Анатолий Матвиенко: Итоги литературного года. 10 топ-писателей Беларуси – 2017


Литературный пейзаж Беларуси не претерпел изменений по сравнению с предшествующими годами. Наиболее успешные писатели страны публикуют свои произведения в издательствах России. Выпуск художественной литературы в самой Беларуси в 2016 году сократился на треть по сравнению с 2015 годом, за 2017 год Министерство информации ещё не опубликовало статистику, его ответственные лица заверили, что цифры будут примерно на том же уровне. Однако очевидно, что, во-первых, в истекшем году львиная доля усилий и финансирования была затрачена в связи с юбилеем книгопечатания, годовщинами со дня рождения Я.Купалы, Я.Коласа и Я.Брыля, во-вторых, из-за организационных проблем несколько месяцев буксовал «Харвест», приостановив выпуск серии «Библиотека Союза писателей Беларуси». Поэтому публикация серьёзной современной прозы и поэзии в Беларуси за истекший год наверняка ещё более ужалась по сравнению с 2016 годом.


К сожалению, в республике отсутствуют сколько-нибудь авторитетные литературные конкурсы и премиальные процедуры, позволяющие выявить действительно заслуживающие внимания свежие произведения. Нет ничего подобного французской Гонкуровской премии, российским премиям «Русский Букер», «Нацбест», «Большая Книга», «Ясная Поляна», «Нос» и др. Призванная быть самой престижной Национальная литературная премия Беларуси вручалась в третий раз, и ни разу не обошлось без конфуза. Касательно первой премии, розданной лауреатам в 2015 году, её обладатель Денис Мартинович дал интервью «Народной газете» с заголовком: «Каму патрэбна Нацыянальная літаратурная прэмія – чытачам або для справаздачы?». В этом интервью была обоснована уничижительная оценка премиальному процессу. На следующий год в номинации «Дебют» премию получил не слишком известный, но давно работающий литератор с несколькими опубликованными книгами, ни в коей мере не дебютант. Наконец, абсурд последнего года превзошёл предыдущие, Людмила Рублевская получила награду за лучшее прозаическое произведения из числа впервые выпущенных в Беларуси в 2016 году, невзирая на то, что удостоенный такой оценки роман опубликован ещё в 2015 году и, если соблюдать установленные Министерством информации правила, вообще не мог быть номинирован!


Крупнейшей по денежному наполнению считалась премия имени Ежи Гедройца, она вручалась за произведения исключительно на мове, то есть миноритарном языке и населения, и белорусских литераторов. Я не против мовы, но не признаю её противопоставление основному языку белорусов. К тому же, в силу состава учредителей и жюри, премия была ориентирована сугубо на авторов оппозиционного антироссийского (по большому счёту – и антибелорусского) толка, только им и вручалась, представляя эдакий междусобойчик по распилу нескольких тысяч евро. В 2016 году спонсор снизил размер помощи, в 2017 году было объявлено, что наградой станет чек польского банка с неизвестной суммой, в момент написания этой статьи сайт премии демонстрировал только визитку и сведения о закрытых сезонах… Похоже – это конец. Сдулись «революционеры».


Если Гонкуровская премия обеспечивает книге-победительнице переиздание тиражом в 300-400 тыс. экземпляров, в России становятся бестселлерами тексты, хотя бы даже вошедшие в шорт-листы крупных премий, а Нобелевка Светланы Алексиевич вернула её имя из забытья, то ни разу современные белорусские награды не приносили успеха художественному произведению.


Поэтому о лучших книгах и наиболее успешных белорусских писателях года можно судить только по собственному вкусу либо ориентируясь на читательские симпатии, индикатором которых является тиражность изданий на бумаге. Так как громко не «выстрелил» никто из дебютантов, лучше всего посмотреть, как обстоят дела у известных отечественных литераторов. Я составил собственный рейтинг топ-авторов Беларуси 2017 года. Как обычно, лучше всего наши соотечественники зарекомендовали себя в нереалистической нише – фантастике, фэнтези и мистике.


