Александр Скурчаев: Единственный выход из кризиса в Беларуси – это переговоры (интервью)

В Беларуси уже 5-й месяц продолжается политический кризис, который возник на фоне президентских выборов. Несмотря на некоторый спад протестующих в последние несколько недель, акции протеста продолжаются и, как заверяют организаторы, не собираются прекращаться. О причинах случившегося, давлении Европы и путях выхода из образовавшейся кризисной ситуации в интервью корреспонденту «Политринга» рассказал белорусский общественный деятель, инициатор переговорной площадки «Движение Народного Согласия» Александр Скурчаев.
- В Беларуси уже четвертый месяц продолжаются протесты оппозиции, несогласной с итогами президентских выборов. Что, по-вашему мнению, послужило поводом для создания в республике столь затянувшегося политического кризиса?
- Ответ зависит от глубины рассматриваемого вопроса.
Белорусское общество представляет из себя набор групп, которые сильно отличаются по мировоззрению.
Представители IT сектора - это образованные люди, преимущественно с европейским мышлением, сторонники демократии.
Чиновники и руководители государственного сектора - это люди, которые считают демократию фейком. Они живут по принципам: «победителей не судят» и «цель оправдывает средства».
Представители рабочего класса не доверяют ни одной из сторон, так как их долгое время обманывали.
Студенты, пенсионеры, интеллигенция и так далее, групп можно выделить много, каждая группа живёт обособленно и с трудом понимают друг друга.
Выборы 9 августа подвели черту, когда сторонники авторитарной диктатуры наглядно продемонстрировали своё отношение к гражданам и демократии, как форме общественного устройства.
Кризис длительный, потому что его корни глубокие и мировоззренческие. Но разрешить его можно.
- Есть ли опасения повторения украинского сценария в Беларуси?
- Да, риск потери территориальной целостности существует. Он ниже чем в августе, но тем не менее остаётся.
Запад и Россия борются за свои интересы в Беларуси, что потенциально может привести к разделению сфер влияния, и как следствие, потери территориальной целостности.
Этому способствуют белорусские политики, которые ищут защиту за границей и фактически действуют в интересах не страны и белорусского общества, а в интересах Запада и России.
- Почему Александру Лукашенко, в отличие от последних событий в Киргизии и той же Украине в 2014 году, удается удерживаться у власти?
- Власть - это авторитет и влияние, которое увеличивается со временем. Передать или отобрать власть, как чемодан с ручкой, невозможно.
Сторонников диктатуры в Беларуси множество, и среди них Александр Лукашенко пользуется авторитетом. Эта группа наделена властными полномочиями, силовыми возможностями и уверена в своём лидере. Что и обеспечивает возможность полной узурпации власти Александром Лукашенко.
Оппонентам, кроме как диалога, противопоставить нечего.
- На днях Евросоюз ввел третий пакет санкций против Беларуси. Насколько вообще имеет смысл в введение подобных санкций в отношении Беларуси?
- Широкие санкции наносят ущерб белорусским гражданам и фактически никак не влияют на действующую власть.
Дело в том, что в Беларуси есть огромный объём государственной собственности, а доходная статья бюджета составляет всего около 17 млрд долларов США. Распродавая активы, можно годами перекрывать текущий уровень выпадающих бюджетных доходов.
Покупатели есть. Это, прежде всего, Китай.
Плюс у власти появляется набор аргументов в борьбе с оппонентами в информационном поле.
Поэтому санкционная политика ослабляет инициаторов Тихановскую и Латушко и усиливает власть.
Точечные санкции, направленные на ослабление власти Александра Лукашенко, т.е. направленные против конкретных чиновников и контактируемых с ними людей, включая представителей бизнеса, могли бы нанести некоторый ущерб власти. Но это неминуемо приведёт к эскалации насилия и ещё большему усугублению кризиса.
Поэтому я убеждённый противник санкций. Они могут приводить к выгодам политиков и лоббируемых компаний, избавляющихся от конкурентов таким образом, но санкции всегда вредят белорусскому обществу.
- Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?
- Путь один - это переговоры. И альтернативы этому пути нет.
Практически все люди, вне зависимости от своих политических убеждений, хотят достойно жить, растить детей в достатке, иметь работу и возможность самореализации. Это то, что объединяет всех белорусов. Но это глобально.
Сейчас стоят вполне конкретные задачи. Например, освобождение политических заключённых. Удерживать их для власти уже нет смысла, но и просто отпустить она их не может, так как это может быть воспринято как слабость. Освобождение возможно при приемлемом позиционировании обеих сторон, и это сейчас является предметом обсуждения.
В рамках созданной мной переговорной площадки «Движение Народного Согласия» я провёл ряд переговоров с властью и оппозицией.
Внёс предложение освободить политических заключённых на основании ст.88 УК РБ, на основании возмещения нанесённого ущерба.
В такой ситуации власть покажет, что уголовные дела якобы не имели отношения к политике, а оппозиция может интерпретировать ситуацию как назначенный выкуп за заложников.
Все стороны остаются в удобных позициях, и при этом люди будут освобождены, что является в данном вопросе самым главным.
На днях пресс-секретарь власти Воскресенский озвучил возможность освобождения Виктора Бабарико, фактически начав процедуру выстраивания позиции.
Помимо вопроса политических заключённых, диалог пройдёт касательно целесообразности и содержания конституционной реформы. И конечно, самого главного вопроса - даты проведения прозрачных, честных президентских выборов. Эти переговоры пройдут в самое ближайшее время.