Анатолий Матвиенко: Свастика по-белорусски
Усиление ответственности за реабилитацию нацизма и экстремизм, предусмотренное законодательными актами, вынесенными на рассмотрение белорусских законодателей, неизбежно привлечёт внимание к пусть не массовым, но всё же встречающимся фактам использования нацистской символики.
Основной символ германского нацизма – избранный Адольфом Гитлером чёрный крест с загнутыми вправо концами – был известен как древний символ солнца. Путешествующих по Индии и воспитанных на фильмах о зверствах фашизма изобилие свастики в храмах и просто на улицах порой шокирует.
Свастика в Европе была характерна не только для Германии, в Финляндии она употреблялась в качестве военного символа с 1918 года, использовалась и после перехода финнов на сторону антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, не менее популярна в послевоенное время.
Оставим на совести финнов сомнительное решение о сохранении свастики, тем более – именно в одобренном Гитлером варианте, чёрном на светлом фоне, с правым загибом. У нас свои проблемы.
В России, где с пропагандой нацизма в визуально-графическом виде начали бороться несколько раньше, чем в Беларуси, наблюдались явные перегибы, на фотографиях исторических персон, на кадрах фото- и кинохроники свастика замазывалась, делая изображение неаутентичным, недостоверным.
Вот известная фотография казни подозреваемого в сочувствии партизанам. В центре кадра скалится нацист с жандармским нагрудником и в каске. Никаких положительных эмоций эта мерзкая личность не вызывает.
Представляется, что любое изображение свастики нацистского образца – на одежде, на теле, на зданиях и сооружениях, на автотранспорте и т.д., если только не носит следы исторической реконструкции для конкретного мероприятия, подпадает под действие нового закона.
Конечно, возможны курьёзные случаи. Как-то во времена моей милицейской юности некий герой из массовки «Беларусьфильма» прямо в бутафорской форме Вермахта и с деревянным оружием зашёл в гастроном близ киностудии, где заявил продавщице: «Бабка, яйки, млеко! Шнелле!» В общем, для привлечения ответственности необходимо выяснять умысел и учитывать обстоятельства.
Но свастика бывает разная! И довольно часто арийская символика, олицетворявшая солнце, вплетается в орнамент. В минском метро я увидел девушку с холщовой сумкой. На ней красовался принт такого вида:
Представляется, что любое изображение свастики нацистского образца – на одежде, на теле, на зданиях и сооружениях, на автотранспорте и т.д., если только не носит следы исторической реконструкции для конкретного мероприятия, подпадает под действие нового закона.
Конечно, возможны курьёзные случаи. Как-то во времена моей милицейской юности некий герой из массовки «Беларусьфильма» прямо в бутафорской форме Вермахта и с деревянным оружием зашёл в гастроном близ киностудии, где заявил продавщице: «Бабка, яйки, млеко! Шнелле!» В общем, для привлечения ответственности необходимо выяснять умысел и учитывать обстоятельства.
Но свастика бывает разная! И довольно часто арийская символика, олицетворявшая солнце, вплетается в орнамент. В минском метро я увидел девушку с холщовой сумкой. На ней красовался принт такого вида:
Комментарии из социальной сети «Одноклассники»:
Вадим Ткачёв
уж очень орнамент с жизнью похож на фашизм
Андрей С ответил Вадиму
потому что фашисты позаимствовали нашу символику
ИГОРЬ PUTIN
Жыцце и немцы с фюрерам )
Подозреваю, что сумка изготовлена компанией symbal.by, специализирующейся на якобы национальных, на самом деле – преимущественно махрово-оппозиционных сувенирах. Во всяком случае, данный рисунок фигурирует в Сети с отсылкой на symbal.by. Но в современном ассортименте аналогичных товаров нет, ближайший вариант – набор спичек «Азбука беларускага арнаменту», в нём использованы самые безобидные символы. И правильно.
Свастика – наглядный пример того, как со временем меняется смысловое наполнение символа, они существуют параллельно в архаичном и зловещем современном значении.
