Разбираемся, кому и чем помешала Белорусская АЭС - Николай Волович


Физический запуск в Островце Гродненской области Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) 7 ноября 2020 года стал историческим событием в жизни нашей страны. Беларусь вошла в клуб ядерных держав. Запуск атомной электростанции открыл Беларуси новые перспективы и возможности для развития национальной экономики, в первую очередь для активного развития электротранспорта.

Политическая истерия

22 декабря 2020 года, после получения разрешения от Госатомнадзора республики, начался этап опытно-промышленной эксплуатации первого энергоблока БелАЭС с выводом его на 75% номинальной мощности.

2 июня 2021 года Белорусской АЭС выдана лицензия на промышленную эксплуатацию энергоблока № 1. Таким образом, завершился период опытно-промышленной эксплуатации станции. В ходе проведения плановых испытаний была полностью отлажена работа всех систем первого энергоблока. Завершена синхронизация и включение Белорусской АЭС в единую энергосистему страны.

Решение о выдаче лицензии на эксплуатацию первого блока БелАЭС базируется на заключении Госатомнадзора и положительных результатах экспертизы, которая была выполнена государственным научным учреждением «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Национальной академии наук Беларуси. Более того, МАГАТЭ также подтвердило высокий уровень безопасности станции. В частности, директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси заявил: «Мы обнаружили и хорошие практики, и то, что требует улучшения. Но я хочу сказать очень важную вещь. Мы не нашли какой-либо причины, из-за которой эта станция не должна работать».

Однако, еще с момента начала строительства, вокруг Белорусской атомной электростанции нагнеталась истерия. БелАЭС была объявлена самая настоящая политическая война. На уровне оккупационных властей бывшей Литовской ССР разработана широкомасштабная программа по дискредитации АЭС в Беларуси. Литва по сей день использует любой повод, чтобы броситься с обвинительными претензиями к нашей стране.

Самая высокая степень надежности

Для начала будет уместно рассказать о самой Белорусской АЭС. На атомной электростанции в Островце установлены два водо-водяных энергетических реактора мощностью 1200 МВт каждый (один уже введен в эксплуатацию). Данный тип реактора разработан российским ОКБ «Гидропресс». Проект реализуется крупнейшими предприятиями российского машиностроительного дивизиона «Атомэнергомаш», входящих в госкорпорацию «Росатом»: ОАО «ОКБ «Гидропресс», ОАО «ЗиО-Подольск» и ПАО «Энергомашспецсталь». Значимость и авторитет указанных промышленных гигантов не вызывает сомнений.

Специалистами ОАО «ОКБ «Гидропресс» и разработан проект водо-водяного энергетического реактора ВВЭР-1200. Главный конструктор, начальник департамента конструирования основных систем и оборудования реакторных установок М.П.Никитенко, анализируя высокий уровень работы своего предприятия, отметил, что в стенах ОКБ «Гидропресс» разработана такая конструкция реакторной установки, которая учитывает вызовы времени и может подвергаться модернизации по мере необходимости. Речь идет о системе контроля и управления, которая, как отметил специалист с мировым уровнем, модернизируется примерно раз в десять лет, что, с учетом стремительного развития информационных технологий, является вполне логичным и оправданным, а также об основном оборудовании — реакторе, парогенераторе, главном циркуляционном насосе и т.д. Не исключено, что по мере совершенствования будут применяться также новые виды топлива и топливные циклы.

АЭС с реакторами Островецкого образца нового поколения «3+» с реакторной установкой ВВЭР-1200 уже сегодня успешно работают на двадцати атомных электростанциях в России, Армении, Финляндии, Венгрии, Чехии, Словакии, Китае, Индии, Иране и др. Это, например, Нововоронежская АЭС, где введены в эксплуатацию два реактора (в 2017 и 2019 годах). Завершается ввод в эксплуатацию двух реакторов на Ленинградской АЭС. Кроме того, на сегодня продолжается строительство АЭС «Аккую» (Турция) и строительство четвертой очереди (энергоблоки № 7 и № 8) Тяньваньской АЭС (Китай). Более того, в Венгрии генподрядчик из Российской Федерации «Росатом» рассчитывает осенью 2021 года получить лицензию на строительство двух новых энергоблоков венгерской АЭС «Пакш».

