Международный женский день: между патриархатом и матриархатом? - Юрий Глушаков
8 марта женщинам дарили цветы и признавались в любви. В то же время нынче некоторые предлагают и иное отношение к этому празднику
Мужчина – женщине друг, муж и эксплуататор?
Сегодня в определенных кругах этот день праздновать перестали. Уже давно представители и представительницы консервативной части белорусской оппозиции заявляют – дескать, этот «совковый» праздник нам не нужен. В Украине в 2017 году в Верховную Раду также был внесен проект закона об отмене государственного празднования 8 марта. На сегодня депутаты Рады все еще не рискнули пойти на такой шаг. Но не исключено, что в ближайшем будущем выходного в этот день для украинок и украинцев – не будет. 8 марта официально не празднуют в Эстонии и Литве, но отмечают в Латвии и всех остальных бывших советских республиках.
В большинстве стран ЕС он не имеет статуса выходного дня, и особенно отмечается активистками женского движения и людьми социалистических убеждений. Весьма широко празднуют 8 марта во Франции – с учетом ее революционных традиций и особой роли женщин. В Германии 8 марта также отмечают широко, но выходным он является только в Берлине. Любят 8 марта и темпераментные итальянцы, отмечают 8 марта и в Польше.
В 1975 году Международный женский день был признан ООН и рекомендован всем государствам. Любопытно, что в Лаосе и на Мадагаскаре 8 марта – выходной только для женщин. А в чрезмерно трудолюбивой КНР – для женщин введен «праздничный» сокращенный рабочий день.
Не случайно, что история возникновения женского дня связана с международным рабочим движением. Первыми 8 марта стали выходить на демонстрации в защиту своих прав работницы Нью-Йорка. Почему это происходило именно в эти мартовские дни – уже никто точно не скажет. Можно только предположить, что с оживлением природы под первыми лучами вешнего солнца росла и социальная активность людей. Тем более – обострялись и эмоции, и чувство справедливости у женщин-работниц. Не случайно многие революции начинались именно в марте – в Пруссии в 1848 году, в России в 1917-м. В 1910 году на Второй женской конференции, состоявшемся в Копенгагене, по предложению революционных социал-демократок Клары Цеткин и Розы Люксембург, было принято решение учредить Международный женский день. В первые годы он отмечался в разных числах марта, к 1914 году общепризнанной стала дата 8 марта.
В то время это был далеко не «конфетно-букетный» праздник – но День солидарности женщин в борьбе за свои права. Женщины в тот период были реально дискриминированы – и прежде всего как наемные работницы. Их заработок был значительно ниже, чем у мужчин, на многие работы их просто не принимали. В подавляющем большинстве стран женщины не имели права участвовать в выборах – ни в качестве избирателей, ни – кандидатов. Одно из редких исключений составляла одна из частей Российской империи – Великое княжество Финляндское, где под давлением местных социал-демократов генерал-губрнатор Герард санкционировал избирательные права для женщин. Николай Герард был, кстати говоря, уроженцем Гомельщины.
Был ли тогдашний несправедливый строй пресловутым « заговором мужчин»? Прежде всего это было жестко иерархическое, во многом еще полуфеодальное и сословное общество. Низшие социальные слои и группы – наемные работники, крестьяне, женщины, молодежь, лица не «титульных» национальностей и религий подвергались самым различным формам угнетения. Социальное происхождение, богатство и грубая физическая сила господствовали и в Германии и России, в Великобритании и Франции. И женщины из низших страт оказывались под двойным гнетом. Но говорить о том, что дискриминация женщин является общим решением всех мужчин – равносильно абсурдному утверждению – «все немцы – нацисты».
Советские женщины – самые равноправные женщины в мире?
В советской России и Беларуси 8 марта стал государственным праздником в 1921 году – в память о женщинах из голодных очередей, 8 марта 1917 года ставших инициаторами Февральской революции. В 1965 году 8 марта был объявлен в СССР выходным.
Женщины в СССР – впервые в мире, получили практически равные права с мужчинами. Конечно, не все было так гладко - и во многих случаях равенства на деле еще нужно было добиваться. Но большинство формальных демократий на Западе даже к избирательному праву для женщин пришли гораздо позже, чем в Советском Союзе. Во Франции женщины получили право голоса в 1944 году, и то - ввиду активного участия француженок и Компартии в Сопротивлении, в Швейцарии – вообще в 1960-х годах.