Ольга Громыко

Ольга Громыко на Московской международной книжной выставке-ярмарке 2017 
Самая успешная белорусская писательница современности минчанка Ольга Громыко, чей суммарный тираж книг, выпущенных после 2000 года, давно превысил миллион экземпляров, порадовала поклонников продолжением фантастической серии, начатой некогда романом «Космобиолухи» в соавторстве с Андреем Улановым, серию она продвигает соло. Два тома с неблагозвучным названием «Космоолухи. Рядом», каждый – стартовым тиражом по 20 000 экз., были встречены на ура.


«Космоолухи», в отличие от предыдущих книг серии, представляют собой сборники рассказов на ту же тему, не романы. Это – самая успешная новая книга белорусского писателя в 2017 году. Но…


По моему мнению, хорошо воспринимаются первые три книги серии. Далее утрачивается новизна. Те же основные персонажи и очень похожие второстепенные, а также антигерои. Сходные ситуации. Перекручивание в бесчисленный раз взаимоотношений человека и искусственного интеллекта в гуманоиде-киборге. В общем, для меня очевидны эксплуатация удачной идеи и нежелание автора расставаться пусть с выдуманным, но таким ярким миром… Ситуацию спасают бесподобный юмор Ольги Громыко и отточенный слог. Причём стилистика – явная заслуга писательницы, а не редакторов московского издательства Альфа-книга, другие произведения, выпущенные ими, часто не блещут качеством текста.


Татьяна Корсакова


litmir.me 
Королева белорусской мистической литературы Татьяна Корсакова из Гомеля продолжила серию «Тайна старого поместья», в начале года в «Эксмо» вышла книга «Проклятое наследство» тиражом 6000 экз., который разлетелся мгновенно, и уже к лету пришлось допечатать ещё 9000 экз. Осенью читатели увидели продолжение под названием «Змеевы дочки». В романах Корсаковой мистика перемешана с хоррором и, как же без этого, с любовно-мелодраматическими историями.

Анатолий Дроздов

abook-club.ru
Из числа лидеров современной белорусской фантастики отмечу минчанина Анатолия Дроздова, увидел свет космический боевик «Капеллан». Тираж скромный для «Эксмо», всего 2500 экз., но книги этого автора, выпущенные ведущим российским издательством, неизменно переиздаются. Всё же космическая фантастика – не самая сильная у Дроздова, хоть мне понравился «Запасной мир», гораздо лучше у него выходят альтернативные миры. Роман «Реваншист» – это настоящий прорыв. Всего за месяц он набрал более 50 тыс. просмотров в черновом варианте только на страничке автора в Сети, был моментально растащен по многочисленным русскоязычным электронным библиотекам. Возможно, что знакомство с текстом сотен тысяч потенциальных покупателей до выхода бумажной версии вызвало осторожное отношение издателя: начальный тираж составил лишь 2000 экз. В продаже доступна электронная и аудиоверсия книги. В ней – и ностальгия автора, которому перевалило за шестьдесят, по всему хорошему, что осталось в СССР, и горечь от неудавшегося-несбывшегося, и молодой, совсем не по возрасту задор: никогда не поздно что-то изменить к лучшему. Впрочем, судите сами, открыв ознакомительный фрагмент, а лучше прочесть книгу целиком, это – настоящая художественная литература, пусть и в легкомысленном фантастическом жанре.

Наталья Батракова

Минчанка Наталья Батракова, самая популярная белорусская писательница в нише женского любовного романа, новинками поклонниц не одарила, зато год был удачен для неё многочисленными переизданиями. Произошла достаточно необычная для белорусского книжного рынка вещь. Старые книги Батраковой – «Территория души», «Площадь согласия» - перевыпустила небольшая минская компания Excellent, специализирующаяся на рекламной продукции, буклетах, календарях и т.п., в весьма приличном объёме. Проза Батраковой по индивидуальным заявкам рассылается по России, благодаря этому в Excellent уже издан второй дополнительный тираж книги «Бесконечность любви, бесконечность печали». Наталья Батракова удовлетворена результатом: «Согласитесь, для нашего рынка 6 тысяч экземпляров за 14 месяцев – это фантастическая цифра».


bobr.by 
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

Звёздный дуэт Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак прозвучал в 2017 году с книгой «Сиамцы», на сайте издательства «Время» годом выпуска указан текущий, но в декабре она уже была доступна в продаже. Тираж 5000 экз. Как обычно, в фокусе внимания находятся проблемы молодых людей, а сюжет обязательно замешан на чём-то фэнтезийном или мистическом.

