Юрий Глушаков: Назад в Средневековье? Какой период истории Беларуси нам ближе всего

kp.by 

Недавние опросы показали: молодежь считает «наиболее интересными» времена Великого княжества Литовского. Что привлекает молодых людей в архаичной старине?

 

ВКЛ в зеркале Интернет


История сегодня – одна из самых динамичных наук. Но речь совсем не  о том, что в этой области применяются новые методы или делаются сенсационные открытия. Нет –  сегодня здесь  активно переписываются выводы и раздаются новые характеристики. То, что вчера было  белым, становится «черным». И наоборот.


Ко всему прочему, тут также торжествует ложно понятый «плюрализм», погоня за сенсацией и своего рода «сближение истории с народом». Интернет распространяет столько информации по любому поводу, что каждый начитавшийся начинает считать себя специалистом в любой области. История в этом ряду «популярных знаний» – на 1-м месте. Ведь многими она воспринимается как набор ходульных представлений, не требующих не фактического подтверждения, ни логического обоснования. Отдельная тема – преподавание истории в современной школе, где она зачастую подается как набор событий и дат, обязательных к запоминанию, но не требующих осмысления.

Но главный фактор, превращающий историю в собрание мифов – это политический заказ. Впрочем, так было всегда – но сегодня современные информационные технологии и геополитические бури придают этому процессу особенно глобальный и манипуляционный характер.


Но вот недавно опросы показали – симпатии молодых респондентов более всего выделяют в нашей истории период ВКЛ. Отрадно, если наша молодежь погрузилась в чтение редких академических работ и летописей по этому периоду. Или вместо «Самовидца» они все же читают Интернет?


Коммунизм против пива


Мой опыт работы школьным учителем и преподавателем в ВУЗе подсказывает – к сожалению, особо углубленными познаниями по этому предмету могли похвастаться редкие любители. Что, впрочем, вполне естественно. Но вот почему сегодня так любят  ВКЛ? Период, о котором  более или менее точными знаниями обладают только сугубые специалисты? Возможно, именно по- этому и любят.

Молодые люди – всегда романтики в душе. Как бы не старалось нынешнее  общество потребления привить им ценности обывательского порядка,  юноши и девушки ищут в прошлом героев и вдохновляющие образы. А что мы имеем сегодня с отображением истории через СМИ?


Как ни парадоксально, но больше всего в популярных изданиях  пишут о советском периоде. О временах Сталина и Брежнева снимают фильмы и сериалы, им же  посвящена львиная доля исторических публикаций и скандальных разоблачений. Без сомнения, именно недавнее прошлое вызывает наибольший читательский и зрительский интерес. А все, что сегодня происходит, в той или иной мере является антитезой социалистическому периоду нашей истории. У каждого свой опыт и отношение к тому времени. Но страницы в социальных сетях неизменно показывают колоссальный интерес и симпатии  очень многих к советским страницам нашей общей истории. И поэтому почти все публикации в мейстримовских СМИ не жалеют для них черной краски. Мы не станем сейчас вдаваться в дискуссию по оценкам того периода. Там были и невиданные в мире социальные завоевания, и взлеты науки и культуры, и Победа во Второй мировой войне – и столь же колоссальные преступные репрессии, и бюрократизм, и досадная проблема дефицита.


Одним словом, свои плюсы и минусы. Подчеркнем - как и в любом другом периоде истории. Но в стандартном наборе информационной войны для БССР-СССР – только лишь минусы и «чернуха». И если сознание взрослых людей, к тому же – еще заставших то время, способно справляться с этим,  то молодые люди – нет. Недавно стоял в очереди со знакомыми ребятами, которые покупали пиво.  Точнее – современный пивной напиток. По мне, так любым алкоголем нельзя злоупотреблять. Но к слову вспомнил, что в советское время «Речицкое» и «Жигулевское» с ныне закрытого Гомельского пивзавода (бывшей «Красной Баварии») было без консервантов.  Мои знакомые молодые люди искренне удивились: «А что, при совке разве пиво продавали? Там же пустые полки и ничего не было, как говорят».


Таким образом, Советский Союз через призму современных СМИ симпатий у молодых людей вызвать никак не должен – ГУЛАГ, НКВД и голодомор. Пива, секса и мобильных телефонов там не было - только ватники и голые коммунистические лозунги.


Древняя Беларусь и ВКЛ


Но «коммунизм» - это всего лишь немногим более 70 лет в нашей истории. А что же предшествующие тысячелетия? На удивление, им уделяется значительно меньше внимания. Но зато – качество изображения тут совсем другое.


При этом в Беларуси показ истории до 1917 года имеет свои любопытные нюансы. Вот возьмем период Российской империи. О нем, за редким исключением, стараются вообще мало говорить.  Ни хорошего – ни плохого. При чем  даже на ультранационалистических ресурсах. Причины – вполне очевидны. Критиковать «самодержавие и помещиков» - значит признавать, так или иначе, правомерность, например, создания БССР. А также вспомнить, что практически все создатели Белорусской народной республики тоже являлись социалистами, да еще какими. Поэтому  наши пропагандисты от истории стремятся уйти в спасительную тень Средневековья.


