Диргенчус: Русские на Украине должны разговаривать на украинском языке


В Гродно в рамках общественной платформы «Диалог» состоялся круглый стол по теме: «Запад-2017. Алармизм не прошел. Почему не сбылись опасения скептиков». Активное участие в обсуждении итогов «Запада-2017» принял глава Гродненского общественного объединения литовцев «Тевине» Альгимантас Диргенчус.


А. Диргенчук: Мы по национальному признаку объединились, чтобы жить как можно нормально, чтобы жить в этой стране, в которой обычаи может быть другие и так далее. Это есть очень большая разница. Мы здесь жили, получили место для деятельности, для проведения всего, мы не платили ничего. А потом стали расти партии, и вот, вы тут не отличаетесь почти партии от партии. Но и всем вам надо дать деньги, и все вы тоже, вот вы посылали заграницу кого-то, но не дали. А нам не дают. А теперь и нас приравняли по всем признакам, общественное объединение к вам. Мне не нравится это. Я это говорю, мне не нравится, что мы должны почему-то одинаково думать.


Я ранил ногу, и два месяца лежал у телевизора, и не надо рассказывать старому человеку, который не выключил этот телевизор, который видел как начинался Майдан, который видел по тридцать, у меня записано, по тридцать сжиганий украинского флага русскими людьми. И весь принцип оказался, что нету русского языка, мало русского языка на Украине было русским. Люди, кто может это говорить? Поднимите теперешнюю из Интернета за то время, сколько русских школ, сколько вузов, все работают на русском языке. Почти. И шел вопрос, какой-то не хватало русской свободы. А почему на Украине сорок четыре миллиона, русские, не должны говорить по-украински? Ну почему?


Почему я, хорошо, что есть русский язык, но я когда работал на телевидении, я умел говорить по-белорусски. Почему я литовец, я не учился в школе, я это делал и я иногда думаю, лентяйство русского, которое подогревалось чем-то. Это было, знаете, смотреть мне советскому человеку, в принципе, я же вырос в советское время. Как можно чужое знамя сжигать? Мы же, нас научили как, вон американцам сжигай, еще кому-то другому сжигай. И все, и все, до того, до того вышло, все прямое лечение – это Праханов, который говорит, я вчера до колен был в крови. Луганск. Ну штаны, завтра приходит на телевидение, опять в этих штанах. И опять говорит, позавчера опять был там по колено в крови. Это идеологическая, партийная возня, до того неприличная, и главные партии, и не главные партии. Знаете, я прожив столько, сколько мне лет, всю жизнь заработав головой себе пенсию, то что я имею дома, то что я имею книги, и все говорили про превосходной степени. Человек должен иметь право, по-литовски, бумбети, это вот тогда, значит он и слон. А если мы всех, которые говорить не по нашему, придут такие, которые там тоже зарабатывают. Там тоже партии соревнуются, собственно говоря. Мы не, ничего не случилось. Ну и слава богу, боже мой. Вот, я что хочу сказать.


Потому что всех сделать счастливыми – преступление. Потому так никогда не будет. Таких проб было, и с той стороны, и с этой стороны. Надо, чтобы люди все делали, понимали, ведь я хочу сказать, когда говорят о Гроденщине, это привести Гроднищенская область – есть область совершенно абсолютно с другим менталитетом. Простите, пожалуйста, четыреста лет, этот край жил магдебурский прованс. Даже умеет самоуправляться, умеют организоваться, умеют постоять, два, два, три восстания против царизма, это тоже что-то значит. У нас коль, между прочим, пригласили сюда, в это время евреев, дали евреям и минимально в Польше было больше бед с евреями, чем вот в этих краях. Я снимал кино и разное знаю, поэтому не всем это нравится, а здесь очень часто, то Коулмил высказывает свое мнение, между прочим, кто знает, что нужно понимать, что не от хорошей жизни умер Кремко. Да, и так далее. Но это не враги. Это нормальные люди, и этот край свой, вклад в копилку в республике дай бог. А теперь, между прочим, кто подсказал президенту канал, кто сделал, подсказал эту пятидневку, теперь будет десятидневка. И когда пошли деньги, нам как никому, в самое трудное время. Я работаю в историческом, и знаете, те чмокают вот так: «звук причмокивания». А как хорошо, а как. Да, заставляют, кому-то дают по голове, кому-то там жизнь так сделана. Но, так как у нас какой порядок, ну нету выборов, хрен с ним, меняетесь так часто, что получается как будто и новые. И есть эти выборы. Я даю, могу, я знаю мнение от литовцев.


- Вчера у меня были два латыша, датчанин, ну, вот, по этой…


- Туристы, да. Я возил в Олдуштовский канал, возил…


По некоторым вопросам ответить, вот вы с того с чего начали, хорошо, вы не против?


- Нет.


- Не против. Вы начали говорить о том, ааа, про… о русском языке на Украине, собственно говоря, и о том, что русские не хотят его изучать. Вот именно из-за этого суть, якобы суть конфликта и так далее. Я в этом вопросе разбирался достаточно долго, и я вам скажу так – дело здесь не в языке, совершенно не в языке, а дело в том, что, эээ, для чего этот язык используется в данном случае. 


То есть, есть понятие языка вражды, то есть это когда ты используешь какие-то вещи в культуре для разжигания чего-либо, вот, либо для продвижения чего-либо…


-Простите, тогда я, раз…раз так… В 1903 году князь Станислав Мирский (50:18), министр внутренних дел России, писал письмо царю о том, что теперь уже как можно разрешить литовцам писать свои книги и учиться…учить литовский язык на латыни, литовский язык был запрещен ровно 40 лет. Потому что литовский народ уже никогда не будет… он малочисленный и.. и он будет как и все другие народы в окраинах России. Это можете заказать Мирского речи и получите. И  будет, и  будет русским языком. Я хочу сказать – кто читал Короткевича, а потом слышал как говорил этим языком Ткачев… Ткачёв Бечерь Затметова, тот понимает что белорусский язык… я приехал из Литвы, думал что он грубый, нерусский какой-то язык, а вообще-то все как, как по-русски, этот чудесный язык. Русский язык, большая культура, да, хороший, но русский язык вняв всех – всем не отдал. Когда мне говорят, эээ, как это, журавли… поэт кавказский, Гамзатов – «Как он звучит на русском!» - простите, пожалуйста, а тогда как он звучит на его языке! И это надо несмотря какой этот народ большой не был – это он должен знать. А он это часто забывает! Но вы правы – вы так думаете. Я вот думаю мне надо бежать, извините.


Да. Ведь...Когда ставится вопрос, что там специально завели и сожгли – я в это не верю. Там были те обстоятельства, какие были с расстрелом и избиванием, первым избиванием на Майдане, между прочим, было тоже не, не этих, которых обвинили. А потом когда все пошло как, как пошло, тогда появились и другие отряды и так далее. Это очень сложно, там правды никогда не найдешь. Если приглашать на, на русские, то есть на каналы телевидения, на дебаты – таких прожжённых, несправедливых людей, которые..и которым платят, кстати, там хорошо. Вот тут это, когда все устаканится, спокойно сядут, виноватых накажут, все равно когда-нибудь это…да…Нет, не воскресят, так как не воскресили...А вы никто...Очень удобно не знать – еще войны не было, а 600 тысяч литовцев поехали в Сибирь, и впереди них бежало по телефонам, что фашистов везут.



13294 просмотра
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461