Кровавая школа: что стоит за серийными нападениями на учеников? - Юрий Глушаков


Трагические события в пермской школе № 127 потрясли миллионы людей. Возможно ли повторение таких событий в Беларуси?


Поножовщина для школоты


Суть  происшедшего такова – утром в 4-й класс элитной школы Перми зашли два молодых человека в черном. Они нанесли удары ножом учителю, а затем принялись резать детей. Били ножами в область шеи – с явным намерением нанести смертельные ранения. Затем нападавшие стали полосовать ножами друг друга.


Последнее обстоятельство и породило множество версий, которые различные СМИ распространили в первые часы после нападения. По одной из них, между двумя учениками произошла драка на ножах. А учитель и дети пытались разнять дерущихся, в результате чего и пострадали. Кстати говоря, именно такой интерпретации событий придерживался первое время и Следственный комитет. По другой, атаковавшие школу уже в ходе нападения что-то не поделили и стали драться на ножах между собой.


Но впоследствии выяснилось: преступники заранее договорились между собой, что после нападения убьют друг друга. Однако на это у молодых людей просто не хватило духу: одно дело - резать женщину-учительницу и детей, другое – получать раны самому. Ученик младших классов, свидетель происшедшего, говорит, что после первых взаимных ударов дружкам стало больно, и они решили сдаться.

Имена нападавших вскоре были опубликованы в СМИ – это бывший ученик этой  школы Лев Биджаков и его приятель Александр Буслидзе.


В результате ножевой атаки на школу 15 человек получили ранение, один четвероклассник и учительница находятся в тяжелом состоянии.


Социальный протест «золотой молодежи»?


Естественно, одним из первых вопросов, которым все стали задаваться после происшедшего: в чем причины этой жуткой трагедии?

Одна из первых версий была месть. Стало известно, что на этот Новый Год админ одного из пабликов «Вконтакте» в своем поздравлении назвал фигурантов этого дела «псами». В ответ Лев Биджаков публично пообещал разобраться с ним, вроде как «забив стрелу». Однако если посмотреть эту публичную переписку, выясниться – администратор группы вовсе не называл псом именно Биджакова, а просто поздравил всех пользователей словами: «С Новым Годом, псы. Люблю вас». Явно имелся в виду «Год собаки», но это все равно спровоцировало публичную агрессию подростков. Тем не менее, к подвергшемуся нападению  4 «Б» классу администратор паблика явно не имел никакого отношения.


К сегодняшнему дню журналистам уже немало удалось выяснить о личности главного организатора нападения – Льве Биджакове. В младшей школе его отличала чрезвычайная агрессивность по отношению к сверстникам, но затем  исчез из школы. Вернулся спустя некоторое время тихий и даже подавленный. Вероятно, проходил курс психиатрического медикаментозного лечения? В старших классах успешно участвовал в олимпиадах по физике, но одновременно отличался плохой успеваемостью по другим предметам. Оставался на второй год, затем вообще покинул школу и пошел в колледж-ПТУ. Затаил ли юноша обиду на школу № 127, «недооценившей» его? И стало ли это основной  причиной жестокого нападения?


Характерно также, что и Биджаков, и «примкнувший» к нему Буслидзе  были детьми не простых родителей. Как сообщает ресурс Life.ru, отец Льва – крупный пермский предприниматель, арендатор местного автовокзала и хозяин кампаний-автоперевозчиков, работающих по государственным заказам. В том числе – и со школами, кстати. Отец Буслидзе – успешный дизайнер интерьеров, владелец архитектурного бюро. И хотя оба персонажа старались походить на «пацанов с района», по происхождению они, скорее, «золотая молодежь».

Можно предположить также, что Биджаков, если судить по отдельным выложенным им в Интернет записям, мог  употреблять психотропные вещества. А также – проявлял суицидальные наклонности и был поклонником серийных убийств, устроенных двумя подельниками в американской школе «Колумбайн». На своей странице в ВК он демонстрирует и интерес к огнестрельному оружию концерна «Калашников».


