Анатолий Матвиенко: Могилёвское восстание 1661 года – предмет стыда или гордости?


На начало февраля выпало несколько «некруглых» дат, связанных с событиями войны между Московской Русью и Речью Посполитой 1654-1667 г.г. Одна из них используется оппозиционными силами в качестве очередного «доказательства» о перманентной и вековечной кровожадности московитов и столь же исторически укоренившейся привычки белорусов (тогда ещё – литвинов) успешно вырезать этих русских под ноль, если только найдётся подходящий повод.


В ходе Могилёвского восстания 1661 года горожане неожиданно напали на стрелецкий гарнизон, уничтожив практически весь его личный состав, сдав город и крепость войскам Сапеги. В результате Могилёв вернулся в состав Речи Посполитой.


Благодарные поляки в честь истребления стрельцов присвоили Могилёву новый воинственный герб. Что любопытно, этот герб запечатлён на фотографии встречи белорусского и российского премьера в 2016 году. Интересно, как бы выглядела встреча, скажем, германского премьера и французского президента в Берлине под памятным знаком со свастикой на Эйфелевой башне в честь французской капитуляции перед Вермахтом 22 июня 1940 года? Думаю, всем участникам встречи пришлось бы неловко. У нас несколько иначе: Медведев нахмурился, Кобяков одарил присутствующих улыбкой.


Достаточно забить в поисковик «Могилёвское восстание 1661 года», и браузер выдаст множество ссылок, из которых мы узнаем, что Московское войско вторглось на территорию Речи Посполитой в качестве оккупантов, Могилёв был сдан вынужденно, городские подпольщики и партизаны готовились к операции долго и тщательно, а потом по приказу бургомистра «Пора, пора!» дружно вырезали захватчиков, ура…


Всё так, да не совсем.


Промосковская партия в Могилёве была чрезвычайно сильна. В частности, из-за насильственного насаждения униатства в местности, населённой православными. Имелись и чисто меркантильные причины смены подданства. Поэтому наступление войска царя Алесея Михайловича послужило лишь поводом.


Что дальше? Новые подданные испытали глубокое разочарование. Русское царство переживало не лучшие времена, в очередной раз напрягая экономику военными расходами. По сравнению с временами посполитого владычества что-то изменилось к лучшему, что-то – к худшему. Вероятно, одной из причин послужила неплатежеспособность расквартированных в Могилёве стрелецких частей, жалование которым выплачивалось необеспеченной и потому не котировавшейся медной монетой.


Для стрельцов, убаюканных лояльным отношением местных жителей, нападение оказалось полной неожиданностью. По свидетельству известного историка того времени Иеронима Веспасиана Каховского, могилевчане выгнали за городские стены скот, а затем изобразили  панику из-за якобы приближающихся поляков. Как только часть гарнизона оказалась вне периметра стен, горожане напали на оставшихся. 


Из семитысячного гарнизона выжило, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сот человек, отпущенных восвояси.

Накануне описываемых событий, в ходе войны Русского Царства и Речи Посполитой, кампания 1660 года для московской стороны была неудачной.  Заключив мир со шведами, поляки перешли в наступление на восточном фронте, одержали победу в бою на Полонке и отбили большую часть территории современной Беларуси.


Поэтому восстание в Могилёве трудно оценить однозначно. А если подходить с нравственно-этическими мерками XXI века, то вообще невозможно, потому что выйдет несуразица: пригласившие московское войско жители Могилёва немедленно, как только изменилась военно-политическая конъюнктура, переметнулись на другую сторону, всадив нож в спину вчерашнему союзнику. То есть горожане – сплошь подлецы и перевёртыши? Вряд ли.


На самом деле, в описываемую эпоху жили по совсем иным нормам: сильный побеждает и вырывает кусок изо рта слабого, если воздержится – сам попадёт в разряд слабаков и будет съеден. Период величия Великого княжества Литовского времён Витовта, Кейстута и Ягайлы, к середине XVI века растаял далеко позади, княжество из почти равноправного члена федерации стремительно деградировало до уровня административной автономии внутри Польши, а шляхетские вольности расшатали обороноспособность. Центр влияния в Восточной Европе неумолимо переходил к Москве, чьи лидеры, стартовав с неизмеримо худших позиций (татарское доминирование, усобицы, мощные конкурирующие княжества), проявили себя гораздо более эффективными политиками, чем бездарные поздние вожди ВКЛ.


И я ни полслова не скажу осуждения в адрес могилёвских обывателей, поднявших восстание. В партизанской войне только такие методы и применяются…


В память о восстании один из городских музеев украшает живописная и довольно кровавая картина об избиении московитов предками белорусов.


site.ua 

В честь «выдающегося события», память о котором надлежит увековечить с максимальной тщательностью, Нацбанком РБ была выпущена в обращение юбилейная монета. На ней изображена ратуша и белорусские слова «Пара! Пара!», коими, по преданию, как уже говорилось, бургомистр дал приказ к началу акции.



belmoneta.by 

Россияне ответили идеологическим ударом: за вероломное истребление «мирно спящего» русского гарнизона Русская (Московская) Православная Церковь прокляла могилевчан на веки вечные, предала анафеме (отлучила от церкви) всех жителей города. Бабушка моей супруги, дама очень праведная и набожная, посещавшая православный храм весьма часто, пока ноги позволяли выходить из дома, пару лет назад представилась в Могилёве. Но если анафема не отменена, то у неё всё равно не было шансов попасть в рай? Но православные церкви работают, священнослужители отпевают усопших…


И так, с высоты минувших трех с половиной веков события русско-польской войны воспринимаются совершенно не так, как «по горячим следам». Я не думаю, что абсолютно каждое историческое событие необходимо политизировать, давать ему оценку, назначать правых и виноватых, из числа участников конфликта выделять «наших» и «плохих парней».


Это – было. Прошлое состоялось, его нельзя изменить. Не позор, не гордость, а историческое событие. Небольшой, в общем-то, эпизод.


Но вот как жонглировать фактами прошлого – другой разговор. Мы живём в XXI веке, Россия является самым ближайшим военно-политическим, экономическим и культурным партнёром Беларуси. Может – не самым идеальным, могли бы цену на газ ещё сбросить, но факт остаётся фактом: только Россия предоставляет Беларуси выгодные условия сотрудничества и сосуществования. В этом контексте удручает, что в нашей стране сохраняются политические силы, чьи представители используют любую возможность ткнуть носом россиян в обидный для них факт (выпустить монету, сфотографировать их премьера «Погоней», шумно отметить годовщину Могилёвского восстания) и радостно прогундосить: а классно наши предки вырезали ваших, жаль, не всех…


Так не получится построить общеевропейский комфортный дом.


Анатолий Матвиенко
8772 просмотра
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,5093
10 Датских крон 4,6958
1 Кувейтский динар 10,5616
10 Дирхамов ОАЭ 8,8495
1 Доллар США 3,2498

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461