Артем Агафонов: Демократам о свободе слова


В своем блоге на «Белорусском партизане» в статье «Демократам о правах человека» я уже обращался к этой проблеме. Сейчас принято объяснять антироссийские и антидемократические по своей сути настроения в большей части белорусской оппозиции украинскими событиями. Однако ту статью я написал пять лет назад. В Киеве тогда еще президентствовал Янукович, политической достопримечательностью украинской столицы был шумный круглосуточный пикет в поддержку Тимошенко, а Донецк и Симферополь были мирными украинскими городами. Однако люди, именующие себя демократами, уже устраивали массовую истерику в сети по поводу мирной и малочисленной акции пророссийских активистов, а небезызвестный социал-демократ Игорь Борисов еще тогда рассылал во все инстанции доносы на местных чиновников, разрешивших проведение шествия, забыв и про свободу собраний и про то, что белорусская оппозиция не первое десятилетие добивается отмены разрешительного принципа проведения массовых мероприятий.

Сегодня снова очень подходящий момент для того, чтобы напомнить тем, кто почему-то по-прежнему продолжает называть себя «демократами» о том, что такое настоящая демократия и на каких принципах она основывается. Такое впечатление, что многие из них напрочь забыли о таких вещах, как свобода ассоциаций, свобода собраний и свобода слова.

О свободе слова и отношении к ней некоторых белорусских политиков и поговорим. Для меня символом свободы слова стали слова, приписываемые Вольтеру: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить». Настоящая свобода слова должна быть общим достоянием, а не лозунгом, которым удобно пользоваться для лоббирования лишь собственных интересов. Однако вольтеров среди наших «демократов» катастрофически мало.

18 декабря, начнется суд по «Делу публицистов». Три его фигуранта, авторы публикаций на российских интернет-ресурсах  Дмитрий Алимкин, Юрий Павловец и Сергей Шиптенко второй год содержатся в СИЗО только за свои публикации. В этих публикациях они критиковали, как белорусскую власть, так и белорусскую оппозицию. Были спорные мысли о государственном устройстве и роли белорусского языка. Однако не было того, что называется экстремизмом – призывов к войне, насилию, свержению конституционного строя, дискриминации граждан по национальному и иным признакам. Словом, с авторами можно и нужно было спорить, дискутировать, опровергать их, на крайний случай, обливать апельсиновым соком,  но уж точно не сажать в тюрьму.

Состава преступления по статье 130 УК РБ нет – с этим согласно большинство независимых и даже провластных экспертов. Дело очень странное, очень спорное и имеет явный политический оттенок. Однако, несмотря на это, публицисты так и не включены в список политзаключенных. Отечественные «демократы», «правозащитники» и «борцы за права человека» готовы считать политзаключенными кого угодно – от коррумпированного таможенника до футбольных хулиганов, разгромивших троллейбус во время разборки с конкурирующей группировкой «ультрас». Но это – если речь идет о своих, идейно близких. Если речь идет о людях из другого идеологического лагеря – все они предпочитают занять позу трех японских обезьянок – не вижу зла, не слышу и не скажу о нем. И это – в лучшем случае. В худшем – проклятия и грязная брань.

В известной кинопритче Марка Захарова Ланселот, победивший дракона, в итоге сам уподобляется ему. В нашем случае все еще печальнее. Ланселота нет и не предвидится. На дракона никто всерьез не покушается. Есть только странные люди, вообразившие себя рыцарями и выращивающие драконов в себе. И за последние годы они добились в этом успеха. Если в 2012 году доносы Борисова были событием, вызвавшим горячие споры, то сейчас это просто система. Демократия – для «демократов». Если ты один из них – ты герой, которому можно все и который прав почти всегда. Если ты против – ты преступник априори. Если ты чужой – написать на тебя донос за высказанное мнение – дело доблести. Если свой – можно спокойно призывать к геноциду, крича на митингах «Смерть москалям!». Тебя за это, максимум, пожурят и посоветуют не использовать «язык ненависти».

И они еще удивляются непопулярности оппозиции среди населения. Демократия не может быть только для своих, свобода слова должна оставаться таковой даже, если это слово кому-то неприятно. Оппозиция, если хочет чего-то добиться, должна продемонстрировать, что она лучше власти. Сейчас она, в большинстве своем, демонстрирует лишь готовность сменить одну диктатуру другой. Причем более грубой и жестокой.

Поэтому хочется нашим оппозиционерам дать один совет. Если уж назвались демократами – будьте ими.

P.S. Статья писалась до блокировки "Партизана". Жаль, что это произошло именно с ним. "Партизан" - одна из немногих оппозиционных площадок, где свобода слова еще сохранилась. Но после произошедшего статья стала только актуальнее.

Артем Агафонов

Источник: «Белорусский партизан»
4147 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,3171
10 Датских крон 4,645
1 Кувейтский динар 10,5263
10 Дирхамов ОАЭ 8,8271
1 Доллар США 3,2421

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461