К слову, нужно отметить бесспорный успех талантливой минской пары, обеспеченный, как и у Батраковой, «долгоиграющими» произведениями прошлых лет: вышло 11 дополнительных тиражей прежних книг, повесть «Открытый финал» получила престижную «Русскую премию», «Гимназия №13», переведённая на белорусский и ранее опубликованная в журнальном виде, вышла отдельной книгой. Моя дочь училась в этой гимназии, говорит – многое узнаваемо…


Суммарный тираж новых и переизданных произведений Жвалевского и Пастернак за год составил 86 800 экз.


forteen.info 
Екатерина Насута

tutgrodno.com
Библиографию Екатерины Насуты из Гродно отслеживать трудно по естественной причине: она обожает менять творческие псевдонимы. Большинство её произведений вышло под никами «Екатерина Лесина» и «Карина Дёмина», совсем немного – под собственной фамилией. Она же - Екатерина Воронцова, Антон Лик, Анна Терн. Меняя лица как перчатки, Насута совершенно не заботится о раскрутке своего имени как бренда, уповая на качество произведений… И ей это удаётся.

Две книги в этом году развивают серию «Внучка берендеева», автором обозначена Карина Дёмина. По жанру юмористического фэнтези они типичны для соответствующей серии Альфа-книги, где Насута активно печаталась в прошлые годы. Что послужило причиной её ухода из Альфа-книги, не знаю. «Внучка берендеева. Второй семестр» (3000 экз.) и «Внучка берендеева. Третий лишний» (3000 экз.) выпущены в АСТ-Эксмо. Тема гаррипоттеровская – обучение в магической академии, действие перенесено на русско-фольклорную почву. Читается живо и забавно. Роман «Леди и некромант» также вышел в Эксмо, тираж 4000 экз., там Насута фигурирует под именем Екатерины Воронцовой, он – типичный «попаданческий», героиня переносится в фэнтезийный мир с достаточно стереотипным набором магии, средневековой атрибутики и «зловещих» тайн. Мастерство автора проявилось в чрезвычайно убедительной прорисовке персонажей, на фоне банальных декораций ей удалось выстроить неизбитый и увлекательный сюжет.


Возможно, жанровая направленность наиболее успешных в 2017 году белорусских мастеров пера вызывает скепсис – сплошь фантастика/фэнтези да женский роман, часто они перемешаны. А что с реалистической прозой? С детективами, хотя бы – с сугубо женскими, настоянными на смеси несуразиц и розовых соплей? Мало, почти ничего. Даже автор мистических детективов Ольга Тарасевич, некогда плодовитая и успешная, взяла паузу, её новинок после 2015 года я не встречал.


Таковы читательские предпочтения, выбиться в популярные авторы на другой нише гораздо сложнее, чем в фантастике-фэнтези-мистике или на женских романах. Я это хорошо знаю по собственным усилиям, фантастические романы под моим именем или под псевдонимом «Анатолий Минский» были благосклонно приняты редакторами в Москве и Питере, неплохо продавались, сделав мне за четыре года суммарный тираж около 80 000 экз., но как только обратился к серьёзной реалистической прозе – выросла стена…


В России совершенно иная ситуация. По совокупности тиражей лидирует Дарья Донцова, её превосходство во многом обусловлено исключительной плодовитостью. В основном завоёвывают крупнейшие премии и возглавляют рейтинги продаж книги достаточно серьёзных прозаиков, среди них только один нереалист – Виктор Пелевин, чью жанровую принадлежность трудно однозначно определить. У россиян в топ-списке популярности, причём в любом сегменте – в реализации книг на бумаге, в электронном виде, в аудиоформате, по числу истребованных в библиотеках или скачанных онлайн на пиратских ресурсах – обязательно присутствуют книги российских авторов, пусть даже проживающих за границей как Акунин-Чхартишвили. Своих предпочитают в Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Польше… Только Беларусь – досадное исключение. Достаточно заглянуть на страничку интернет-магазина oz.by или потусоваться на книжных развалах, чтобы убедиться: белорусский книжный рынок – это просто филиал российского. Можно сокрушаться, а можно и радоваться тому, что имеем, народ всё же читает книги, и эти книги – из самой дружественной к нам страны.