И как только речь заходит о ВКЛ, то в отличие от других периодов, для ее изображения не жалеют ярких красок. Все тут блестит позолотой и шелками, всюду вьются княжеские  штандарты. Сверкает оружие и кони, вставая на дыбы, рвутся в погоню.  Все мужчины тут все сильные и храбрые, а все женщины – писанные красавицы. Сермяги и дерюги не видно нигде.  Большинство населения, ютящегося в курных избах под гнетом панских и государственных повинностей, также спрятано за нарисованными декорациями. Как и жуткие казни и истязания, с помощью которого крестьян и горожан удерживают в повиновении.


Но вот что интересно в средневековой романтике. Уже отцы-основатели белорусской исторической школы Всеволод Игнатовский и  Вацлав Ластовский   возводили генеалогию белорусской государственности к кривичам, Полоцкому княжеству и так далее. Казалось бы, с точки зрения удлинения национальной истории, и сегодня следовало бы не упускать из вида и «Полоцкую Русь». Да и Туровско-Пинское княжество, и Витебское, и еще более ранние конфедерации кривичей, радимичей, дреговичей – тоже заслуживают ничуть не меньшего внимания. Но «проект ВКЛ» сегодня более востребован. Почему?


Представляется, что во многом дело в геополитической повестке. Полоцкое и Туровское княжества имели сложные, но все же преимущественно союзные отношения с Киевом. Фактически они являлись частью Киевской Руси. И в этом смысле являются наглядной иллюстрацией бывшего некогда древнерусского единства. Кривичи и радимичи в этом смысле – еще более неудобны. Центры племенных княжений Кривичской земли – не только Минск и Полоцк, но и Смоленск и Тверь. Ближайшие родственники радимичей – вятичи, составили древнейшее славянское население Москвы и Подмосковья. В общем, все слишком сложно и запутанно. На самом деле, именно так и бывает в истории. Где, как хорошо известно специалистам, нет столбовых дорог и стерильно «правильных» событий. И этим  реальная историческая картина  и отличается от иллюстрированного собрания мифов. 


ВКЛ как восточно-европейская империя


Но  это и не нужно аганжированным пропагандистам. Складывается впечатление, что для многих из них ВКЛ хорошо только тем, что постоянно воевало с Россией. Ну вроде как защищаясь от агрессии восточного соседа. И сделав свой выбор в пользу «цивилизованного Запада».


Не станем  вдаваться  в подробности средневековых междусобиц. Скажем только, что Запад в лице Тевтонского ордена тоже нес свой выбор нашим землям «огнем и мечом».  Отметим только, что ВКЛ никогда не воевало с Россией. Ввиду того, что никакой России тогда еще не было – как и Беларуси. Великое княжество Литовское и Русское воевало с Великим княжеством Московским. Равным образом, как Москва дралась тогда с Тверью или Рязанью – за первенство в русских землях. Победила - Москва. Но в случае, если бы удача не отвернулась от Вильни, то именно ВКЛ имела все шансы стать собирателем  восточнославянских земель.


И в жанре ныне популярной «альтернативной истории» можем также  еще добавить. Представим, что великий князь Ольгерд все же взял Москву. Или Лжедмитрий с Мариной Мнишек смогли удержать трон московских царей за собой. И тогда  в 1991 году путч и последующий развал СССР произошел бы не в Москва. А – а в Вильнюсе, ставшем столицей ВКЛ-Литовско-Русской империи-СССР еще с  XIV или, на худой конец - с  XVII века.   И уже Народный фронт России провозгласил бы освобождение  многонациональных российских народов от многовекового  «литовско-белорусского империализма». Но это я так, для иллюстрации относительности любых националистических мифов.

Впрочем, Великому княжеству Литовскому априори приписывают еще много достоинств. Например, особую демократичность. Говорят, что Статус ВКЛ был едва ли не первой в Европе Конституцией, и так далее.


Блеск и нищета Средневековья


Что до Статута ВКЛ XVI века, то его тоже надо правильно оценивать. Был  ли он Конституцией? Во-первых, он  фиксировал не новые формы развития государственности – но сложившиеся традиции сословно-феодального права. На тот момент – записывал и уже весьма старинные обычаи. И был в этом смысле далеко не уникальным документом такого рода – например, английские бароны навязали своему королю Великую Хартию вольностей еще в  XIII веке,  испанский (кастильский) король  «даровали» права кортесам и общинам  в XIV-XV веках, и так далее.  Но конечно, Статут ВКЛ сыграл большую роль уже хотя бы тем, что зафиксировал на бумаге нормы обычного права - чем ограничил возможность их произвольного толкования. 


И Статут действительно является интереснейшим историческим памятником. Но памятники культурного наследия должны правильно атрибутироваться. Так вот, Статут ВКЛ является преимущественно не Конституцией, а Уголовным и Гражданским кодексом. Равным образом, как и появившиеся примерно в то же время Судебники Ивана III или Ивана Грозного.  При этом Статут ВКЛ 1588 года окончательно отдавал белорусских крестьян под крепостную власть панства.  