Соответственно, БелАЭС обладает, как и все другие АЭС, сооружаемые генеральным подрядчиком «Росатом», самой высокой степенью надежности. Более того, основным отличием Белорусской атомной электростанции от других проектов можно считать, пожалуй, применение дополнительных систем пассивной безопасности. Кроме того, с целью увеличения срока службы в отдельной части реактор увеличен на 100 мм. Так что можно с уверенностью сказать: в разработке Белорусской АЭС по максимуму сконцентрирован опыт проектирования, строительства, проведения пусконаладочных работ и эксплуатации аналогичных электростанций. В том числе учтены все происшествия, когда-либо происходившие на АЭС в России и мире, введены дополнительные системы безопасности, которые не допустят их повторения.

Особенностями Проекта «АЭС-2006» является четырехканальная система безопасности с активными и пассивными элементами. Новая реакторная установка с дополнительными системами безопасности включает:

систему пассивного отвода тепла;
систему сброса и очистки среды из оболочки;
двойную защитную гермооболочку;
ловушку расплава топлива при запроектной аварии.
Для повышения надежности в проекте реализованы:

система безопасности на основе пассивных и активных устройств, что позволяет существенно (в 500-1000 раз) снизить вероятность тяжелого повреждения активной зоны реактора;
совмещение функций систем нормальной эксплуатации и безопасности с целью снижения вероятности отказа, уменьшения количества оборудования и упрощения систем энергоблока;
ввод новых систем контроля и диагностики оборудования, трубопроводов 1-го контура и арматуры;
водяная смазка подшипников главных циркуляционных насосов.
Перечисленные технические решения показывают их прогрессивность и направленность на достижение более высоких показателей по безопасности с учетом общемировых тенденций.

Антибелорусский и антироссийский фронт

Таким образом, вся истерия вокруг Белорусской АЭС лежит исключительно в политической плоскости. Безусловно, Литву в частности и коллективный Запад в целом не устраивает генподрядчик в лице «Росатома», а также союзные отношения Беларуси и России. И это — главная причина.

Еще одним немаловажным аспектом истерии является очевидный проигрыш Литвы и Польши в вопросе энергетики.

Польша, верная избранному геополитическому курсу и своим обязанностям «главного друга США в Европе», использует агрессивную антироссийскую риторику и осуществляет соответствующую враждебную политику, одним из векторов которой является противодействие так называемой российской энергетической экспансии.

В рамках этой стратегии Польша и Соединенные Штаты Америки заключили соглашение, в рамках которого США обязались разработать план строительства шести атомных реакторов на территории Республики Польша совокупной мощностью до девяти гигаватт. На реализацию данного плана может понадобиться порядка 40 миллиардов долларов. За эту сумму Вашингтон обещает запустить первый реактор не позднее 2033 года, а к 2040-му в Польше будет три рабочих АЭС.

При этом нужно акцентировать внимание на том, что условия строительства — кабальные, а американские подрядчики не вызывают никакого доверия. Самый яркий и наглядный пример последних лет — это строительство американских АЭС в Китае, который, модернизируя собственную энергетику, попросил американцев в лице Westinghouse и General Electric построить сразу шесть атомных электростанций.

В результате было построено две — «Хайян» и «Саньмынь», а сроки строительства с четырех лет выросли до двенадцати, проектная смета увеличилась втрое. Проанализировав ход строительства, Пекин расторг соглашение и от дальнейшего сотрудничества отказался.

Следует отметить, что в октябре 2009 года, накануне полного закрытия Игналинской АЭС, президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью Slon оптимистично рисовала планы по строительству в бывшей Литовской ССР новых, западных атомных энергоблоков взамен «плохих», советских. Литва вместе с другими балтийскими странами мечтала реализовать этот общий энергетический проект. С тех пор утекло много воды, но проект строительства новых блоков никуда не продвинулся, ведь у официального Вильнюса нет денег, да и наплыва инвесторов тоже нет.

После разрушения Советского Союза Литва взяла курс на вхождение в Европейский союз. Одним из ключевых условий этого процесса как раз и было закрытие безупречно функционировавшей Игналинской атомной электростанции. И этот процесс, незавершенный по сей день, как в зеркале, отразил в себе все «прелести» «цивилизованного западного общества», истинное отношение политиков ЕС к народам своих стран, а также пресмыкание новых литовских политэлит перед Брюсселем.

Игналинская АЭС имела два самых мощных в мире энергоблока по 1600 МВт каждый. Себестоимость электроэнергии на Игналинке была почти вдвое меньше, чем на других электростанциях. В 1991 году ИАЭС производила 60 % всей электроэнергии Литвы, в 1993 году станция выработала 12,26 миллиарда кВт*ч электроэнергии — 88,1 % всей произведенной электроэнергии.

