Евгений Константинов: Русский язык в Ракове
Любые попытки продвигать интересы русскоязычных граждан в сфере образования встречают бешеное сопротивление националистов.
На этот раз объектом их пристального внимание стала ситуация в городе Ракове, где группа родителей выступила с предложением перевести часть школьных классов с белорусского языка на русский.
Право учиться на одном из государственных языков закреплено в Конституции Республики Беларусь, однако оппозиция весьма избирательно подходит к народному волеизъявлению. Если дело касается белорусского языка, то она активно цепляется за любой факт его дискриминации. Русский язык, при всей его распространенности, до настоящего момента своих действенных защитников так и не обрел, хотя попытки положить предел насильственной белорусизации предпринимались неоднократно.
Комментарии на «Нашей Ниве» по поводу родительской инициативы очень четко характеризуют националистическое сообщество. За предыдущие годы оно привыкло считать себя единственным выразителем интересов белорусской нации. В отношении тех, кто не хочет жить по его законам, действуют самые гнусные методы дегуманизации, фактически сводящие любые русофильские инициативы к предательству национальных интересов и внешнему влиянию. У многих «оппов» в целом отсутствует понимание, что в одном с ними государстве могут жить люди с иной точкой зрения.
Ситуация в Ракове тем пикантнее, что инициатива по переводу классов на русский язык исходит не от государственных органов, а от рядовых граждан. Националисты уже не могут просто списать «дебелорусизацию» на власть. Вместе с тем признание, что жители республики могут выступать за русский язык, для оппозиции смерти подобна. Ведь в таком случае нужно привыкать считаться с народным волеизъявлением, о котором в предыдущие годы было сказано столько громких слов.
Возмущаясь родительской инициативой, журналисты «Нашей Нивы» подчеркнули, что Раков якобы «всегда считался белорусским по духу». Разумеется, мнением жителей самого Ракова по этому поводу никто не интересовался. Под «белорусской по духу» обычно понимается русофобская идентичность, направленная на пропаганду этнического шовинизма. В представлении оппозиции, настоящий белАрус может быть только противником Союзного государства и ярым сторонником националистических взглядов. Все остальные признаются малограмотным и оболваненным населением.
Интересно, что власти Ракова пошли навстречу пожеланиям граждан и предприняли усилия для создания русскоязычных классов. Я предполагаю, что теперь им придется столкнуться со шквалом ненависти в свой адрес. Националисты за предыдущие годы научились сутяжничать и непременно прибегнут к бюрократическим проволочкам, позволяющим затянуть практическую реализацию народной инициативы. Хочется верить, что нашим чиновникам не придется менять свое решение из-за их интриг.
Радует, что в Беларуси еще остались мужественные граждане вроде Елены Надежкиной, готовые противостоять скатыванию нашего образования в националистическую пропасть. Именно благодаря их инициативам русский язык сможет сохранить статус государственного.
Случай в Ракове - это редкая в последнее время возможность порадоваться поражению националистов. Да, в целом они часто заставляют белорусских чиновников плясать под свою дудку, но иногда тоже сталкиваются с активным противодействием. Будем надеяться, что подобных случаев будет больше. Во всяком случае, именно народным инициативам оппозиции сложнее всего противостоять. Выступая от имени белорусского народа, она все-таки будет вынуждена считаться с его мнением...