Кирилл Озимко: Есть ли шанс у пророссийских демократов в Беларуси?
Общественный активист и журналист Евгений Константинов не так давно заявил, что в нашей стране вот-вот появится новое общественно-политическое русофильское движение право-демократического толка.
Любопытный и необычный для белорусской политики синтез демократизма во внутренней политике и пророссийской ориентации во внешней не мог не привлечь к себе пристальное внимание со стороны пользователей сети. Ведь сколько лет к ряду в республике демократические ценности отстаивали только прозападные организации, оппозиционно настроенные по отношению к курсу Минска на интеграцию в рамках Союзного государства и ЕАЭС.
Русофильские или пророссийские общественно-политические объединения, в свою очередь, практически никогда не поднимали темы демократизации, либерализации, экономических реформ либо содействия увеличению гибкости политической системы в целом. Как правило, они занимают либо исключительно провластную позицию, особо не высказывая каких-либо собственных позиций, либо ударяются в традиционализм или ностальгию по советскому прошлому.
Не секрет, что политически активную и пассионарную часть белорусской (да и любой другой) молодежи, которая нацелена жить не по течению, а «креативить» и изменять свою страну к лучшему, привлекают, как правило, либерально-демократические или социал-демократические организации. Потому что они больше других говорят о свободе, справедливости, открытости, солидарности, самовыражении и индивидуализме, что в целом соответствует молодому духу. Все основные политические силы страны, реально придерживающиеся данных идеологий, предлагают западный вектор развития Беларуси и выход республики из евразийских интеграционных проектов.
Пророссийские или русофильские организации Беларуси предлагают, как уже было написано выше, совершенно иные смыслы и идеи. Бесперспективные для того, чтобы добиться влиятельности в обществе и уравновесить евразийский вектор развития к европейскому на политическом поле страны.
Что касается провластного идеологического направления, таких организаций в Беларуси хватает и без русофильских. Например, «БРСМ» или «Белая Русь». Причем, участие в них, судя по многочисленным сообщениям, способствует государственному карьерному росту их членов, что делает данные организации более предпочтительными для провластной социальной базы, чем негосударственные пророссийские движения.
Ну а привлекать в свои ряды новые лица, особенно молодежь, путем ностальгии и идеализации прошлых исторических периодов – сизифов труд, ибо пассионарии и активисты хотят совершенствовать настоящее и изменять к лучшему будущее, а не жить прошлым.
В связи с этим, русофильским (или славянофильским) демократам в Беларуси вполне по силам занять пустующую нишу на политическом поле страны. Они могут заинтересовать тех, кто стремится к мирным демократическим преобразованиям существующей политической системы, в то же время не склонен к национализму либо прозападному геополитическому вектору республики.