Александр Телевич: Праздник, который всегда с тобой


В удивительной стране живем: в истории белорусского государства существует, по меньшей мере, шесть календарных дат, которые могли бы отмечаться как день ее рождения.


Несмотря на предельно актуальную в этом году дату 25 марта 1918 года, перечисление дат, имеющих прямое отношение к становлению независимого белорусского государства уместно начать с 27 июля 1990 года. Ведь именно в этот день депутаты Верховного совета БССР XII созыва (в котором нынешний президент Беларуси начинал свою политическую карьеру) принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР.


Существует занятное мнение, распространяемое, главным образом, адептами теории заговора и прочими любителями нумерологии, что это была «магия чисел» и принятие Декларации именно в этот день является логическим продолжением событий, произошедших также двадцать седьмого дня, но только июня-месяца (27 июня 1944), во время Второго Всебелорусского конгресса. Именно то собрание представителей белорусских коллаборационистских организаций и ряда иных лиц, лояльных по отношению к немецким оккупационным властям, провозгласило себя «полноправным и высшим представителем белорусского народа» и выразило непризнание БССР как формы белорусской государственности, объявив ее неправомочной.


По логике «нумерологов», люди, входившие в 1990 году во фракцию БНФ в тогда еще однопалатном белорусском парламенте, специально тянули время, дабы подписать этот исторический документ именно двадцать седьмого числа, пусть и другого месяца. Скорее всего, на небе просто сошлись звезды: и независимость нежданно-негаданно «свалилась» на нас именно 27 июля 1990. Не хотелось бы слишком глубоко лезть в исторические дебри последних лет, предшествовавших получению независимости, но есть все основания полагать, что приняв Декларацию о суверенитете, мы лишь повторили аналогичные действия ряда других республик, входивших в СССР. Позже эти события будут названы «парадом суверенитетов», в числе прочих причин, приведшего к ликвидации СССР как субъекта международного права 26 декабря 1991 года.


Раз уж нам вспомнился Второй Всебелорусский конгресс, то необходимо вспомнить и первый, но только съезд, начавший свою работу 5 декабря 1917 года в Минске. Основной темой того съезда был вопрос о форме самоопределения Беларуси (вот, собственно, вам и реально первая попытка создания независимого белорусского государства, пусть даже и фактически на уровне все тех же дискуссий, но уже имевших под собой хоть в какую-то юридическую основу). Одни делегаты хотели полной независимости, другие предлагали областную автономию в составе России, третьи - автономию с собственным региональным законодательным органом и администрацией.

Первый Всебелорусский съезд не признал власти большевиков, что, вероятно, и определило его дальнейшую судьбу. Делегаты съезда успели принять только компромиссную резолюцию об установлении республиканской формы правления и создании временного органа власти – Съезда крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Далее антракт. По забавному стечению обстоятельств все действо происходило в здании городского театра, что ныне является Национальным академическим театром имени Янки Купалы. После антракта в зале появились большевики и дали всем присутствующим ясно понять, что «всем спасибо, все свободны». Занавес. Появившимся на сцене людям нужно сказать огромное человеческое спасибо, т.к. их последователи спустя всего каких-то двадцать лет, скорее всего, не могли бы быть замечены в подобном либерализме и человеколюбии. Ни разу.


Собственно, нумеровать нынешние пять Всебелорусских собраний (первое состоялось в 1996 году, пятое и пока что последнее - в 2016) - это грешить против исторической справедливости, т.к., Первый Всебелорусский съезд состоялся в год Великой Октябрьской революции, а второй (упоминать который по определенным причинам как-то не совсем комильфо) - в 1944. Впрочем, здесь ситуация близка к вопросу о хронологии Олимпийских игр, которые разделяют на Олимпийские игры античности и Олимпийские игры современности - никому же не приходит в голову вести отсчет нынешних олимпиад от некого года, который был еще «до нашей эры».


