Белорусские «вышимайщики»: от оберега до маразма - Эльвира Мирсалимова


Трэба многа знаць, каб узор прачытаць». Но это не касается тех, кто печатает узоры на майках, потому как они не просто «мало знают и читать не умеют», но и наносят непоправимый урон народным ремёслам. Именно так. Руками юнцов-глупцов, этих «вышимайщиков», печатающих узоры на майках, уничтожается наша самобытная культура.


Язык народа – это не только набор слов и правил их произношения. В первую очередь – это язык символов, оставленных в орнаментах, в ткачестве, вышивке, вытинанке и прочих традиционных ремёслах. В этих символах – космогоническое, мифическое и бытовое мироустройство наших предков. Там великолепие сверкающего космоса, там туманный мир вужалок и цмоков, там простые земные горечи и солнечные радости.


Всё, что на сегодняшний момент известно о белорусском орнаменте, ткачестве и вышивке, было скрупулезно собрано и бережно сохранено в советские времена. Этнографии в СССР предавалось должное значение.


Бесчисленны экспедиции в отдаленные деревни, в которых сохранялся дух старины, откуда привозились уникальные работы мастериц прошлого – расшитые рубахи, рушники и скатерти. Они и поныне хранятся в белорусских музеях и домах ремёсел, учреждениях народного творчества.


В Советском Союзе выпускались энциклопедии, книги и методические пособия о народном творчестве прошлого. Кстати, подавляющее большинство подобных изданий выходило на белорусском языке. Этими пособиями пользуются до сих пор, как полноценными источниками. Новоявленные авторы лишь переписывают, слегка переиначивая то, что когда-то было составлено советскими этнографами.


А что же наше время? Вы удивитесь, но и по сей день государство инициирует этнографические экспедиции, и поныне выходят белорусскоязычные издания, научные труды об истории белорусского костюма, музеи пополняются уникальными экспонатами традиционных ремёсел. Всё это – заслуга государства, этого кому-то ненавистного «рэжыма».



Ежегодно, в рамках «Славянского базара», в Ратуше проходят конкурсы и экспозиции народных ремёсел. Приглашаются мастера со всей страны. Свозят ткацкие станки. И крайне малочисленные «майстры», живые носители ремесла, прямо на улице ткут и вышивают. Так несколько лет назад была собрана уникальная коллекция белорусского костюма – десятки манекенов облачили в традиционные национальные одеяния всех регионов Беларуси: можно было прикоснуться к глубинным знаниям значения орнамента. Ведь по узору (для «умеющего читать») сразу ясно – с какой целью надет тот или иной костюм, из какого он региона, что означает орнамент на груди и рукавах…

Так мало осталось этих мастеров-ткачей. Катастрофически мало!


А теперь ответьте сами себе, как поддерживает печать на майке этих немногочисленных ремесленников-ткачей, которых с каждым годом становится всё меньше?


А никак! Зачем «заморачиваться» со сложным и длительным процессом ручной работы, когда принтер под рукой. Зачем на деле – рублём! – поддерживать белорусского ремесленника, когда можно просто кричать о своём «патриотизме», напялив на себя майку с распечаткой? Так «вышимайщики» используют многовековое трудолюбие народа для националистического эпатажа.


Вот и печальный итог: «вышимайщики» попросту убивают ремесленника, традиционное народное ткачество, опошляя и умаляя значение белорусской народной культуры.


Эльвира Мирсалимова


Комментарии для сайта Cackle
 

Опрос

Нужно ли Беларуси участие в «Восточном партнерстве»?

 
 
Леонид Заяц прокомментировал ситуацию с поставками белорусской продукции в Россию
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.  Связь с редакцией, реклама - editor@politring.com / +375 (4453) 15-3-52