Первый энергоблок полностью обеспечивал потребности бывшей Литовской ССР, а второй работал только на экспорт — в Беларусь, Россию, бывшие Латвийскую и Эстонскую ССР.

По некоторым оценкам, доход от экспорта составлял 1 % от ВВП страны. Вывод единственной в Литве атомной электростанции из эксплуатации лишил эту прибалтийскую республику огромных доходов в бюджет, а также лишил рабочих мест специалистов, занятых в данной сфере. Да и цена на электроэнергию для потребителей Литвы возросла. Не вызывает сомнений, что закрытие Игналинской АЭС было чисто политическим решением.

Это и понятно: старушке Европе на рынке не нужен продавец с дешевой электроэнергией. Ведь дешевые энергоресурсы позволяли бы другим предприятиям производить более дешевую продукцию, которая могла бы составить большую конкуренцию европейским гигантам. Естественно, это политический момент.

Кстати, Евросоюз, как всегда, ни одного из своих обещаний по выделению средств на закрытие Игналинской АЭС не выполнил. Планировалось, что в 2014-2020 годах на закрытие ИАЭС будут выделены средства ЕС в размере 820 млн евро, а с 2021 по 2027 год — еще 780 млн. Фактически же на конец 2020 года по линии Европейского Союза Литва получила всего лишь 450,8 млн евро. Да и на предстоящий до 2027 года период уже запланировано куда меньше ожидаемого — 490 млн. Не факт, что даже эта сумма будет исполнена.

Кроме того, вывод Игналинской АЭС из эксплуатации сопряжен еще и с рядом вопиющих нарушений норм ядерной и экологической безопасности. Причем некоторые такие нарушения официальный Вильнюс совершенно безответственно пытался скрыть как от местного населения, так и от мирового сообщества, в том числе от своей соседки — Республики Беларусь.

Так, 5 октября 2010 года на первом блоке ИАЭС, остановленном к тому времени уже почти шесть лет, во время работ по дезактивации разлилось около 300 тонн (!) высокорадиоактивной жидкости. Я уже не говорю о желании Литвы построить могильник радиоактивных отходов на границе с Беларусью.

Все действия Прибалтийских государств и Польши укладываются в геополитическую стратегию Запада. Идея заключается в том, чтобы отсечь Российскую Федерацию от Европы путем формирования так называемого «санитарного» кордона в Европе. Сегодня в рамках этой стратегии Литва, Латвия и Эстония стремятся как можно быстрее выйти из единой энергосистемы БРЭЛЛ, куда кроме прибалтийских государств входят еще Беларусь и Россия.

Кстати, прибалтийские вымираты планируют синхронизироваться с энергосистемой Европы через Польшу посредством уже построенной смычки LitPol Link. Этот проект для данных государств приведет к экономическим потерям из-за удорожания энергоресурсов. Он направлен именно против России и ее союзников и является одним из элементов глобального противостояния Западной и Русской цивилизаций.

Сегодня Литвой и Польшей в рамках этого противостояния создается широкий международный антибелорусский фронт, который тесно увязан с антироссийским. В Вильнюсе, Варшаве и Брюсселе уже не скрывают истинных целей совершить геополитический разворот Беларуси и тем самым замкнуть дугу недружественных государств вокруг России.

Фактически, правящие круги Литвы, Латвии, Эстонии и Польши, выполняя волю своих брюссельско-вашингтонских хозяев, действуют как оккупационные администрации и выражают интересы кого угодно, но только не собственных народов, подталкивая свои государства к экономическому суициду. Логика коллективного Запада здесь чисто колонизаторская — освобождение территорий Литвы, Латвии и Эстонии от населения с целью создания ударного натовского кулака для движения на восток.

Таким образом, небольшая по мировым меркам Республика Беларусь, имеющая стратегическое положение в центре Европы, является серьезным конкурентом и ненужной преградой на пути реализации мировым капиталом собственных геополитических интересов. Именно по этой причине на нас оказывается давление по всем направлениям.

Поэтому в числе всего прочего Запад раздражает даже само существование БелАЭС. А между прочим, принимая решение о развитии в стране атомной энергетики, Президент Беларуси Александр Лукашенко поступил мудро, заботясь не просто об экономической составляющей, но и в целом о белорусском государстве и народе.

Как результат — сегодня у Республики Беларусь есть своя атомная электростанция, в планах построить вторую. А у вас, господа литовские политические пигмеи и польские адепты пилсудчины, собственной атомной энергетики НЕТ. И примите это как данность!

Николай Волович, публицист, член Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси, магистр физико-математических наук

Источник: mlyn.by
4468 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461