Женщины в СССР также первыми получили доступ к самым разным профессиям (хоть и не ко всем – но прежде всего по медицинским показаниям) – от каменщиц и крановщиц для летчиц-космонавток. Быстро менялись и формы быта – в семье жены стали играть равную, а то и ведущую роль. О трехгодичным декретном отпуске их американские товарки, довольствующиеся и сегодня несколькими неделями «декрета», могут только мечтать. Но в тоже время советское общество было более традиционным, и женское равноправие понималось здесь несколько по иному, чем это предлагал западный вариант феминизма. С ним мы познакомились только после уничтожения СССР.
Но и сегодня наши женщины живут преимущественно поздне-советскими представлениями о своей роли в семье и обществе. И 8 марта для них – это больше день цветов и поздравлений – а не борьбы. Но жизнь вокруг – меняется.
Эксплуатация пола
Есть ли сегодня в нашем обществе дискриминация по половому признаку? Конечно, есть. При этом можно даже предположить, что происходит ее бурное возрождение. Однако вряд ли и теперь речь идет о пресловутом «заговоре мужчин». Например, наиболее жестко женщины подвергаются угнетению и ущемлению в правах в сфере труда и занятости. Ограничения по приему на работу для молодых замужних женщин – наиболее яркий пример. Ведь такая сотрудница может вскоре забеременеть и пойти в декрет – и привет. Кому из нанимателей, особенно частных, это надо? Налицо - грубое нарушение прав женщин-работниц. Но есть ли тут элемент патриархальщины? Ничего подобного. Потенциальных молодых мамочек не желают брать на работу как наниматели-мужчины, так и их «сестры»-женщины. Более того, начальник-мужчина в силу самых разных соображений может быть более лоялен к молодой сотруднице, чем босс одного с нею пола. Особенно когда между ней и подчиненной – большая разница в возрасте.
Забеременевших молодых женщин вычисляют с помощью их «подружек», докладывающих начальству, и тут же увольняют.
Зато теперь часто «женская солидарность» используется как коммерческий инструмент. При современном буме всевозможных тренингов особо бросаются в глаза «обучающие семинары» для женщин. Среди них, безусловно, есть и весьма интересные и полезные. Но проводятся и чисто «разводильные» мероприятия. При этом месседж у таких «интенсивов» не замысловат – «Мужики не дают нам жить. Мы, женщины, просто должны больше любить себя, а не этих «козлов». Сестры, мы научим вас, как правильно жить «для себя», открыть свой женский бизнес, решиться на перемены». И так далее, и тому подобное. Только – деньги нам давайте.
При этом реальная борьба за перемены, против действительной дискриминации по принципу пола – остается за кадром. Например, проблема сексуальных домогательств, которые становятся настоящим бичом для молодых девушек, пытающихся устроиться на работу в условиях современной безработицы. Или феномен сексуальной эксплуатации женщин, которая носит сейчас не только характер банальной уличной проституции, но и современные технологические формы – например, работа в Интернете «веб-моделью».
Праздник единства
Поэтому рискну предположить – различные варианты женского шовинизма - как и мужского, сегодня используются для того, что бы разъединять и манипулировать всеми нами. В современном обществе потребления, охваченном глубочайшим кризисом (стоит посмотреть на Францию), прогресс может идти только по линии глобальных перемен. Прежде всего – сокращения пропасти между сверхбогатыми элитами и подавляющим большинством населения, установления подлинной социальной справедливости и реальной демократии. С моей точки зрения, правящая верхушка в метрополиях подменяет настоящий прогресс его имитацией – надуманной «политкорректностью» и различными экспериментами с полами. В этом искусственном направлении выгодно стравливать протестную энергию, что бы уберечь основы истинного неравенства от изменений.
В ответ на крайний женский радикализм разжигается и мужской – в Инете уже появились ресурсы, проповедующих «маскулинные ценности» типа «У баб слишком много прав, они нас порабощают. Мужчины должны объединяться против женского засилья. Покажем им их место».
Нет, в «войне полов» победителей/победительниц – не бывает. И мужчины, и женщины – это часть единого человечества. Праздник 8 марта – это день их единения. В любви и взаимном уважении, ради нашего общего будущего. И день борьбы за права женщин - где они нарушаются. Но ради будущей гармонии и справедливости.
А еще 8 марта больше и охотней всего празднуют на постсоветском пространстве. Международный характер этого праздника – здоровая альтернатива разрушительному глобализму транснациональных корпораций и МВФ. И мужчины и женщины, из Беларуси будут в этот день поздравлять своих родственников в Украине и России. Что является свидетельством не просто нашего былого единства – но и сестринских и братских связей сегодня и завтра.