Старинный литовский герб «Пагоня» ограниченно использовался белорусскими националистами, в начале 1990-х годов был ошибочно избран государственным гербом Беларуси, вскоре эта ошибка была исправлена. Иногда изображается на фоне БЧБ-флага, но не массово. Таким образом, «Пагоня» — это герб средневековой и современной Литвы, в начале девяностых – и Беларуси, другого наполнения, чтоб было признано и «на слуху», не приобрёл.
Другое дело – бело-красно-белое знамя. Фактически осенью 1991 года государственным флагом Республики Беларусь был признан флаг БНФ, скопированный с символики БНР и пронацистских националистических формирований 1941-44 г.г. Насколько уместно и правомерно его использование сейчас?
При съёмке фильма о Беларуси начала 1990-х – бесспорно правомерно. Или фильма о белорусских коллаборационистах, пресмыкающихся перед германскими оккупантами – тоже. А также при иллюстрации злодеяний «армии БНР» в дни Слуцкого мятежа 1920 г.
В наши дни этот флаг стал символом борьбы против демократически избранной власти, конституционного строя в стране. Обратите внимание – на принтах с рисунками белорусского орнамента применяется только бело-красно-белое цветовое сочетание, нигде нет бело-синего или других, характерных для Беларуси. Что тут скажешь, оппозиционеры…
Не нужно обладать даром провидца, чтобы предсказать – существует вероятность приравнивания БЧБ как экстремистского знака к нацистской свастике. В историческом разрезе связь между ними слишком очевидна.
Комментарии из социальной сети «Одноклассники»:
Вадим Ткачёв
уж очень орнамент с жизнью похож на фашизм
Андрей С ответил Вадиму
потому что фашисты позаимствовали нашу символику
ИГОРЬ PUTIN
Жыцце и немцы с фюрерам )
Подозреваю, что сумка изготовлена компанией symbal.by, специализирующейся на якобы национальных, на самом деле – преимущественно махрово-оппозиционных сувенирах. Во всяком случае, данный рисунок фигурирует в Сети с отсылкой на symbal.by. Но в современном ассортименте аналогичных товаров нет, ближайший вариант – набор спичек «Азбука беларускага арнаменту», в нём использованы самые безобидные символы. И правильно.
Свастика – наглядный пример того, как со временем меняется смысловое наполнение символа, они существуют параллельно в архаичном и зловещем современном значении.
Старинный литовский герб «Пагоня» ограниченно использовался белорусскими националистами, в начале 1990-х годов был ошибочно избран государственным гербом Беларуси, вскоре эта ошибка была исправлена. Иногда изображается на фоне БЧБ-флага, но не массово. Таким образом, «Пагоня» — это герб средневековой и современной Литвы, в начале девяностых – и Беларуси, другого наполнения, чтоб было признано и «на слуху», не приобрёл.
Другое дело – бело-красно-белое знамя. Фактически осенью 1991 года государственным флагом Республики Беларусь был признан флаг БНФ, скопированный с символики БНР и пронацистских националистических формирований 1941-44 г.г. Насколько уместно и правомерно его использование сейчас?
При съёмке фильма о Беларуси начала 1990-х – бесспорно правомерно. Или фильма о белорусских коллаборационистах, пресмыкающихся перед германскими оккупантами – тоже. А также при иллюстрации злодеяний «армии БНР» в дни Слуцкого мятежа 1920 г.
В наши дни этот флаг стал символом борьбы против демократически избранной власти, конституционного строя в стране. Обратите внимание – на принтах с рисунками белорусского орнамента применяется только бело-красно-белое цветовое сочетание, нигде нет бело-синего или других, характерных для Беларуси. Что тут скажешь, оппозиционеры…
Не нужно обладать даром провидца, чтобы предсказать – существует вероятность приравнивания БЧБ как экстремистского знака к нацистской свастике. В историческом разрезе связь между ними слишком очевидна.
Источник: «Телескоп»