Анатолий Матвиенко: Память о Петре Машерове как почва для спекуляций

 

Пантеон белорусских героев и исторических величин не слишком большой. Если не притягивать за уши личностей из ВКЛ и Речи Посполитой, то первыми хронологически можно назвать учёных и просветителей XIX века, затем, в ХХ и ХХI веке – политиков, героев двух мировых войн, уроженцев БССР-Беларуси, ставших лауреатами Нобелевской премии (Михаил Бегун, Шимон Перес, Жорес Алфёров, Симон Кузнец), вспомним всемирно известных писателей – Адама Мицкевича, Исаака Азимова, Элизу Ожешко, белорусскоязычных классиков. Есть кем гордиться! Но не слишком много.


Из политических деятелей БССР наиболее известна фигура Петра Мироновича Машерова. В этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.


Напомню, Машеров родился в феврале 1918 года на Могилёвщине, тогда это была Западная область РСФСР. В годы войны стал видным деятелем подпольного движения и командиром партизанского отряда, позже – комиссаром партизанской бригады, сражавшейся с немцами и бело-красно-белыми слугами оккупантов. С марта 1965 года и до гибели в автокатастрофе в октябре 1980 года возглавлял партийно-административную вертикаль власти в нашей стране, занимая пост Первого секретаря ЦК КПБ.


Машеров оставил о себе самую добрую память. Он сумел наладить оптимальный для тех условий баланс интересов между Москвой и Минском, при котором Советская Белоруссия продолжала получать крупные инвестиции на развитие экономики и инфраструктуры, много и отдавая в союзный капитал при поддержании приличного, по советским меркам, качества жизни белорусов.


Я присутствовал на его похоронах. Они были самыми массовыми в Минске на моей памяти, а мне выпало жить в этом городе с рождения – с 1961 года. Нас, студентов, мобилизовали нести венки. Но многие тысячи, возможно даже – десятки тысяч людей, пришли совершенно добровольно. Никто до и после Машерова не удостаивался в Беларуси такого народного признания – я говорю об усопших.


Критиковали его разве что белорусские националисты, обзывая «камуністычны русіфікатар і нішчыцель беларускай нацыі». Не буду обсуждать адекватность этой оценки, как и личности, её давшей, вернусь к памяти народного героя – от гибели до юбилея в текущем году.

Через пять лет после ДТП, унёсшего жизнь Первого секретаря, его водителя и охранника, грянула так называемая «перестройка», сопровождавшаяся постепенным снятием ограничений на публикации. Тогда словно плотину прорвало… И, в числе прочего, появилась масса материала о гибели Машерова, включая обсуждение версии об убийстве белорусского лидера.


Председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец, в 1980 году – заместитель начальника УВД Мингорисполкома, был первым, кто из руководителей силовых структур прибыл на место трагедии. Он готовит мемуары, я, предваряя их появление, расскажу вкратце о его видении обстоятельств ДТП, услышанном в частных беседах, несколько раз Чергинец рассказывал о гибели Машерова в интервью. Его слова подтвердил в телефонной беседе Валерий Красновский, он был первым заместителем начальника УКГБ по городу Минску и Минской области и примчался к месту катастрофы сразу вслед за Чергинцом.


Основной причиной смерти трёх человек стало нарушение приказа МВД СССР об автомобильном сопровождении первых лиц, ограничивающего движение по загородным трассам скоростью 100 км/час вместо положенных «простым смертным» 90 км/час. Лихие орлы-водители на «Волгах» ГАЗ-24 с усиленным двигателем носились со скоростью до 160 км/час, чем чрезвычайно гордились, в частности, этим хвастался Слесаренко, пилот первого в кортеже Машерова милицейского болида. В итоге две машины сопровождения унеслись вперёд, фактически бросив охраняемую VIP-персону, за рулём «Чайки» Первого секретаря сидел профнепригодный из-за возрастных изменений водитель.


Шофёр грузовика с картошкой в кузове увидел промчавшиеся машины с проблесковыми огнями и принялся объезжать остановившиеся у правой обочины машины. Он выехал на встречную полосу, увидел «Чайку» и начал тормозить. Грузовик занесло. Старик-водитель «Чайки» имел достаточно времени и расстояния, чтобы отвернуть вправо и избежать столкновения, но видимо, плохая реакция и слабое зрение не позволили. Разбитую вдребезги «Чайку» засыпало картошкой.


