Анатолий Матвиенко: 100 лет польской оккупации Беларуси


Сто лет назад, в годы польской оккупации Беларуси, бело-красно-белая нечисть точно так же пресмыкалась перед захватчиками, как до этого – перед кайзеровскими властями и потом перед нацистами. Вероятно, коллаборационистская зараза поражает организмы на клеточном уровне!

Образованная в первый день 1919 года первая белорусская национальная республика – ССРБ, позже объединённая с Литвой в Литбел, не успела окрепнуть. Не укоренилась на белорусских землях и большевистская власть, проявившая ненужную жестокость в насаждении новых порядков. Когда польские войска начали наступление, сдержать их было просто некому.

8 августа поляки захватили Минск, к сентябрю – Игумен, Ново-Борисов, Бобруйск, Жлобин, Рогачев. Фронт стабилизировался на линии Полоцк – река Березина. То есть, под контролем поляков оказалась Западная, Центральная Беларусь и часть Восточной. Годом позже польская армия возобновила натиск и захватила практически все восточные земли.

Существенным отличием от немецких интервенций являлось твёрдое убеждение польской верхушки, что они не отбирают чужое, а возвращают своё: окраины прежнего Польского государства. Именно до задворок Речи Посполитой деградировало некогда значительное Великое княжество Литовское. Поляки намеревались вернуться к границам 1792 года и к конституционным нормам 1791 года, то есть, унитарному мононациональному католическому государству с единым языком – польским.

Поэтому трепыхания БНРовских фантазёров, только что обжёгшихся на попытке о чём-то договориться с кайзеровцами, вызывали недоумение даже среди сторонников БНР, многие из которых не желали иметь ничего общего с властями Юзефа Пилсудского. Отличился ЯзепЛёсик, тот самый Лёсик, подписавшийот имени Рады БНР телеграмму на имя Кайзера Вильгельма II с заверением, что будущее Беларуси возможно «только под опекой германской державы».Годом позже он выразил готовность подписать в качестве председателя Рады БНР унию о вхождении Беларуси в состав возрождённой Речи Посполитой. Удивительная личность! Похоже, прикрывая свои намерения лозунгами о благе народа, он был продать Беларусь кому угодно, кроме «клятых москалей», на самом деле – единственных, кто из соседей желал белорусской государственности.

Читая о тех смутных временах, поневоле задаёшься вопросом: на кой чёрт Пилсудскому вообще понадобилось заручиться поддержкой эфемерного органа власти и лично проходимца Лёсика? Вся идея польской государственности строилась на аннулировании трёх разделов Речи Посполитой конца XVIII века, никакие лёсики вроде бы не требовались…

Скорее всего, Пилсудский осуществлял политические маневры. Поначалу, когда польские войска только захватили страну, прозвучали популистские лозунги признания Беларуси и белорусов. Но вскоре новая власть почувствовала себя уверенно. Оккупационный режим достаточно полно охарактеризовал отечественный оппозиционный историк Анатолий Тарас (сохранена орфография с безграмотным написанием «беларуский» вместо «белорусский»):

«Новые хозяева прежде всего разогнали крестьянские советы (местные органы самоуправления), возникшие в конце 1918 года под немецкой оккупацией и защищавшие беларуские деревни от грабежа со стороны польских армейских подразделений.<…> Гражданская оккупационная администрация полностью подчинялась военному командованию и самостоятельного значения практически не имела. Польские солдаты отбирали у крестьян то, что не успели отобрать предыдущие оккупанты. <…>20 августа 1919 года был опубликован приказ о языках. Беларуский язык «дозволялся» в повседневном обиходе, но государственным считался польский язык. Началась полонизация. <…>Православные храмы передавались католикам».

Оккупанты уничтожали коммунистов, грабили и гнобили евреев… Ничего не напоминает? Закройте глаза и представьте лай овчарок, выстрелы, женский плач, злобный хохот солдатни, выкрики с требованием вывести на расстрел следующих персон: Kommissare, Offiziere, Juden. А до Второй мировой войны оставалось ещё два десятка лет. Впрочем, для деятелей типа Лёсика всё годилось.

Вместе с тем, возмущение оккупационными властями нарастало. С БНРовцами окончательно порвали эсеры, они предпочли партизанскую вооружённую борьбу против захватчиков. Лёсику не удалось провести подписание унии через Раду, в декабре он был смещён с поста председателя. Учитывая реальный вес Рады БНР в белорусской истории, хочется процитировать слова старой песни: отряд не заметил потери бойца. Правда, «боец» не унывал и возглавил «Наивысшую Раду БНР». Мог претендовать на пост председателя правительства Солнечной системы или Королевства Мордора – должности примерно равнозначные.

Как далее отмечает Анатолий Тарас, «в мае 1920 года Наивысшая Рада предложила заключить государственный союз Польши с Беларусью по образцу бывшей Речи Посполитой». Но чтобы с Наивысшей Радой хоть кто-то и хоть что-то подписал, требовалось какое-то минимальное признание… Его не было и быть не могло.

Польская оккупация продолжалась до тех пор, пока Красная Армия вела тяжёлые бои с Колчаком и на других фронтах Гражданской войны. Летом 1920 года большая часть территории современной Беларуси была очищена от интервентов, 11 июля освобождён Минск.

Несмотря на значительное численное превосходство и солидный боевой опыт, поход Красной Армии на Варшаву провалился. В огромной степени эта неудача объясняется феноменальными просчётами советского командующего – 27-летнего Михаила Тухачевского, бросившего массы войск в прорыв по расходящимся направлениям, не имея информации о нахождении сил противника. Остатки дивизий Красной Армии оказались отброшенными к Минску. Здесь же, чуть западнее Минска, пролегла западная граница БССР.

Период польской оккупации был отмечен выдающимися именами наших соотечественников или выходцев из иных регионов, отличившихся на белорусской земле. А также именами политических пустобрёхов, некомпетентных руководителей, коллаборационистов и прочих лузеров. Я обратил внимание на две фамилии: Тухачевского, в силу «заслуг» которого Беларусь оказалась поделена между Советами и Польшей, и верного прихлебателя оккупантов ЯзепаЛёсика. Долго вредить нашей стране им не позволили: оба погибли в результате репрессий 1930-х годов.

Обвинения, из-за которых Тухачевского пристрелили, а Лёсика сгноили в тюрьме, были состряпаны под копирку и мало соответствовали действительности, поэтому оба «героя» времён польской оккупации реабилитированы.

А сейчас? Сегодня – это достойные исторические личности, можно сказать – реальные герои Беларуси!

В Минске нет улицы всемирно известного писателя-фронтовика Василя Быкова, но улица Тухачевского присутствует. Улицы Лёсика есть в Молодечно и в Столбцах.

Если на идеологию и историческую правду настолько наплевать, давайте увековечим названием улицы ещё какую-нибудь коллаборационистскую бело-красно-белую персону!

P.S.В истории ЯзепаЛёсика есть светлый момент, он – родной дядя Якуба Коласа. Светлый в том, что в деятельности на благо Беларуси племянник ничем не напомнил непутёвого дядюшку.


7766 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,4738
10 Датских крон 4,7252
1 Кувейтский динар 10,5182
10 Дирхамов ОАЭ 8,8049
1 Доллар США 3,2333

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461