Юрий Глушаков: Малороссия – против Украины и России?


Недавнее провозглашение «государства Малороссия» вызвало немалую дискуссию. И недоумение даже среди многих из тех, кто в принципе не являлся большим поклонником нынешнего киевского режима.

 

«Чудные виды малороссийской природы…»


В советское время последний раз слово «малороссийское», кажется, упоминалось, в фильме «12 стульях» 1971 года по роману Ильфа и Петрова. Да и то – из уст старорежимного отца Федора. Отправившийся на поиски сокровищ священник писал своей матушке: «Постигло меня большое огорчение - выезжая из Харькова и любуясь из окна чудной  малороссийской природой, с моей головы ветром сдуло картуз».


После развала СССР различные идеологические аксессуары, схемы и понятия времен Российской империи или предшествовавших ей средневековых монархий, гетманств и ханств были извлечены из пыльных комодов. И если бы - только в качестве музейных раритетов! Нет, разного рода архаика стала выдаваться за самые модные и современные политические тренды. А вот действительно прогрессивные исторические завоевания – за достойный всяческого осуждения «совок». Тогда же из дореволюционных словарей был извлечен на свет божий и термин «Малороссия».


А что, собственно говоря, означала «Малороссия» в историческом контексте? Впервые этот название появляется в византийских церковных документах XIV столетия  как «Микро Россия» для обозначения земель Галицко-Волынской Руси, то есть – западной части современной Украины. «Великая Русь» с центром в Москве тогда понималась как «внешняя», «новая» Русь, возникшая в результате колонизации с земель исторической, «Малой Руси». Характерно, что к «Малороссии» тогда относили и земли южной Беларуси – Туровскую епархию.    


Впоследствии значение «Малороссии» поменялось на   противоположное – так стали называть восточно-украинские земли. Однако со 2-й половины XVII века у этого термина  появляется уже чисто политическое звучание. Сначала в 1654 году московский царь Алексей Михайлович начал именовать себя «государем Великой и Малой России». Затем в среде киевско-московского православного духовенства была сформулирована идея «триединого русского народа» - великороссов, малороссов и белорусов.


«Малороссия» особенно пришлась ко двору во время окончательной ликвидации автономии украинского казачества. В 1764 году вместо украинского казачьего правления во главе с гетманом была образована Малороссийская коллегия и соответствующая губерния.  В состав Малороссийской губернии входили Чернигов и Киев. В 1796 году из Малороссийской губернии 2-го формирования Киев забрали, зато включили Полтаву и Кременчуг. Затем эта административная единица Российской империи была разделена на Черниговскую и Полтавскую губернию, которые в 1835 году вместе с Харьковской губернией образовывали Малороссийское генерал-губернаторство. 

   

К началу XX века собственно «Малороссией» считались только эти три восточно-украинские губернии. Согласно  7-му тому «Описания России»  1903 года к Малороссии относилось три губернии левобережья Днепра – Черниговская, Полтавская и Харьковская. По переписи 1897 года около 85 процентов населения этой области составляли т.н. «малороссы». Составители «Описания...»   возводили их родословную  к мигрантам из Полесья, Волыни, Галиции и Холмской Руси, бежавших сюда от польского гнета и смешавшихся частично с остатками древних славянских племен вроде северян, частично – с тюркскими элементами. Самые «чистые малороссы», по мнению  ученых царского времени, проживали в  Полтавской губернии.


Но кроме «Малороссии» в узком смысле, в широком понимании так называли большую часть украинских земель, входивших в состав Российской империи. Более того, можно говорить о формировании своего рода «малороссийской идее», конкурировавшей с идеей украинской. Или – «украинофильской», как ее тогда любили именовать.


Малороссы против украинофилов


Малоросская идея стала в Российской империи своеобразным суррогатом украинской национальной программы. Она культивировалась среди части местных помещиков, священников и интеллигенции с последующей трансляцией на широкие крестьянские массы. Малоросс, в отличие от не полностью русифицированного украинца, мог не стесняться теперь своего наречия – именно «наречия», а не языка, а также одежды и традиций. Но они воспринимались как местный бытовой колорит – не более того. Малороссы успешно делали карьеру при императорском дворе –  от последнего гетмана Украины Кириллы Разумовского до генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича. Малороссам разрешалось петь украинские песни, заниматься этнографическими исследованиями и издавать соответствующие журналы. Но тех, кто выходил за рамки «малоросскости» как совокупности неких этнографических особенностей «Юга России», царские власти преследовали. Так, Тарас Шевченко охотно писал про малороссиян. Но был при этом пламенным сторонником освобождения Украины от царского гнета – с последующим ее вхождением в свободную федерацию славянских республик с центром в Киеве. Фактическая ссылка в солдаты стала за это еще не самым тяжелым наказанием.   


