Сергей Осмаловский: Есть ли перспективы?
В последнее время я часто думаю, есть ли перспективы у белорусских протестов против интеграции.
С одной стороны, мы наблюдаем гражданскую активность, нормальную для цивилизованного общества. Протесты позволяют людям объединяться в отстаивании национальных интересов. С другой стороны, частота митингов приводит к их постепенной маргинализации. Фактически акции посещают одни и те же люди, а остальная часть общества с ослабевающим интересом наблюдает за их действиями.
Всем оппозиционным акциям не хватает главного - глобальной повестки, способной зацепить аполитичного обывателя. Можно сколько угодно говорить о национальных вопросах, однако среднестатистический белорус от них невероятно далек. Его прежде всего интересуют экономические вопросы, а они на митингах почти не подымаются.
К сожалению, лидеры оппозиции сегодня не готовы к диалогу с обществом. Они сформировали вокруг себя пул единомышленников и полагаются только на его поддержку. В результате «марши миллионов» превращаются в шествия сотен (даже не тысяч) людей, а лозунги набивают оскомину.
Сама идея митингов против интеграции имеет уязвимые места. До сих пор не совсем понятно, присутствует ли у Лукашенко и Путина единый взгляд на союзное строительство. На мой взгляд, речь не идет об утрате суверенитета. Нашему диктатору не выгодно быть российским губернатором, он слишком привык к безраздельной власти. Что касается России, то она просто не готова к присоединению Беларуси. Это существенно усилит антироссийские санкции, если вообще не приведет к разрыву дипломатических отношений со странами ЕС.
На кого сегодня может опереться оппозиция в своих протестах? Прежде всего на старую гвардию, прошедшую огонь и воду. Эти люди присутствуют на всех митингах и неизменно подставляют свою голову под удары нашей правоохранительной системы. Они платят штрафы из нищенских пенсий и пожертвований неравнодушных граждан. В совокупности они составляют идейный костяк оппозиции, позволяющий ей проводить акции хотя бы на маргинальном уровне.
Неизменно в рядах протестующих много молодежи. Это прежде всего школьники и студенты, осмелившиеся проявить свою гражданскую позицию. Их исключают из вузов и третируют в школах, однако так и не могут окончательно задушить. Часто эти ребята со временем покидают Беларусь и уезжают в эмиграцию, так как не видят перспектив в будущем.
Самую многочисленную группу составляют ситуативные протестующие, посещающие акции время от времени. Среди них много людей с патриотическими взглядами. Иногда к этой группе можно отнести и противников экономической политики государства. Как правило, таких людей политические вопросы волнуют гораздо меньше.
Что касается идей и лозунгов, то они неизменны и тем вредны. Будь то «Чернобыльский шлях» или «Дзяды», присутствует одна и та же повестка. К сожалению, оппозиция сегодня творчески себя исчерпала. Страшно даже подумать, с какими идеями многими политики пошли бы во власть.
Власть провоцирует гражданское общество на подобные митинги тем, что держит в секрете многие вопросы внутренней и внешней политики. Это порождает алармистские настроения и приводит к нагнетанию истерии внутри патриотических сил.
Я думаю, что предыдущие митинги были выгодны не столько оппозиции, сколько Лукашенко. Он смог показать России, что в Беларуси достаточно много противников интеграции. Это позволило ему обезопасить себя от возможных предложений по углубленному союзному сотрудничеству.
Частично акции достигли своей цели. Они показали, что в нашей стране люди готовы выступать против потери государственного суверенитета. Люди не намерены прекращать свою гражданскую активность и будут стараться вовлечь в нее новых протестующих. Не исключено, что наше общество рано или поздно проснется и начнет участвовать в политической жизни страны. Во всяком случае, сегодня это не так опасно, как в предыдущие годы.