Чисто американская трагедия в пермском крае


До последнего времени ни Россия, ни Беларусь не знали подобных массовых расправ в школах. Нападения на школьников и учителей, зачастую совершаемые их действующими либо бывшими учениками, как и многие другие виды серийных убийств, было чисто американским феноменом. Затем подобные случаи стали повторяться в Западной Европе, в Финляндии и Германии в частности. И вот – это второй уже такой прецедент в России.


Почему это происходит в Америке – в принципе, ясно. Жесткое конкурентный тамошний капитализм  порождает весьма напряженные и внутренне агрессивные отношения между людьми. Подростки, как наиболее неустойчивые, ломаются первыми и дают прорваться тяжелым комплексам и разрушительным импульсам из глубины травмированного сознания в реальность. А что происходит в нашем, постсоветском социуме?


В советское время мы и близко не знали подобных преступлений. При этом мы не станем идеализировать Советский Союз – там также хватало своего криминала.  Массовые драки «район на район», разборки на танцплощадках и дискотеках, в том числе и с применением тех же ножей и самодельного холодного оружия  - все это было. Да и весь спектр обычных уголовных преступлений тоже был хорошо известен тогдашней молодежи. Но вот что бы так – с «перьями» против маленьких детей? Нет, такого точно не было. Авторитетной была и фигура учителя. Будущие отмороженные члены «морозовской» ОПГ в школе, где учился автор, не смели  даже  дерзкое слово сказать учителю. Сегодня педагог, с возложенными на него функциями постоянного сбора денег «на нужды школы», крайне далек от образа духовного наставника.


Условно говоря, советскую молодежь можно было разделить на две части. Одни молодые люди, более или менее, следовали официальной социалистической моралью. Другие – жили по «понятиям» дворовой блатной романтики. Кстати, патриотами, с большего, являлись и те, и другие. В 90-е количество «блатных» несоизмеримо выросло. Но сейчас у значительной части молодежи нет вообще никаких четких критериев и общепринятых правил. В том числе – не писанных. Даже старые неконвенциональные нормы поведения, несмотря на попытки их возрождения в рамках криминальной субкультуры «АУЕ», уже не работают так, как прежде. На смену былому традиционному коллективизму, будь то советское товарищество или братство преступного мира, приходит предельный индивидуализм и атомизация общества. И понятия, и этические нормы все больше замещаются статусами и мнениями из социальных сетей.


Под стать этому совершаются и преступления – все более жестокие и очевидно бессмысленные. Однако именно в контексте отчуждения человека и доминирования информационных технологий их и можно объяснить. В том числе – и пермскую трагедию.

Жестокий хайп

Сегодня наиболее частым объяснением происшедшего является следующее – молодые люди таким образом хотели прославиться. И прогреметь в Интернете.

Безусловно, такой мотив у них присутствовал. Как имеется он и у тысяч подростков и юношей, выкладывающих на «Ютубе» головоломные трюки и просто откровенную чернуху. Но не слишком ли высока цена печальной «славы» была в этом случае?


Групповой суицид, совмещенный с попыткой массового убийства, скорее всего, здесь мог быть попыткой обрести не только  извращенную известность. Но и не осознанным желанием преодолеть свою отчужденность и заброшенность. Очень часто именно таким образом трудные подростки пытаются обратить на себя внимание, преодолеть свое одиночество. Это – и месть равнодушному окружающему миру, и отчаянная  попытка слиться с ним.


Вполне возможно, такой гармонии  два подростка, договорившиеся убить друг друга, бессознательно пытались добиться через хотя бы «дружеское самоубийство».


Но вот что очень важно для нас, как для жителей Беларуси – может ли подобное преступление повториться у нас? Пермь – это ведь за тысячи километров от вроде бы спокойной и стабильной РБ.  А у нас  даже дорогу в неположенном месте уже не перейти – всюду милиция всех родов и видеокамеры…


Когда я начинал  эту статью, я было написал: «К счастью, в Беларуси подобного еще не происходило…» Но потом подумал – ой ли? Да, бойни в школе у нас действительно не было. Ну а нападение с бензопилой в ТЦ «Европа» в Минске? По многим другим параметрам ситуация просто зеркальная –  тоже несовершеннолетний сынок обеспеченных родителей, так же наблюдался у психиатров.