Однако проигрыш в Крымской войне заставил императора вводить элементы гражданского самоуправления и открывать гимназии и университеты. Когда в их аудитории пришли дети украинских крестьян и горожан, идеи «триединой народности» сменились борьбой за социальное и национальное освобождение. При этом решающую роль в становлении новой Украины сыграли именно украинские социалисты – от РУП до УСДРП, от украинских эсеров до национал-коммунистов.


Нельзя не отметить, что становление украинской идентичности способствовало также развитию белорусского национального движения. И в Беларуси, как и в Украине, оно почти полностью было представлено левыми силами – Кастусем Калиновским, Белорусской социалистической громадой и белорусскими эсерами. 


Не Галичина, но – Украина!


Сегодня любят говорить о том, что Ленин и большевики якобы заложили мину замедленного действия под Россию и ее единство, создав национальные союзные республики. Все совсем наоборот. Да, они разрушили  Российскую империю. Точнее, она рухнула сама – под тяжестью проблем, которые не смогла разрешить. Но взамен предельно устаревшего имперского устройства большевики и левые эсеры предложили новую концепцию федеративной государственности. Которая, так или иначе, но учитывала национальные интересы бывших порабощенных народов. С другой стороны, именно конфедерация союзных национальных республик – СССР, смогла уберечь регион от дальнейшего распада, разгула национализма, войн, переделов и долгового порабощения. Да, в Советском Союзе очень многое было далеко от совершенства – в том числе и в национальном вопросе, спору нет. Но как бы там ни было, именно в рамках УССР впервые в истории были объединены почти все исторические украинские земли.


По печальной иронии истории, разрушение памятников социалистической эпохи совпало и с трагическим разрушением самой Украины, ее значительными территориальными потерями. Но здесь не место для подробного анализа происходящего. Вернемся пока к проекту «Малороссия».


Сам термин «Малороссия» давно уже утерял значение «исконной Руси», метрополии – и сегодня воспринимается многими как несущий изрядный оттенок пренебрежения, уничижения со стороны пресловутого «старшего брата». Кому это выгодно?


Нельзя победить один шовинизм с помощью другого. Правда, озвученный в последней интерпретации замысел т.н. «государства Малороссия» предполагает включение в ее состав практически всей Украины, вместе с западными областями – никогда, кстати говоря, к исторической «Малороссии» не относившимся.


До этого, насколько известно, проект «Малороссия» предполагал несколько другую интерпретацию – на территории нынешней Украины образуется несколько самостоятельных  образований – «Малороссия», «Галиция», и другие. Но  история не знает таких наций - «малороссы» и «галичане». И вряд ли они появятся в будущем. Есть Украина и украинцы. Попытки выступать в целом против украинской государственности – контрпродуктивны с любой точки зрения. Они вряд ли сделают Украину более дружественной, и только льют воду на мельницу крайних радикалов.


При этом существует расхожее объяснение внезапного старта проекта «Малороссия». Правда, в условиях его быстрого едва ли не  дезавуирования как в Москве, так и на самом Донбассе – больше похожего на фальстарт. Но говорят, что это – такое средство давления на Запад, который ставят в условия выбора – Минск-2 или Малороссия, «размораживания» Минского процесса и т.д. Весьма сомнительный инструмент даже в такой геополитической игре его авторов. Но вот моральный вред от него – уже несомненен.   


Нельзя также забывать, что  собственно «украинский» период относится к наиболее динамичному периоду общей истории России, Беларуси и Украины – национальное возрождение XIX века, становление, хоть и в непростых условиях, белорусской и украинской государственности, огромные достижения в культуре, науке и социальном строительстве, совместная борьба с нацизмом. А что говорит и какие ассоциации вызывает слово «Малороссия»?


Поэтому современный «малороссизм» является, по сути, едва ли не  тем же процессом десоветизации, что осуществляется сегодня из Киева. И для самой России он может иметь аналогичные, деструктивные последствия. А что, если уже в РФ кому-то  в голову придет идея восстанавливать «Великое княжество Тверское»? Как «настоящее русское государство» - вместо «ордынской» Москвы? Или Новгородскую боярскую республику? Не говоря уже у государстве волжских булгар или Сибирском ханстве. В принципе, в условиях архаизации современных отношений и всеобщем социальном регрессе и более нелепые попытки – возможны. 


Отрицание украинской идеи и государственности не может никому пойти на пользу – ни самой Украине, ни России, ни другим соседним государствам. Беларуси – в первую очередь. Другое дело, что единая Украина должна возродиться на новых началах социальной справедливости и национальной свободы, без олигархов и  банд, независимой от любого внешнего управления – будь это МВФ или любой центр транснационального капитала. Как и весь регион – в целом.   


Юрий Глушаков    

4056 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,5093
10 Датских крон 4,6958
1 Кувейтский динар 10,5616
10 Дирхамов ОАЭ 8,8495
1 Доллар США 3,2498

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461