    

Да,  своего Ивана Грозного в ВКЛ действительно не было. И это – хорошо. В Великом княжестве Литовском власть господаря действительно была ограничена. Но отнюдь не в пользу большинства народа – а прежде всего в интересах магнатов и шляхты. При этом сами паны в своих владениях могли практиковать самые худшие формы произвола и тирании. Белорусский историк Адам Мальдис  хорошо описывает дикие забавы  тех же Радзивиллов. При чем жертвами беспредела знаменитого самодура «Пане Коханку» становились не только слуги и крепостные крестьяне, но и те же шляхтичи. А в армии ВКЛ была еще та феодальная «дедовщина».  Любимым развлечением старших «товарищей» (тяжеловооруженный кавалерист-шляхтич именно так и назывался) была стрельба, под пьяную руку, по кубкам- «куферкам»  на голове оруженосцев-«пахоликов».


Поэтому если бы большинство романтических почитателей ВКЛ перенеслись бы на «машине времени» в те времена – едва ли бы они оказались бы в полном восторге. Про положение бесправных холопов-крепостных мы уже не говорим. Но и жизнь самого государя была отнюдь не застрахована. Великий князь Кейстут был убит своим племянником Ягайлой. От подосланных им убийц едва не пал и знаменитый Витовт Великий. От рук заговорщиков принял смерть великий князь ВКЛ Сигизмунд, и многие другие. Заговоры, интриги, борьба за власть и собственность с братьями, соседями и даже собственными детьми сопровождали жизнь не только правителей государства, но и многих  магнатов  и бояр. Частные войны-«наезды» между соседями были фактически легализованы «на Литве».

Кому шла на пользу феодальная анархия? Явно не простому народу, жутко страдавшему от прохождения «вражеской» армии соседнего магната по своей территории. При этом слабая центральная власть была решающим фактором и при потере белорусско-литовским государством своей независимости. Ведь раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией стал возможным только  по просьбе и при поддержке мятежных конфедераций своекорыстной шляхты. Что может быть привлекательного в этом?


При этом у Речи Посполитой было только два пути, что бы  не сделаться трофеем соседей. Нужна была или модернизация сверху через абсолютистскую монархию, как в России или Пруссии. Либо – радикальные преобразования снизу в духе Великой Французской революции. Алчная, эгоистическая шляхта и магнатерия заморозили оба эти варианта. Но при этом важно учитывать – обе эти модели предполагали полную ликвидацию  ВКЛ. И с большой долей вероятности – и самой белорусской национальной идентичности. Ведь именно «буржуазная» Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791, которая действительно являлась первой конституцией в Европе,  года окончательно упразднила автономию ВКЛ. И утвердила вместо нее унитарное польское государство.   

 

Но разумеется, что  молодежь влечет к ВКЛ совсем не эти страницы суровой исторической правды. Блестящие крылатые гусары и утонченные паненки, романтика рыцарской эпохи, легенды о былом величии – вот что ей нравиться. И здесь важен правильный рассказ о минувшем – без очернительства и без необоснованной идеализации.  


В «Великолитовском» же периоде истории, как и в советском, российском, «полоцком», были свои светлые и темные страницы. При желании, в ВКЛ  можно найти и моменты, актуальные и для дня сегодняшнего. Например, самоуправление городских коммун, самобытную народную культуру и язык, традиции общинной солидарности и взаимопомощи. А если говорить о военной истории – то это эпохальная Грюнвальдская битва, сломившая тевтонскую экспансию в Восточной Европе.


Только главное при обращении к любой истории – что бы она служила не только источником гордости за своих предков. Но и вооружала людей верными знаниями. И главное – четким пониманием исторических процессов, воспитывала в людях здоровый патриотизм, а не слепой фанатизм. А вот в этом  сегодня и не заинтересованы мировые элиты. Ведь объективная оценка истории – это и правильное понимание настоящего, механизмов глобального обмана и ограбления. Внушив же народу мифологизированное, иррациональное представление о прошлом, легко манипулировать его настоящим и будущим. Отсюда такое  усиленно насаждаемые сегодня  проекты «великих халифатов», «княжеств», «королевств» и «империй». Ко всему прочему, польза от них для глобального истэблишмента заключается еще и в том, что задавленный офисным адом клерк всегда может найти в сказках для взрослых отдушину. Почувствовав себя не ничтожным придатком к компьютеру, которого в любой момент могут вышвырнуть на улицу, а могучим воином ВКЛ, Речи Посполитой, империи Чингисхана – требуемое вставить.


Для нашего региона главнейшее же задачей для этих сил является формирование с помощью околоисторической мифологии современной геополитической повестки. Однако белорусское общество не заинтересовано в противостоянии по линии средневековых расколов, династических и религиозных конфликтов. Уважая любую страницу нашего прошлого, мы должны стремится к будущему – к миру свободного развития, справедливых и свободных от вражды  отношений между всеми людьми и странами.                 

         

     

          

4035 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461