Представление Константинополем Томоса на автокефалию религиозной структуре, именуемой «Православная церковь Украины», не было признано ни одной поместной церковью. Более того, значительная часть православного мира осудила этот шаг Патриарха Варфоломея и выступила в поддержку украинской канонической церкви. 


Отношение РПЦ к раскольникам было сформулировано и, казалось бы, какому либо пересмотру и обсуждению не подлежит. Никаких альтернативных мнений, признаемся, никто не ожидал.


Поэтому никак не поддаются логике недавние высказывания духовника белорусского президента Федора Повного. Настоятель Всехсвятского минского прихода заявил, что Беларусь может стать посредником между РПЦ и новой украинской церковью. По его мнению, религиозным лидерам Украины и России стоит подумать о том, «чтобы слова любви были и заканчивались не только буквами». Он предложил им «собраться вместе и посмотреть друг другу в глаза».


Здесь хочется возразить. Неужто, следуя логике духовника, высшим проявлением любви и добродетели следует считать силовой захват храмов и репрессии в отношении священнослужителей канонической УПЦ?  В таком случае советуем Поповному, самому посмотреть «глаза в глаза» миллионам украинских верующих, отказавшихся признавать новую раскольническую церковь…


И всё-таки как следует воспринимать позицию Поповного, как частное высказывание, или позицию всей Белорусской православной церкви?


Мы хорошо помним, что представители БПЦ Московского патриархата участвовали в заседании исторического священного Синода, принявшего решение разорвать евхаристическое общение с Константинополем.  К тому же сам синод собирался в городе Минске.


«Белорусская православная церковь как часть Русской православной церкви присоединяется к этому решению (о прекращении евхаристического общения с Константинополем. – Ред.)», – заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион после заседания Священного синода.


А на общем собрании Минской епархии было принято решение «признать раскольническим сообществом так называемую Автокефальную Православную Церковь Украины во главе с так называемым митрополитом Киевским и всея Украины Епифанием».


Нет никаких сомнений, что все ветви иерархического древа РПЦ придерживаются общей позиции, и значит ни о каком расколе внутри религиозной структуры говорить не приходиться.


В таком случае предложение о посредничестве Поповного не что иное, как спекуляция и откровенная провокация, способная бросить тень на всё белорусское православие и политическое руководство страны.


Удивляет, что священник  до сих пор не был лишён своего высокого сана, и не было реакции Белоруской православной церкви, которая не понаслышке знает, что такое церковный раскол.


Очевидно, что высказывания Поповского льют воду и на мельницу Белорусской автокефальной православной церкви, иерархи которой имеют все основания воспарять духом и рассчитывать на развитие ситуации по украинскому сценарию.


А только надо ли это белорусскому обществу и православным верующим? Ответ очевиден, для всех, только, видимо, кроме Поповского, собственноручно засевающего зёрна раскола в белорусскую землю…


Источник: "Телескоп"
Перейти на сайт