Вячеслав Бондаренко

olid.spainrus.info 
Тем не менее, отечественные писатели продолжают воевать за место под солнцем и небезуспешно. В этом плане показателен пример Вячеслава Бондаренко, продолжаю составлять белорусский топ-рейтинг, обращаясь к его творчеству.

Я открыл для себя его книги достаточно случайно, узнав, что знаменитый российский телесериал «Ликвидация» имеет литературную версию, и что её написал минский прозаик. Открыв её на экране ноутбука, не мог оторваться… Тем более увиденное в кино не является спойлером происходящего в романе-двухтомнике, книга гораздо реалистичнее, жёстче и намного трагичнее.


Бондаренко мог развивать успех в том же направлении, но поступил иначе. Его авторству принадлежит несколько работ о белом движении, о выдающихся людях России и Беларуси, представителях культуры, существовавшей до 1917 года. Конечно, подобные книги нон-фикшн не могут печататься такими тиражами как «Ликвидация» и денег они приносят меньше. Но для меня очевидно, а с Бондаренко я знаком лично, что реанимация идеалов дореволюционной интеллигенции (пусть зачастую расходившихся с действительностью царской России – на то они и идеалы) для писателя является делом души и призвания. Самой примечательной книгой нон-фикшн белорусского авторства в 2017 году считаю «Легенды белого дела» Вячеслава Бондаренко, книга вышла в «Молодой Гвардии» тиражом 3000 экземпляров.


С художественной прозой он не порывает, в московском издательстве «Вече» опубликован его роман «Нерождённый жемчуг», ранее доступный в журнальном варианте, он повествует о приключениях бывшего поручика авиаотряда Русской Императорской Армии в 1918 году. Тираж 2000 экз.


В том же издательстве осенью вышел мой военно-исторический роман «Убейте фюрера, Теодор». Себя и свою книгу, по понятным причинам, я не включаю ни в какие рейтинги, но пользуюсь случаем и скажу о ней пару слов.


В фильме «Семнадцать мгновений весны» меня всегда поражало, что советский разведчик, «беспощадный к врагам Рейха», это значилось в его служебной характеристике, вообще ничего не делает на пользу имперской безопасности… Как же он дослужился до очень высокого звания штандартенфюрера СС в людоедском управлении СД? Потом попались на глаза публикации о «советском Джеймсе Бонде» Якове Серебрянском из Минска, репрессированном НКВД в 1938 году, чудом не расстрелянном в 1941 и убитом во время допроса в 1956 году… О завербованном Вилли Лемане, гауптштурмфюрере СС и следователе центрального аппарата Гестапо, которого совершенно из-за глупости и непрофессионализма спалил советский связной… Всё это вынудило написать не просто реалистический, а натуралистический роман о разведке. В нём советский агент, засланный в Абвер, а потом внедрившийся в СД, вынужден совершать чудовищные преступления, чтобы поддерживать легенду нацистского отморозка и продвигаться по служебной лестнице. В СССР репрессируют его семью, коллег и наставников, любой контакт с советской разведкой может обернуться ликвидацией по подозрению в предательстве. Находясь под невероятным прессингом, он как-то должен сохранить себя ради выполнения Самого Главного Задания, которое оказывается совершенно противоречащим воззрениям и желаниям героя.


Это – мой пятнадцатый роман, но дебютный в реалистической прозе, поэтому прошу не судить строго.


