Михаил Малаш: Почему нельзя белорусов попрекать Крымом

 

Недавно белорусский Министр иностранных дел Макей в интервью одному из отечественных телеканалов озвучил версию, почему Республика Беларусь заняла нейтральную позицию в отношении политической принадлежности крымского полуострова. Эту версию можно считать официальной, так как она была озвучена профильным министром. Суть её сводится к следующему: Российская Федерация очень заинтересована в том, чтобы переговорная площадка по Донбассу находилась на дружественной ей территории. Для того чтобы быть такой переговорной площадкой, государство, где проходят переговоры, должно иметь нейтральную позицию в отношении сторон конфликта. В противном случае, пришлось бы переговоры проводить где-нибудь в Швеции, Финляндии или Швейцарии, то есть на западной, а не на евразийской территории, что для всех нас не есть хорошо. Это означает, что соблюдая нейтралитет по Крыму, мы действуем в интересах России, то есть, выполняем свои союзнические обязательства. Как следствие, официальные российские власти не просят белорусов признать Крым. В своё время пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова даже поблагодарила белорусскую сторону за такую позицию. 


В эту версию не вписывается лишь то обстоятельство, что многие пропагандистские ресурсы, позиционирующие  себя патриотическими, ставят нам в вину эту позицию, рассматривая её, как предательство или двурушничество.


Есть ещё, как минимум, три причины, не противоречащие, ни друг другу, ни официальной версии.


2-я причина: Если Беларусь активно поддержит Российскую Федерацию в этом вопросе, то нанесёт себе колоссальный экономический и политический ущерб. Украина, второй по величине торгово-экономический партнёр Беларуси, будет вынуждена свернуть с Белоруссией торговлю, если не разорвать с ней отношения вообще. Российская Федерация, как союзник, по идее должна будет компенсировать белорусам многомиллиардные убытки. Зачем это россиянам? Неужели, ради простой формальности, от которой им, ни холодно, ни жарко? Признавая Крым российским лишь де-факто, а не де-юре, мы избавляем наших российских союзников от этого.


3-я причина. В случае признания Крыма резко ухудшатся политические отношения с Западом. Беларусь будет рассматриваться  блоком НАТО как недружественная потенциально опасная территория, с которой исходит угроза. На Россию это накладывает заботы об обеспечении дополнительной защиты белорусской территории с одной стороны, как союзной, а с другой, как плацдарма для  нападения на саму Россию. Зачем россиянам создавать себе лишние проблемы оборонного характера, а потом их героически решать? Вот белорусы и не создают. Возможно, в недалёком будущем, когда военный потенциал стран ОДКБ существенно возрастёт, такую роскошь мы себе вполне сможем позволить.


4-я причина. Россия и Белоруссия входят в Союзное государство и должны согласовывать внешнюю политику как прописано в Договоре. Когда территория крымского полуострова вошла в состав Российской Федерации, она автоматически стала частью Союзного государства. Однозначно такой вопрос требует согласования с союзником на самом высоком уровне, поскольку затрагивает напрямую белорусские интересы.  Для Белоруссии Крым – ближайший юг. Традиционно мы имеем с этим регионом теснейшие связи, как экономические, так и простые межличностные. Масса простых белорусов отдыхала раньше в Крыму. Туда можно было съездить на автобусе за 30 долларов. Это мог позволить себе каждый. Изменившиеся обстоятельства лишили белорусов этой возможности почти полностью. Туда больше  не ходят из Минска поезда и не летают самолёты. Теперь Крым ничем не отличается от Болгарии, Грузии, Турции в плане транспортной доступности. Для белорусского населения Крым имел гораздо большее значение, чем для российского, как ни парадоксально.


Однако российское руководство осуществило расширение территории Союзного государства и ЕАЭС само в одностороннем порядке, не смотря на то, что Договор о Союзном государстве обязывает её проводить консультации и согласования с белорусским руководством. Политическая ситуация в которой принималось решение о принятии Автономной Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации, была крайне нестандартной, если не сказать экстремальной, и россияне поступили так, как посчитали нужным. Тем самым они сами вывели этот вопрос за рамки союзных отношений.


Занимая нейтральную позицию, белорусы пытаются сохранить лицо. Признание Крыма российским в этих условиях было бы для белорусского государства унизительным и демонстрировало бы его вассальный статус относительно Российской Федерации. Если бы российское руководство предъявило белорусам претензии, которые им предъявляют лишь некоторые маргинальные политики и столь же маргинальные СМИ, то белорусское руководство было бы вынуждено в качестве ответной меры обвинить российскую сторону в грубом попрании самой сути Договора о Союзном государстве. Российское руководство благоразумно не доводит дело до этого.


Все эти четыре причины нисколько не противоречат друг другу, а лишь взаимно усиливают друг друга.

4332 просмотра
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2918
10 Датских крон 4,6571
1 Кувейтский динар 10,5249
10 Дирхамов ОАЭ 8,8173
1 Доллар США 3,2385

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461