Петровский: «Восточное партнерство» должно толерантно отнестись к белорусским ценностям
![](https://politring.com/uploads/posts/2017-11/1511947902_1497001313_1025403434.jpg)
В Минске в рамках общественной инициативы «Диалог» прошел круглый стол, посвященный саммиту «Восточное партнерство». Активное участие в мероприятии принял научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Беларуси, редактор Eurasia.Exper Петр Петровский.
П. Петровский: Не думал, что сегодня сюда попаду, но всё-таки смог прийти сюда. Всё-таки ВП и тот саммит, который у нас происходил в Брюсселе – это достаточно важное событие, и, на мой взгляд, анализировать роль и смысл ВП для Беларуси очень важно. Потому что не понятно на сегодняшний день, что хочет Европейский Союз от ВП, непонятно, какие цели он ставит и непонятно, насколько он толерантен к тем членам ВП, которые высказали идею неевропейской интеграции. Почему? Был подписан расширенный договор о сотрудничестве с Арменией, одним из пунктов которого являлось закрытие Армянской АЭС. На этом настоял «Евроатом». К каким последствиям приведёт это Армению? 70% электроэнергии Армения станет закупать извне, Армения на 70% будет более энергозависимой извне. Зачем это делал Европейский Союз? Лоббирование собственной транснациональной корпорации «Евроатом». А ведь на самом деле цель европейской интеграции, вообще любой интеграции, это - цель реализации суверенитета и независимости.
Сегодня время наибольшей открытости, создания государственных структур через интеграционные процессы. То есть, Республика Беларусь вступает в Союзное государство, Евразийский экономический союз, она тем самым пожелала реализовать собственный суверенитет и независимость через интеграционные процессы – ЕАЭС, ОДКБ, СГ. Ей это удаётся? В какой-то мере удаётся. Энергетически удаётся, мы снижаем цены на электроэнергию, мы создаём новые производства, новые отрасли, атомные электростанции, мы защищаем себя. Ведь в 99 году, когда бомбили Милошевича, его бомбили за ценностный выбор, выбор, который отказывал западной евроатлантической евроинтеграции. А ведь Лукашенко тоже могли бомбить, и только фактор России позволил нам формировать тот политический строй, который является нелиберальным, который сделал вызов евроатлантической гегемонии после ликвидации биполярного мира.
Вот вам, пожалуйста, реализация независимости и суверенитета Республики Беларусь при помощи союзных отношений. Конечно, Западу, Европе, ЕС это не нравится. Как так, европейское государство исповедует альтернативные Евросоюзу ценности. Почему ЕС настолько ненавидит любые альтернативные с востока от неё интеграционные процессы, а нормально относится к африканскому союзу? Квоты они не вводят на африканскую сельскохозяйственную продукцию, а на восточно-европейскую вводят. А ответ очень простой: потому что мы, являясь общей цивилизацией от Лиссабона до Владивостока, исповедуем иные ценности. Говорили вот, что Россия либеральна. Россия либеральна в экономическом смысле, санкции вынуждают её уже сегодня проводить ревизию либеральной политики. Да, Путин - либерал, но Путина геополитика принуждает быть нелибералом в какой-то мере.
Вопрос здесь стоит в другом – что нам даёт Восточное партнёрство? Сколько инновационных программ предлагает ВП? Ни одной. Какая-то техническая помощь, связанная с укоренением либеральных ценностей? Вы посмотрите, чем они занимаются, некоммерческие организации, которые исповедуют либеральные ценности, СМИ, которые исповедуют и проталкивают либеральные ценности, они это именно нам и просовывают. Давайте подумаем, нужен ли нам такой восточный партнёр? Я думаю, что не нужен. Нам нужно другое Восточное партнёрство – полная толерантность к нашим ценностям, в том числе авторитарным ценностям, потому что система авторитарных ценностей заложена в ментальности белорусов, я считаю, что авторитаризм не противоречит демократии. Лукашенко был избран демократическим путём, белорусы признают авторитет Лукашенко. Кто не может взять власть – тот от неё отстранён, кто может – у того эта власть в руках.
Что нужно Беларуси от Восточного Партнёрства? Первое – инвестиционные возможности без ценностных, пропагандистских внедрений. Второе – нормальный диалог и попытка создать нормальное диалоговое пространство между Востоком и Западом. При этом Беларусь готова закрыть глаза на либеральные ценности в ЕС, при условии закрытости глаз Западной Европы на те ценности, которые у нас есть. Третье – сегодня Беларусь является фактически проводником вместе с Европой Евразийских интересов в ЕС через хотя бы вот эту больную, инвалидную, полутораножную инициативу ВП. Каким образом? Беларусь всегда выступала за то, чтобы Россия также была представлена в ВП, потому что большое количество стран очень сильно завязаны на Российский рынок. Если не учитывать этот фактор, + не учитывать геополитические интересы России, это значит использовать страны ВП против их суверенитета и независимости. А суверенитет и независимость стран ВП возможно при условии выполнения геополитических весов. То есть, мы должны понимать, что есть интересы геополитические России, есть интересы геополитические Запада, и вот уравновешивание двух этих интересов может стать ключом. Готова ли на этот счёт Европа? Ну после Украины что-то там начинает прослеживаться, насколько – неизвестно. Если на это ЕС готов идти – пожалуйста, если он не готов – Беларусь никогда туда на уровне президента Республики Беларусь не приедет.