По совету из Москвы «лихих орлов» ни к какой ответственности не привлекли, так как подобное могло бы спровоцировать сплетни о преднамеренном характере ДТП на фоне слухов о трениях между Машеровым и Брежневым. За всё виноватым назначили шофёра колхозного «газона». Тот пытался повеситься, узнав, кто погиб в результате аварии. Ему «впаяли» максимальный срок из предусмотренного Уголовным кодексом наказания, но быстро выпустили.


Дочь Петра Машерова Наталья уверена: следствие проведено формально, в случившемся есть какие-то подводные камни. Она подчёркивает, что отец претендовал на место председателя правительства СССР. Был кому-то неугоден?


Не берусь доказывать какую бы то ни было версию гибели Машерова. Расскажу про случай из собственной жизни. 


Лет десять назад на Логойском шоссе, перед «слепым» правым поворотом, я успел отвернуть и уклониться от лобового удара с машиной сопровождения бывшего премьер-министра. Мой «Форд» вылетел в поле, обошлось без повреждений машины и травм пассажиров. Надо отдать должное, водитель милицейского «Опеля» вернулся и извинился, сказав, что скорость у него была под двести, и если бы не моя реакция, на шоссе пылал бы костёр. Потом прикатило Логойское ГАИ, меня оштрафовали на символическую сумму. Президента возят тщательнее – очищая дорогу перед кортежем. В общем, рассказам Чергинца и Красновского я склонен верить.


Публикации конца 1980-х годов со смакованием «убийства» белорусского лидера найти не сложно, приводить и цитировать их не буду. Первая серьёзная книга о Машерове, изданная в Беларуси, появилась в 1992 году. В библиотеках она есть (я читал её в библиотеке им. Пушкина около ст. метро «Площадь Якуба Коласа»): Владимир Якутов. Пётр Машеров. Художественно-документальная повесть. Минск, «Русь Белая», 1992 г.


Дальше произошла странная вещь. Нашелся человек, взявшийся быть биографом Машерова. При первом личном знакомстве со мной представился так: Славомир Антонович, автор книг о Машерове.


Я расскажу о нём и его книгах по одной причине, представляющейся для меня важной. Случай с Антоновичем – частный, но чрезвычайно характерный для нашей действительности, когда память о великом белорусском политическом деятеле используется для… Впрочем, обо всём по порядку.


Книги вышли в четырёх изданиях, причём в наибольшей степени отличаются издания 1998 года (второе) и 2011 года (третье). В промежутке между ними увидела свет книга родной сестры Машерова – Ольги Пронько. Эта немолодая женщина, ей свыше 90 лет, жива и поныне. Она была крайне удручена, обнаружив, что жизнеописание юности её брата Антонович бессовестно содрал и переиздал под своим именем как часть книги 2011 года, не сославшись на первоисточник! Почти дословно списаны целые фразы, абзацы, даже одна страница полностью.


Сравнительный анализ оригинальной книги Пронько и плагиата Антоновича я поместил здесь, желающие могут ознакомиться.

Конечно, любой вправе писать о Машерове, у нас свободная страна. Соблюдая законодательство и авторские права других. Подчеркну – Антонович никоим образом не мог быть знаком с первым секретарём, в год его гибели работая ординарным мастером в организации по ремонту лифтов. То есть, вся собранная информация – вторичная. А полное отсутствие ссылок на источники вводит в заблуждение, будто Антонович самолично добыл информацию… Нонсенс!


Выходили и другие книги о Машерове. К 100-летнему юбилею выпущено издание «Пётр Машеров. Эпоха и судьба». Поделился воспоминаниями о Первом секретаре его помощник – Владимир Величко, книга озаглавлена «Пётр Машеров. Беларусь – его песня и слава».


Ещё одно сочинение (произведением назвать рука на клавиатуре не поворачивается), в аннотации читаем: «Это книга о Петре Машерове без цензуры. Рожденный в день, которого не было. Сын врага народа. Трус, сдавшийся врагу. Сталинист, поправший устав партии. Предатель, ставший героем. Идеал руководителя. Лидер нации. Великий охотник. Человек, объединивший нацию. Национальный герой. Партизанский маршал, а на деле старший лейтенант Красной армии. <…> В книге представлен первый секретарь ЦК КПБ ПЕТР МАШЕРОВ, самовластно правивший в Беларуси более 15 лет».


