Олег Коваленок: Станислав Шушкевич. Интервью о себе на собственном же фоне
Порой интервью с человеком больше может сказать о нём, чем речи на митингах и публикации за его подписью. Станислав Шушкевич наряду с другими оппозиционерами достаточно часто попадает в поле зрения журналистов «Радыё Свабода» — белорусского филиала известного западного медиа-холдинга, специально создававшегося в былые годы для подрывной работы против Советского Союза и соцстран.
Этим он и сейчас занимается в неблагонадёжных с точки зрения Вашингтона странах. Кстати, о какой бы местной редакции «Радио Свобода» не шла речь, это образчик ярой ненависти к России и всему, что с ней связано. Даже столь последовательный русофоб, как Шушкевич, выглядел по сравнению с журналисткой русофилом.
Кстати, она его так однажды и назвала. Он не только не стал отпираться, но и подтвердил к немалому удивлению интервьюера, что большой поклонник русской культуры, что из всех авиакомпаний (до этого он, правда, признался, что имеет «сенаторскую» карточку немецкой «Люфтганзы») особенно любит «Аэрофлот» и что опасность от строящейся Белорусской АЭС гораздо меньшая, чем её рисуют. Как ещё не добавил, как её рисуют на том «Радыё Свабода». Затем на вопрос какие страны он видит в качестве основных друзей Беларуси, Шушкевич назвал её соседей. Обескураженная журналистка выдавила из себя: «С какой стороны?». Ответ одного из разрушителей СССР её вообще вверг в транс. «С обеих», — сказал Шушкевич.
Потом он поймал свою собеседницу на незнании «матчасти», когда та заявила про вторжение России в Чехословакию и Афганистан. Интервьюируемый уже не выдержал и, повысив тон, спросил: «При чем тут Россия?» и посоветовал не путать её с Советским Союзом. Ещё дважды он повышал голос на свою визави. Один, когда та напомнила о якобы имевшем в 2010 году обращении Шушкевича к тогдашнему президенту России Медведеву с просьбой направить войска для наведения порядка в Беларуси.
В этот момент уже журналистка «Радыё Свабода» стала интервьюируемой. На неоднократно повторённый вопрос о том, видела ли она какое-либо заявление за его подписью, та моргала глазами и повторяла, что читала об этом в оппозиционной прессе.
К слову, сам Станислав Станиславович не исключил, что где-то мог в пылу полемики и брякнуть по поводу российских войск, но напрочь не помнит где и при каких обстоятельствах и никаких бумаг он явно не подписывали никому не направлял. Был момент, когда Шушкевич и вовсе оскорбил свою собеседницу, сказав, что она «сбрендила». Барышня, кстати, этого заслуживала. Речь шла о том, что в Украине некоторые официальные лица жалеют об отказе в своё время от ядерного оружия. По мнению журналистки, с помощью его Украине было бы проще воевать с Россией, а Беларуси отстаивать свою независимость от неё же. Чуть было не назвав свою визави «дурой», Станислав Шушкевич достаточно популярно растолковал ей чем грозит Беларуси статус ядерной державы с политической, военной, технологической и экологической точки зрения. Есть такой приём в журналистике, как провокационное интервью. Но всё должно иметь меру. В данном случае «Радыё Свабоде» им не стоило злоупотреблять, чтобы не представить свою журналистку интеллектуально неразвитой мизантропкой.
Человеколюбием интервьюируемый тоже не отличался. Он, например, высказался за «справедливую перекройку границ», говоря о Крыме, Приднестровье и Донбассе. На этих словах, наверняка, многие, кто смотрел это интервью, подпрыгнули в своих креслах. Шушкевич ратует за признание фактического положения вещей, а не «международно-признанных» границ. Хотя, оказалось, что он как раз (какая крамола с точки зрения Запада!) признаёт тот факт, что суверенитет Украины и Молдовы на эти территории не распространяется, но считает, что справедливо было бы вернуть их прежним владельцам. Не осознавать того, что это можно сделать лишь военным путём его вовсе не волновало. Не говоря уже о том, что ему плевать на волю тамошнего народа, высказанную на референдуме. Ему вообще претит эта форма прямого волеизъявления народа.
Он даже спрогнозировал, что 82% граждан Беларуси поддержат интеграцию с Россией на референдуме, «организованном по требованию Путина».
Вообще, кстати, Шушкевич очень низкого мнения о белорусском народе. В интервью он вообще мало о ком хорошо отозвался. Позняк – очень хилый политик. Кебич, по мнению Шушкевича, выиграй президентские выборы в 1994 году, был бы ещё худшим вариантом для Беларуси, чем Лукашенко. Ельцин в 1993 году узурпировавший власть в России – больший демократ, чем слабый и нерешительный Горбачев. Клинтон, в свою очередь, более социалист, чем Ельцин. Кстати, на нелепейший вопрос журналистки о том, кого из них социал-демократов Шушкевич считает большим социалистом, тот долго не мог ответить. В конечном счёте сделал выбор в пользу Клинтона. И т.д. и т.п.
Что же касается белорусского народа, то его Станислав Шушкевич назвал «народонаселением».
Почему? Потому что предпочитает русский язык белорусскому и «поганую русскую культуру» (так и сказал, призвав не путать с великой культурой, которая переплетается с белорусской). Потом, повергнув в очередной раз в шок интервьюировавшую его барышню (она смогла с застывшим в горле коме лишь прошептать: «Неожиданно…»), заявил, что ему нравится нынешний гимн страны. Но тут же поправился и сказал, что заменил бы в его тексте некоторые слова. При этом он «околесицей» назвал строчку о братском союзе народов. Вам всё ясно? Не может быть многонационального народа Беларуси. К слову, интервью Шушкевича иногда перемежалось с очень короткими фрагментами из его платных лекций (о чем, как оказывается, сам Шушкевич не знал), которые он читал на русском языке…
Шушкевич много чего наговорил во время интервью, дурно красящего его. Причём очень часто он противоречил своим же словам, сказанным ранее. Интервью длилось час с небольшим. Поэтому разбирать его по косточкам очень долго. Но всему пределом было, когда на вопрос о том, какая, на его взгляд, эпоха была наиболее счастливой для белорусского народа, он вспомнил о спасённом сообща православными и католиками от нацистов еврейском мальчике. История действительно трогательная, но именно нацистскую оккупацию нашей страны Станислав Шушкевич и назвал «счастливым временем». Не верите — послушайте интервью. Приятного просмотра.
Источник: «Телескоп»