А вот количество юридических образований, которые в разное время и разной степени по-белорусски претворяли в жизнь тезис вождя мирового пролетариата о «свободе нации на самоопределение», посчитать вполне реально. Март 1918 - Белорусская Народная Республика - это раз. 1 января 1919 года - Советская Социалистическая Республика Белоруссии - это два. Февраль 1919 - объединение с Литовской ССР и создание Литовско-Белорусской ССР (т.н. Литбел) - это три. Июль 1920 - опять БССР - это четыре. Нахождение с составе Рейхкомиссариата «Остланд» в период второй германской оккупации (1941-1944) - не в счет. Июль 1990 года - Республика Беларусь. Это пять.


Будет справедливым также упомянуть 17 сентября 1939 года, когда в результате раздела Польши между СССР и Германией Западная Беларусь воссоединилась с БССР, а в Европе одним разделенным народом стало меньше.


В прочем, мы отвлеклись от основной темы, а именно - сколько раз в году можно отмечать день рождения нашей Родины. Так, в период с 1991 и до 1996 дата 27 июля официально являлась Днем Независимости Республики Беларусь. Но по результатам референдума 1996 года она была перенесена на двадцать четыре дня раньше, т.е. на 3 июля - день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков (и символически всей Беларуси, т.к. Минск – это: во-первых, столица, а во-вторых - находится в центре страны).


Существует несколько мнений, почему было необходимо перенести эту дату с 27 на 3 июля. Во-первых, вынесение данного вопроса в связке с вопросом об отмене смертной казни на второй республиканский референдум психологически отвлекало внимание участвовавших в нем граждан от более серьезных вопросов, вынесенных на тот плебисцит. Во-вторых, такой ход власти являлся логическим продолжением решений, принятых в результате референдума 1995 года, где одним из вопросов был «поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?»


В итоге перенос даты празднования Дня Независимости стал тогда очередным символическим «реверансом» в отношении нашего восточного соседа. Но в итоге получилось, что перенос празднования даты провозглашения независимости с дня, когда Беларусь впервые за 200 лет совершила попытку выйти из-под влияния России, действительно увенчавшуюся успехом (несколько месяцев в 1918 и «альтернативная» неделя в 1944 - не в счет), на дату освобождения из-под ига, только, возможно более жесткого, в корне изменило суть этого праздника. Даже больше - понятие «день независимости» потеряло свою первоначальное историческое значение.


Раз уж мы вспомнили год номер 1918, то необходимо упомянуть, что и сегодня очень многие наши соотечественники считают Днем Независимости не 27 и не 3 июля, а именно 25 марта 1918 года. Мотивируют свою точку зрения они тем, что 27 июля 1990 у Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР еще не было необходимой юридической силы. И это правда - статус конституционного закона Декларация получила от депутатов Верховного совета БССР только 25 августа 1991 года.


Можно возразить, что в 1918 году фактической независимости у Белорусской Народной Республики не было и в помине: мол, ведь как можно было создавать суверенное государство на территории, временно занятой вооруженными формированиями иностранного государства? Мнение, что это произошло вовсе не на оккупированной территории (Советская власть как бы уже ушла, а немецкая как бы еще не пришла - и в этот самый «люфт в несколько дней» мы и умудрились провозгласить БНР) пусть пополнит собрание политической мифологии. Есть еще третья точка зрения - считать Днем Независимости именно 3 июля 1944. Ведь в этот день Беларусь действительно избавилась от оккупационного античеловеческого режима. Противники этого мнения часто в качестве контраргумента приводят утверждение, что пришедшая на смену тогдашней немецкой власти, другая власть, советская, по ряду позиций «лютовала» не меньше, чем потомки Гете и Бисмарка. Как любит говорить тот же Зянон Позняк: «немецкая оккупация Минска сменилась снова на советскую оккупацию». В прочем, пусть подобные мнения остаются на совести их авторов.


Мне думается, что время - лучший доктор. Будущее всех рассудит и все расставит на свои места.


Ведь как было с той же исторической символикой? «Поднялась» в 1918 году. Потом исчезла на два десятилетия, до 1940-х... Потом ушла в небытие на несколько десятков лет, вернее, жила в эмиграции и оставалась в сознании патриотов, не пожелавших или не имевших возможности эмигрировать. Сейчас она тоже, скорее вне закона, хотя и является официально зарегистрированной символикой одной из политических партий.


Главное - у нас сегодня есть свое суверенное национальное государство. А по большому счету так ли уж важно, когда у него день рождения?

 

Александр Телевич
4632 просмотра
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461