Желтизной запахло, или я не прав?


Последний текст мог бы возмутить биографа Машерова, всё же фигура Первого секретаря неординарная, историческая, спекуляции неуместны… Но Антонович с редкостной энергией набросился на другого «конкурента» – на Величко.


Обвинения Антоновича содержатся в интервью на одиозном сайте «Литкритика», владелец которого проиграл два судебных иска Союзу писателей Беларуси и его членам, получил предупреждение Минской городской прокуратуры и Министерства информации РБ о недопустимости нарушения законодательства. Технически владелец сайта мог исказить слова Антоновича, такое случается не только по умыслу, но и в результате непонимания, путаницы. Но тогда ожидалась бы реакция интервьюированного – возмущение, извинения перед Величко и т.д. Ничего подобного не последовало. Наоборот, спустя две недели Антонович снова появился на злополучном сайте и тем самым расписался под ранее сказанным.


Упрёки в адрес Величко, приведённые в упомянутой интернет-публикации, достаточно спорны. Авторы книг о Машерове разными словами описывают одни и те же факты. Антонович считает текст Величко рерайтом, т.е. копированием с редактурой. Очень, очень шатко! Тем более Величко, в отличие от Антоновича, трудился бок о бок с Машеровым и хорошо был с ним знаком, многое из произошедшего помнит, поэтому приводит собственные впечатления.


В общем, плагиатор обвиняет в плагиате очевидца описываемых событий! Уму не постижимо…


Оба – члены Союза писателей Беларуси. По уставу, подобные конфликты разбирает Комиссия по этике. В день, когда Владимир Величко, крайне взволнованный необоснованными упрёками, пришёл искать защиты, я открыл телефонный справочник ОО «СПБ» и среди членов Комиссии по этике первым делом увидел… Славомира Антоновича!


Стало смешно и интересно одновременно, я провёл короткое расследование.


Этичность поведения писателя заключается, помимо всего прочего, в его некоторой скромности. Её лучше всего иллюстрирует личная страничка писателя в «Википедии». Рекомендую открыть, посмеяться и поднять себе настроение.


Славомир Валерьянович Антонович, уверяет «Википедия», – «белорусский государственный и общественный деятель».


Я знаю, как формируются публикации в «Вики», сам недавно инициировал создание странички писателя Юрия Сапожкова. Так что с высокой степенью уверенности предполагаю: это слова Антоновича о себе самом.


Только как можно быть государственным деятелем, ни разу не занимая руководящих государственных постов?


Как можно позировать в форме старшего советника юстиции, если прослужил в прокуратуре всего около пяти месяцев, никакого звания не получил, из прокуратуры его попросили (формально – по собственному желанию)?


Как можно владеть медалью «Ветерану-интернационалисту», если в Афганистане не был и ни дня в армии не служил?


Антоновича ненавидят родственники Машерова, они крайне удручены, что подобная личность стала биографом великого человека.

Известно о его проблемах в семье из-за пьянства и жестокости. Родная сестра жалуется на факты грубости и насилия.


Такой вот специалист по этике.


И при всём при том Антонович претендует чуть ли не на монополию на увековечение памяти Машерова. По собственному рассказу плагиатора на той же «Литкритике», он закатил скандал в издательстве «Мастацкая Лiтаратура», где выпустили книгу Величко. Антонович убеждён, что книги про Машерова стоит выпускать только его, Антоновича, авторства.


Привыкнув ни в чём не верить на слово, я справился у редактора издательства, тот подтвердил, что Антонович действительно приходил и выражал недовольство.


Это не увековечивание памяти, а забота о себе, о собственной популярности, построенной в качестве производной от посмертной славы Машерова.


Антонович – не оппозиционер и не русофоб, позиционирует себя как государственник. Но такие наносят гораздо больше вреда идеологической работе по политическому воспитанию белорусского населения, чем самые оголтелые бело-красно-белые националисты.

Книги Антоновича выходили благодаря спонсорской помощи. Я настоятельно рекомендую всем потенциальным спонсорам тщательнее изучать личность спонсируемого.

11873 просмотра
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461