных дел СССР В.П. Потемкина «Международная обстановка второй империалистической войны». В статье говорилось, что Вторая Мировая война уже стала реальностью. Во второй половине 1930-х гг. со стороны ряда мировых держав был предприняты военные акции, коренным образом изменившие обстановку в мире. Именно эти события разделили все ведущие буржуазные державы на агрессоров и попустителей Агрессорами названы Германия, Италия и Япония, а попустителями Англия, Франция и США.


И еще немного. Войну не остановили в 1938, но были все шансы остановить ее в 1939. И жертв было бы гораздо меньше.


В период с 1 сентября 1939 г. 85 французским дивизиям, в составе которых насчитывалось 2200 танков, на Западном фронте противостояла немецкая группа армий «Ц». Немецкий генерал Н. Форман позднее дал последней такую характеристику: «Только 11 кадровых пехотных дивизий могли быть названы полноценными, все остальные являлись новыми формированиями, совершенно не соответствовавшими по своей подготовке и техническому оснащению требованиям маневренной войны… Группа армий (“Ц”) не имела ни одного танка, ни одного моторизованного соединения».


Однако англо-французские войска оставались пассивными. Более того, союзники не предложили Польше даже оружия. Начальник имперского генерального штаба Великобритании генерал Айронсайд в ответ на просьбу польской военной миссии о срочном оказании помощи посоветовал закупить вооружение в нейтральных странах.


На Нюрнбергском трибунале генерал-фельдмаршал Кейтель заявил: «Если бы франко-британцы предприняли наступление, мы смогли бы противопоставить им совершенно призрачную оборону».


Учитывая Пакт о взаимопомощи Франции с Польшей (от 21 февраля 1921 г.), франко-польскую военную конвенцию (от 19 мая 1939 г.), Соглашение о взаимопомощи между Соединенным Королевством и Польшей (25 августа 1939 г.), в которых прямо говорилось о немецкой агрессии, вероятность войны Германии на два фронта была очень велика. Но Польшу предали как и в 1938 Чехословакию.


К 9 сентября польские войска потеряли примерно треть своих соединений и частей. Польское главнокомандование отдало приказ отступать за Вислу на юго-восток и создать там новую линию обороны. Чтобы помешать этому, командование сухопутных войск Германии отдало приказ о наступлении танкового корпуса 3-й армии через р. Нарев на Брест и части сил 14-й армии через р. Сан на Хелм. Стратегической задачей являлся охват отступающих польских частей к востоку от реки Буг.


На Западном фронте практически в тот же день, передовые французские части примерно на 30-ти километровом участке продвинулись на глубину до 8-12 км в предполье линии Зигфрида в Сааре. Передовые отряды 2-й французской группы армий предприняли несмелую попытку продвинуться вперед. Немецкие войска, не ввязывались в бой, немцы организованно отошли на основные позиции.


Этой демонстрацией, собственно, ограничилась помощь Польше со стороны англо-французской коалиции.


Французский историк Мордаль писал, что «это была настоящая капитуляция без боя, ответственность за которую ложится в равной степени на тех, кто по ту и другую сторону Ла-Манша осуществлял руководство войной в англо-французской коалиции». Согласно планам англо-французского командования широкое наступление на Германию с запада должно было состояться лишь в отдаленном будущем, когда Англия и Франция сумеют заполучить себе в союзники США. Растрачивать силы ради спасения такого «малоценного» союзника, как Польша, они не намеревались.


Польша умирала одна, ее бросило даже собственное правительство, сбежавшее 17 сентября 1939 в Румынию.


Вот уж точно НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ, поэтому и предпринимается столько попыток ее переписать.


Виктор Юдин
5275 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461