Который день не утихают страсти вокруг постановки на сцене витебского Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа спектакля «Тень мысли нашей» по пьесе Франтишека Олехновича. И только ленивый не возмутился тем, что «на выделенные государством деньги чествуют фашистских прихвостней». Этой вдруг «злободневной» теме нужно остыть. Травля актёров должна быть прекращена.


Спектакль идёт на витебской сцене в постановке актрисы колосовского театра Нины Обуховой. Постановка, как полагается, принята художественным советом, и до сих пор, до злополучных публикаций, вопросов ни у кого не вызывала. Как никому не было дела до того, что другие пьесы Олехновича несколько десятилетий идут на больших и малых подмостках страны. «Чёрт и баба» – едва ли не самая ходовая пьеса среди любительских театров. Этот спектакль в репертуаре столичного ТЮЗа. Там же с успехом шёл спектакль по произведению Олехновича «Пан министр»…


С чего вдруг возник сыр-бор?


А с того обстоятельства, что витебские актёры, задействованные в означенной постановке Обуховой, умудрились сфотографироваться возле памятника Олехновичу. Дескать, почтили память фашистского коллаборациониста…


Сам разговор на тему резонансного околотеатрального явления загоняет нас в ситуационный тупик: что бы сейчас ни написала, обвинят либо в «защите фашиствующих», либо в нелюбви к белорусской культуре, либо в «маразме псевдопатриотизма», либо, либо, либо…


Актёры ввиду специфической занятости имеют мало возможностей для исторического самообразования. Зачастую они «погружаются» в эпоху, когда того требует роль. Допускаю, актёры труппы (и сама Обухова), задействованные в спектакле, и не знали всех перипетий рваной судьбы одиозного драматурга, жившего в непростое время. А если и знали, то уж точно не выпячивали и не бравировали неприглядным прошлым писателя. И, фотографируясь возле памятника Олехновича, они не бросали вызов обществу профашистским пафосом. Это не социальный вызов и не эпатажный выпад. Как не делает вызова академической науке любой турист, гость нашего города, фотографируясь у городского памятника Старику Хоттабычу.


Задача режиссёра качественно ставить спектакли по высокохудожественным пьесам талантливых драматургов. Задача актёров – своей игрой передать зрителю замыслы драматурга и режиссёра. Задача искусствоведов – судить спектакль по литературной и художественной ценности, по концептуальному решению режиссёра. Задача отделов культуры и идеологии утверждать или запрещать спектакль.


Можем мы в этой сентенции отделить судьбу драматурга от качества его произведения? Можем. Оправдываем ли мы тем самым его пособничество фашистам? Нет, не оправдываем. Этому нет оправдания. Можем ли не плевать в литературное творчество, но осуждать самого литератора? Можем. Как не плюём на обложки книг Василя Быкова из-за несогласия с его националистическими убеждениями. Как не чертыхаемся на поэта-националиста Нила Гилевича, подпевая «А я лягу-прылягу»…


Напомню, пьеса белорусского «нашего всё» Якуба Коласа «Новая земля» в советские и постсоветские времена – много десятилетий! – была под запретом, по разным идеологическим «соображениям». Кто от этого выиграл?


Итак, пьеса Франтишка Олехновича не находится в каких-либо списках запрещенной литературы, в произведении не содержится фашистских, экстремистских и прочих призывов; она принята худсоветом, а стало быть, одобрена отделом культуры горисполкома и Министерством культуры.


После войны в Белорусской ССР жило слишком много тех, кто подпадал под определение «сотрудничавших с оккупантами». Однако в сентябре 1955 года Верховный Совет СССР выпустил Указ, согласно которому амнистировались и освобождались от ответственности те, кто во время оккупации занимали руководящие должности в созданных оккупантами органах, пропагандистских организациях, если они явились с повинной или искупили вину последующей полезной деятельностью в СССР.


Писатель Олехнович остался в истории белорусского театра талантливым драматургом. А гражданин Олехнович навеки останется пособником фашистских захватчиков, радующимся бомбардировкам белорусских городов.


Давайте же позволим витебским театральным деятелям заниматься своим делом. И отделим театр от политики.


Эльвира Мирсалимова


Перейти на сайт