Известно, в семьях с высоким достатком  зачастую практикуется и американский индивидуализм, в результате чего детям достается минимум настоящего внимания и заботы родителей. У богатых детишек есть все, кроме самого важного – любви.  Обратная сторона медали –  чувство превосходства и презрения к окружающим, которое бывает свойственно отпрыскам «элиты».  


Но сейчас речь уже не об этом. Вполне очевидно, что в Беларуси происходят те же социальные и ментальные процессы, что и в РФ, и в других странах современного глобализированного мира. Что и у нас предостаточно лиц подобного психологического типа – неуравновешеных, агрессивных, закомплексованных, жаждущих самоутверждения и «хайпа» в соцсетях любой ценой. Тем боле что история с женщиной, убитой бензопилой в ТЦ «Европа», это уже доказывает. Да и нападения на учителей тоже случались – также похожий субъект в минской школе  нанес тяжелые ножевые ранения женщине-педагогу, несколько лет назад в Добруше ученик набросился на наставницу, и так далее. Нередкими бывают и жесткие разборки между учениками. Даже – девочками. И какой бы строгой не казалась белорусская милиция, «выстрелить»и у нас может в любом месте и в любой момент.


Кстати, о выстрелах. К счастью, в РФ, а тем более – в РБ, короткоствольное нарезное огнестрельное оружие еще не продается  населению. Хотя кампании в пользу этого ведутся. Иначе жертв  в пермской школе  было бы намного больше. Ведь именно оружейный бизнес США и его политическое лобби несет львиную долю ответственности за бойни, подобные расстрелу в школе «Колумбайн».


Что же нужно делать с нашей школой, что бы уберечь детей от такого кошмара? Сегодня, несмотря на журналы записи посетителей, лежащие у школьных вахтеров, почти в любую белорусскую СШ  может зайти любой желающий.  Кстати говоря, в некоторых публикациях СМИ пишут, что поставить профессиональную охрану там невозможно -  школы не потянут финансово, да и ее эффективность все равно – относительная. Не соглашусь. Помимо введения в школы здоровенных «секьюрти» со спецсредствами, тут существует множество вариантов. Например, обеспечить в СШ доступ только родителей со специальными пропусками. Но понятно, что это не главное.

Главное - это процессы, происходящие сегодня в умах людей. А они иногда пугают…


«Ты сделал все правильно…»


 При этом главный «герой» этой истории  продолжает пополнять свой аккаунт новыми записями! Выкладывает там фото своей ноги с капельницей на больничной койке, бравирует тем, что не доживет до суда. То устраивает голосования по поводу оценки собственной персоны, то пишет, что «разочарован случившимся». Хотя чем – именно? Раскаивается, или жалеет, что не удалось воплотить все задуманное? В комментариях же на странице своего деда «Лев Биджаков» сообщает, что «эти крики он не забудет всю свою жизнь», и только ради этого все это стоило совершить. Конечно, далеко не факт, что страницу продолжает вести сам Биджаков.


Но все равно люди, выкладывающие там свои комментарии, пишут их именно для него. И пишут разное. Конечно, большинство из них полны гнева.  Есть и такие, где виновников призывают четвертовать, изнасиловать до смерти, расстрелять перед школой. На что другие люди резонно возражают – сцены публичных казней только повысит градус жестокости в обществе и породят новых потенциальных убийц. Но есть и те, кто пишет: «Ты все правильно сделал». Или считают, что молодые люди решили «эстетично» уйти из жизни, и осуждать их за это – нельзя.


Ясно одно. Что бы избежать подобного, наше общество должно придти в себя и вспомнить свои лучшие традиции человеческого сопереживания и взаимопомощи. А глядя в будущее, нам нужно  развиваться  в направлении подлинной личной свободы, сопряженной с гуманизмом и социальной ответственностью, а не ее суррогата в виде зоологического индивидуализма. Иначе угроза новых «Колумбайнов» будет висеть и над Россией, и над Беларусью.      


 Юрий Глушаков    

                    

5006 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461