Анатолий Аврутин

rsa-iaw.org 

Нужно сказать пару слов о поэзии, в ней я, признаться, разбираюсь слабо. Самый успешный белорусский поэт современности, признанный и читателями и критиками, минчанин Анатолий Аврутин, к сожалению, новых сборников стихов в 2017 году не опубликовал. За него и на него «работал» его предшествующий литературный актив. Аврутин в истекшем году стал лауреатом международной литературной премии им. Иннокентия Анненского и лауреатом международной литературной премии «Серебряный голубь России—2017». Кроме российских, он получил Национальную литературную премию Беларуси за сборник «Просветление» 2016 года, и в данном случае справедливость выбора у меня не вызывает сомнений.


Наум Гальперович

В самом конце года в издательстве «Четыре Четверти» вышел на белорусском сборник стихов Наума Гальперовича «Час лiстападу». Я неплохо знаю мову, при необходимости пишу и публикуюсь на мове, но всё же чувствую лёгкое сопротивление текста, когда читаю, язык не родной, в голове запускается автоматический Гугл-транслейтор на русский. Стихи Гальперовича меня поразили тем, что я далеко не сразу обратил внимание, что они на белорусском, настолько мягко, естественно, органично строки вошли в сознание – смыслом, минорно-лирической эмоцией и лишь во вторую очередь вербальной формой.

Николай Чергинец

ross-bel.ru 
Last but not least, говорят в таких случаях англичане, я упомянул признанного лидера белорусской литературы последним, хотя, наверно, стоило бы начать с него. В 2017 году у Чергинца не выходило новых книг. Сколько допечатывается старых, он учёт не ведёт, и даже приблизительную цифру назвать сложно, произведения издаются в самых разных странах мира. «Сыновья» напечатаны в Баку с переводом на азербайджанский язык. За старые милицейские детективы принялось дважды упомянутое «Вече». Минский «Харвест» постоянно поддерживает наличие в белкниговских магазинах романов Чергинца, как старых советского времени, так и новейшего – «Илоты безумия», «Тайны Овального кабинета», «Майор Ветров», «Операция «Кровь», позволю себе предположить, что суммарный объём допечаток Чергинца превышает аналогичный показатель у других наиболее успешных белорусских литераторов. В прошлом году он отметил 80-летие и сообщил, что принялся за сочинение мемуаров. Учитывая, что Николай Иванович – бесподобный рассказчик, а увиденного и услышанного за годы нацистской оккупации, послевоенного восстановления страны, службы в МВД от рядового опера до генеральских погон, потом в высших коридорах власти, включая многочисленные международные контакты, хватило бы и на три жизни, писателю в самом деле есть о чём поведать. Но при его занятости на посту председателя Союза писателей Беларуси и с учётом всё же не самого юного возраста Чергинец работает с умеренным темпом. Полагаю, мемуары будут доступны читателям не ранее 2019 года.

И так, в список топ-10 белорусских писателей по результатам 2017 года, с новинками, допечатками тиражей и литературными наградами, я включил бы следующих творческих личностей (в алфавитном порядке фамилий):

  • Анатолий Аврутин
  • Наталья Батракова
  • Вячеслав Бондаренко
  • Наум Гальперович
  • Ольга Громыко
  • Анатолий Дроздов
  • Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак
  • Татьяна Корсакова
  • Екатерина Насута
  • Николай Чергинец
Десять писателей, точнее – одиннадцать, тандем Жвалевский-Пастернак стоит не просто двоих, а целой когорты менее удачливых коллег, это не так уж мало для небольшой страны. Посмотрим, что принесёт нам год начавшийся, рукописи, стоящие в планах издательств, попали к редакторам до рождественских праздников, а сейчас под клавиатурами сплетается кружево букв для книг 2019 года. Белорусская литература живёт! Правда, преимущественно в России, из включённых в рейтинг только Аврутин, Батракова, Гальперович и Чергинец много печатались и в Минске.

Анатолий Матвиенко
5027 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,5093
10 Датских крон 4,6958
1 Кувейтский динар 10,5616
10 Дирхамов ОАЭ 8,8495
1 Доллар США 3,2498

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461