Анатолий Тихон: Кому дело до маковок
Без малого 100 лет назад в центре Варшавы был взорван величественный Александро-Невский собор. На этот храм православные прихожане польской столицы собирали средства очень долго и трудно. Строился 70-метровый величественный архитектурный ансамбль, который спроектировал знаменитый Леонтий Бенуа целых 18 лет. Но в середине 20-х годов польское правительство, недовольное условиями Брестского мира и натянутыми отношениями с новой советской властью решило судьбу храма по-своему. Впрочем, в этом они оказались солидарны с большевиками.
О соборе сегодня напоминают лишь фрагменты мозаики, которые некогда украшали его своды. Они были вывезены тогда из Польши и сейчас частично находятся в том числе и в Беларуси: в Коложе и Барановичах.
Автор этих строк ни в коем случае не ставит в упрек этот исторический факт нашим соседям, которые сегодня являются и не только по моему мнению оплотом католицизма и христианской веры в Европе. Речь пойдет о духовности в целом и ее использовании политиками в угоду своим, как показывает время, недальновидным планам.
В белорусском интернет-сообществе вовсю проходит шумная кампания, которая затрагивает сразу несколько аспектов. Речь идет о так называемой петиции против «московских луковиц» на белорусских церквях.
«С 2010-х гг. антиреставрационная активность Белорусского экзархата Московского патриархата приобрела беспрецедентные масштабы, которую сравнивают с деятельностью Муравьева-вешателя в деле русификации Северо-Западного края, а само явление в широких кругах сознательного населения получило название “антиреставрация Московского патриархата”», — считает автор петиции. Не стану вдаваться в подробности требований протестующих, выражу лишь свое мнение в двух плоскостях.
Борьба с маковками православных храмов взросла аккурат на почве подпитанной итогами Синода Константинопольского патриархата, проходившего 18–20 апреля в резиденции Вселенского патриарха. Киевский патриархат и автокефалия, а весте с ними и власти страны уже объявили о создании под омофором Константинопольского патриархата украинской поместной церкви, окончательное решение будет известно 28 мая. То, что разыгрывается отнюдь не желание принять взвешенное решение, а веская политическая карта - налицо. Как налицо и факты серьезного давления на оплоты Московского патриархата, которые до Майдана никому не мешали в Украине, об этом вам с грустью расскажут наши белорусские паломники, которые посещали последние несколько лет Почаевскую лавру. Не буду останавливаться на прогнозах и последствиях возможного раскола в православном мире в соседней стране, они уже по своему определению далеки от христианской морали…
Аккурат спустя неделю после обозначенных выше событий активисты в Беларуси начали свою кампанию, петиция «Не антырэстаўрацыі цэркваў!» появилась в сети 28 апреля и сразу стала кампанией против «московских луковиц», которую в один голос поддержали «свядомые» и независимые СМИ. Опять же удачно выбранное время майских праздников позволило использовать этот инфоповод для подкачки русофобских настроений.
Напрашивается вопрос, где же были господа критиканы все те 7 с лишним лет в которые проходила «антиреставрационная активность». На мой взгляд, связь существует.
Исторический ракурс
Беларусь - редкая страна, в которой исторически многоконфессиональность религий и терпимость к чужой вере поддерживалась и народом, и государством. И хотя исторические процессы вносили коррективы во внешнюю атрибутику, но внутренне общество не делилось. Один мой хороший знакомый историк, религиовед и краевед, к слову, униат, обсуждая события развернувшиеся вокруг церковных маковок заметил, что в реставрации храмов в стране, конечно, есть отдельные недочеты, но вот менять сегодня ничего нельзя - это часть нашей истории и нам необходимо ее сохранить.
Именно сохранить, а не разрушить, оставив лишь фрагменты мозаики из огромного пласта духовности и высокой нравственности, которой владеет наш народ.
А на месте авторов петиции и тех, кто решил покритиковать РПЦ, я бы задумался над одним простым вопросом. Где найти деньги на реставрацию храмов и других памятников архитектуры? К примеру, для того чтобы восстановить росписи в известном всем соборе в крепости Бреста необходимы сотни тысяч долларов и годы кропотливой работы реставраторов.