Семья и насилие: против чего направлен новый закон — Юрий Глушаков
В этом году был разработан проект закона о «домашнем насилии», вызвавший в обществе неоднозначную реакцию. Недавно начата кампания по сбору подписей под обращением к Президенту РБ – против принятия этого закона.
«Павлик Морозов» как основа родительской любви?
Мы уже обращались к этой непростой теме. Суть закона, предложенного экспертами МВД, вкратце заключается в следующем. Помимо традиционных преступлений – нанесение побоев, оскорблений и так далее, он вводит новые формулировки. Например, понятия «экономического» и «психологического» насилия. В самом упрощенном виде - теперь привлекать к судебной ответственности можно будет родителей, не покупающих детям все игрушки, которые они потребуют. Это уже - «экономическое» насилие. Или папу, вздумавшего отругать своего неслуха за плохое поведение. «Психологический террор». Теоретически – муж, не купивший жене новое платье, также может подпасть под этот закон. Кто-то скажет – передергиваете! Ничего подобного – практика стран благословенного Запада, где подобные подходы практикуются уже несколько десятилетий, красноречиво свидетельствует об этом.
Например – одна гомельчанка вышла замуж за немца, много старше ее. В наше время – обычная вещь. Но дело не в этом. Дети немца от первого брака, сами уже вполне взрослые и обеспеченные люди, вдруг подали на своего папу в суд. Суть претензий – спустя 20-30 лет они посчитали, что родитель недостаточно обеспечивал их в детстве карманными деньгами. Иск, правда, предъявили в совсем недетской сумме.
Другой пример – мальчик в США «заложил» своего папу, нарушившего ПДД. Отец поступок законопослушного отпрыска одобрил. И нас при этом укоряли за Павлика Морозова? Кстати говоря, беспардонным образом оболганного в перестроечной прессе.
Список таких эксцессов можно продолжать до бесконечности.
Но разработчики закона также приводят веские аргументы. По их данным, количество случаев насилия в семье растет. А также Беларусь должна ориентироваться и в этом вопросе на стандарты цивилизованного мира.
Любовь по приговору суда
Как мы уже говорили, вопрос о росте семейного насилия является непростым. Противоречивой кажется и статистика по этой проблеме. Но в любом случае, сколько бы случаев побоев или издевательств в семьях не фиксировалось – тысячи или единицы, это всегда – плохо. И с этим надо что-то делать.
Давайте попробуем разобраться с причинами этого явления. Принятие специализированного закона говорит нам по умолчанию: одной из важнейших причин домашних издевательств является отсутствие соответствующих законодательных норм. Так ли это? УК РБ содержит множество статей, по которым семейный хулиган, дебошир, истязатель или насильник может быть привлечен к ответственности – статьи….
А вот таких норм как «экономическое» или «психологическое» насилие, в белорусском УК нет. Однако если ваш супруг (супруга) обладает патологическими наклонностями к психологической агрессии, его можно привлечь к ответственности по статьям об оскорблении и так далее. В случае недостаточного выделения мужем денег на содержание детей существует практика назначения алиментов (без бракоразводного процесса). Теоретически, в порядке борьбы за гендерное равноправие, возможно и обратное – присуждение алиментов в отношении жены. Но в нашем «патриархальном» обществе такие случаи – невозможны либо крайне редки.
Но в целом скупость мужа, жены или родителя в криминальные деяния еще не занесены. Как не является пока преступлением и бедность. Хорошо знакомая очень многим нашим согражданам и по причине которой они далеко не всегда могут выполнять все капризы своих детей или супругов. Но все равно – и здесь правового вакуума нет. Уже сегодня разработаны достаточно многочисленные и столь же спорные критерии, на основе которых ведется наблюдение за материальным содержанием детей. С перспективой последующей постановки семьи на печально известное СОП.
Одна из опасностей нового закона заключается в том, что он может криминализировать деяния или внутрисемейные отношения, ранее не считавшимися правонарушениями. И по нашему мнению – по сути таковыми не являющиеся. Это – во-первых.
Во – вторых. Основой семьи, по крайней мере, в идеале, должна быть любовь или взаимное уважение. Плохо, когда этого нет. Но разве можно вернуть людям чувства или привязанность под угрозой наказания? Заставить мать любить и заботиться о своем ребенке под бдительным оком милиции или по приговору суда? Никогда. Попытка «навести порядок» в семье с помощью полицейских скреп и уголовного законодательства может привести лишь к обратному результату. Конечно, пускать дело на самотек и оставлять безнаказанным семейных тиранов нельзя. Но для этого, кажется, вполне хватает современных законодательных норм.
В-третьих. Статистика и так фиксирует сегодня катастрофический уровень разводов. Причин тут много - тяжелые социальные условия, эгоизм молодоженов, их нежелание идти на компромиссы и самоограничение ради совместной жизни. А вот предлагаемый закон может еще дополнительно подхлестнуть именно эгоцентрические, центробежные тенденции. «Муж (жена) мало денег зарабатывает – подам на него (нее) в суд», «Папа не купил новые джинсы – напишу на него заявление в милицию». В таких условиях семейные узы, которые нынешние молодые люди и так на себя не очень охотно накладывают, будут выглядеть как настоящие вериги. При этом вполне себе способные превратиться в реальные тюремные наручники. Или, как минимум – в серьезные штрафы «за плохое семейное поведение». Разработчики закона утверждали, что наказания по его «психолого-экономическим» статьям будут мягкими – как это будет на самом деле, мы пока не знаем. Но главное, что подобная практика, скорее всего, приведет к сокращению браков, их распаду – и как результат, к дальнейшему ухудшению и без того не блестящей демографической ситуации в Беларуси.
В-четвертых. На самом деле, такая практика приведет не к росту сознательности и самостоятельности граждан, а к их своеобразной инфантильности и даже – «иждивенчеству». Вместо того, что бы стремиться своими силами решить свои проблемы, учиться слушать и понимать друг друга, находить взаимопонимание и согласие, мужья и жены, сыновья и дочери будут бежать на перегонки с заявлениями на родных и близких людей? А государство будет нести еще одну дополнительную нагрузку по разбору бытовых конфликтов.
В-пятых. Такое превращение семьи из частного союза любящих людей в сугубо публично-правовой институт с жестким «государственным регулированием» не несет ничего хорошего ни самой семье, ни обществу. Если авторитет отца или любовь матери или можно будет вымерять деньгами и исправлять с помощью доносов – во что превратиться наша страна?
Конечно, можно представить, что в сообществах, где идеология «выживает сильнейший» влечет скрытую дегуманизацию, где культ потребления ведет к распространению различных видов насилия и извращений, иногда – практически легализованных, обычных мер защиты женщин и детей бывает недостаточно. Значит – пока все это не укоренилось у нас, необходимо ликвидировать глубинные причины «домашних» преступлений. А пока, в качестве программы-минимум, необходимо принятие корректирующих социальных программ, широкого подключения к этой проблеме активной части общества.
Но стоит ли нам копировать чужие – и не слишком удачные образцы семейной жизни под жестким колпаком полиции? Не лучше ли строить союз мужчины, женщины и их детей на основе любви, уважения и сознательного равноправия?