Сергей Осмаловский: Мова и нация
История, получившая название «Браславский инцидент», заставляет задуматься.
С одной стороны, очевидно желание русскомирцев не просто остановить белорусизацию страны, но и уничтожить плоды прежних усилий по приобщению Беларуси к родной культуре. С другой стороны, возникают вопросы в отношении методов, которыми сегодня пытаются проводить национальную политику некоторые деятели патриотического лагеря.
Сразу отмечу, что мне не нужна искусственная белорусизация для галочки, когда белорусский язык вроде бы называется своим, но при этом отставляется в сторону до лучших времен. Мол, мы хотим полной дерусификации, но сами мову изучать не будем и бороться с засильем русского языка начнем на русском языке. У этой политики есть двойное дно. Внешне она выглядит презентабельно, однако изнутри скорее вредит общему делу. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
Много было шума по поводу переписи, когда деятели национального лагеря призывали белорусов называть белорусский язык родным и разговорным. С одной стороны, вроде бы все правильно. Однако с другой стороны - что мы можем получить в результате самообмана? Белорусские чиновники покажут нам результаты и скажут: с белорусским языком все отлично, никаких усилий по его популяризации не требуется, на нем и так разговаривает подавляющее большинство населения. И даже слабая белорусизация будет свернута.
В случае с Браславом ситуация схожая. Имела место попытка фальсификации опроса, когда люди со всей Беларуси голосовали за белорусскую топонимику, совершенно не интересуясь, что же думают об этом жители самого Браслава. Поможет ли ему эта искусственная белорусизация действительно приобщиться к родной культуре? Не ставим ли мы себя в данном случае в один ряд с теми, кто фальсифицирует выборы?
У нас очень любят создавать видимость. Видимость любви к родному языку без его действительного изучения. Видимость белорусизации без серьезной работы над ментальностью нации. В результате мы можем себя обмануть громкими итогами, но те, кто указал своим родным и разговорным языком белорусский, продолжат разговаривать на русском, и дети их будут уже полностью русскоязычными.
Я как-то обратил внимание на то, как разговаривают на белорусском языке наши единомышленники. Меня поразило то, что многие просто владеют белорусским на уровне иностранного. О чем это говорит? Прежде всего о том, что они не просто занимаются самообманом, но и пытаются втянуть в него все общество.
Нельзя любить мову и не изучать ее. Почему люди, много говорящие о распространении мовы, не читают книги на белорусском языке и не ходят на белорусскоязычные премьеры в театре? Кроме того, сегодня во многих городах присутствуют курсы "Мовы нанава". Они совершенно бесплатные и доступные. Просто уделите несколько часов в неделю изучению мовы. И тогда вам не придется кривить душой, называя ее разговорной.
Критически не хватает литературы на мове. Об этом также стоит задуматься ее популяризаторам. Можно сколько угодно говорить о русификации Беларуси, однако без создания конкурентных условий наши усилия по распространению мовы не принесут должных результатов.
Впрочем, не все так плохо. Меня радует, что ситуация постепенно меняется. Многие люди начинают подходить к родной культуре осознанно, а не просто ставить себе галочки. Курсы мовы не пустуют, фильмы и спектакли на белорусском языке собирают полные залы.
Думаю, что со временем ситуация будет улучшаться. Не так оптимистично, как это предполагают наши лидеры, но хотя бы и не трагично. Я не верю, что Беларусь будет полностью белорусскоязычной, но и целиком русскоязычной она тоже со временем быть перестанет. Уже подрастает поколение, для которого независимость связана с мовой и белорусской культурой. Я надеюсь, что мы избежим судьбы тех стран, которые сегодня разговаривают на языке бывших метрополий. Во всяком случае, у значительной части нашего общества есть стремление к подлинному национальному возрождению, а не к его имитации. Многое сегодня действительно зависит от нас самих. Не стоит забывать об этом.