Юрий Глушаков: Почему защитники Брестской крепости нуждаются в защите?
Министерство культуры РБ обязало «Молодежный патриотический центр» в Бресте убрать восстановленные патриотические надписи образца 1941-го года.
Новая жизнь старых казарм
Еще не так давно в такую ситуацию трудно было бы поверить. Но время идет, и все меняется. Но сначала – к краткой предыстории вопроса.
«Молодежный патриотический центр» - не самодеятельный кружок», а официальная организация дополнительного образования. Действует с 2015 года, после чего центру была выделена бывшая казарма 125-го стрелкового полка РККА на территории Брестской крепости. По словам активистов патриотического центра, до этого это пустующее здание пребывала в самом неприглядном виде – окна были выбиты, кругом грязь и мусор. Эти заброшенные руины даже облюбовали для своих целей местные наркоманы. Теперь бывшая казарма была приведена в порядок, причем участвовали в этом не только работники и воспитанники патриотического центра, но и многие жители Бреста. В числе прочего, на стенах казармы были восстановлены лозунги, под которыми жили и занимались боевой и политической подготовкой будущие защитники Брестской крепости.
Работы были закончены летом 2018 года. А уже вскоре после этого общественная организация «За свой город» обратилась в Министерство культуры Беларуси с жалобой. Как можно понять, ее не устраивали «коммунистические лозунги» в Брестской крепости, «милитаризация культурно-исторического объекта» и люди в форме хаки. Также в своем недавнем комментарии руководитель этой НГО и местный блогер по совместительству говорит о том, что «патриотизм начинается у нас не с 1941 года». И его следует воспитывать на примерах «всей нашей тысячелетней истории».
С последним утверждением не поспоришь. Но давайте начнем сначала.
Патриотизм и коммунизм
Можно догадаться, что прежде всего недовольство жалующихся вызвали «коммунистические лозунги». Что ж, к идее общества без государства, классов и эксплуатации, к которой у нас пытались идти далеко не безошибочным путем, можно относиться по-разному. Но из песни слов не выкинешь. Защита нашей страны в 1941 году велась под советскими лозунгами и под Красным Знаменем. Может быть, и Знамя Победы у нас скоро потребуют запретить? И «большевистский» праздник 9 мая?
Дело в том, что отделить патриотизм того времени от коммунизма не представляется возможным. Но что, собственно говоря, за «коммунистические лозунги» там восстановлены? Это цитаты руководителей советского государства Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Причем – касающиеся в основном Красной Армии, части которой в этих казармах и находились. А не вопросов идеологии или теории марксизма-ленинизма.
Другое дело – патриотический центр обвиняют в том, что надписи эти нанесены самовольно, да еще на объект мемориального комплекса. Но как выяснилось, здание бывшей казармы к мемориальному комплексу не относиться. Хоть и является историко-культурным памятником. При этом надписи сделаны легко смываемой краской и не являются необратимыми. Равно как и баннеры с изображением людей в красноармейской форме, закрывшие зияющие ранее оконные проемы – не вносят каких либо существенных изменений в капитальную конструкцию. Сегодня такого рода дома, отнесенные к историко-культурным памятникам местного значения, повсеместно используются в Минске, Бресте, Гомеле под жилые здания, магазины, казино и клубы. На них вывешивается реклама и рисуются граффити самого разного, иногда весьма фривольного содержания. Дает ли на каждый рекламный баннер, например, с нижним женским бельем, свое согласование Министерство культуры? Но почему тогда вопросы возникли именно к патриотическим лозунгам и рисункам?
Что до исторического характера этих лозунгов, то ту смертельную схватку с фашизмом выиграли не абстрактные «патриоты», а советские люди. Благодаря присущему им коллективизму, взаимовыручке, готовности к самопожертвованию ради общего блага. Коммунизм? Несомненно. Но и факт нашей общей истории.
Десоветизация - значит дебелоруссизация?
Теперь о «милитаризации» историко-культурного объекта. На минуточку – речь идет о бывшей армейской казарме. Размещение здесь патриотического молодежного центра, занимающегося исторической реконструкцией, военно-спортивной подготовкой и поисковой работой, более чем уместно. А где, собственно говоря, еще? Тем более что с учетом волонтерских работ по восстановлению пустующего здания, это и для местного бюджета было не особенно накладно?
Таким же естественным представляется и появление в Брестской крепости школьников в военной униформе. Крепость изначально возводилась как сугубо военный объект на западных рубежах.
А теперь о том, где у нас начинается патриотизм. Никто не спорит, что история Беларуси – очень древняя. И уходит корнями то ли к племенам кривичей, дреговичей и радимичей. То ли к Полоцкому княжеству. Это – кому как нравиться. Но, кстати говоря, если вот удлинять историю Бреста до племенных времен, то тут может получиться и весьма неожиданная картинка. Потому как эти земли по Западному Бугу долгое время принадлежали другому славянскому племенному объединению – бужан-волынян. Вошедшему впоследствии в состав Украины. Хотя, возможно, сегодня именно это может показаться кому то «интересным»?
В нашем же случае речь идет только о Брестской крепости. Ее история не такая долгая - крепость была построена в 1840-х годах при генерал-фельдмаршале Иване Паскевиче-Эриванском. Очевидно, возведение у границ Царства Польского мощной фортеции имела две цели – прикрытие от возможного вторжения войск Пруссии и Австрии. И создание узла обороны на случай возможного восстания в Польше и Белоруссии.
Но в мировую историю Брестская крепость вошла именно своей беспримерной героической обороной 1941 года. И поэтому весьма логично в этом месте акцентировать внимание молодежи именно на событиях Второй мировой войны. Разве для авторов обращения в Минкульт ближе царский любимец Иван Паскевич, князь Варшавский, подавивший восстание 1830-1831 года в Польше и Беларуси? Хотя, видимо, стоило бы действительно больше рассказывать населению Беларуси и о некоторых других, менее известных страницах в истории крепости. Например, о немецком концлагере, куда свозили арестованных со всей Беларуси еще в 1918 году. А после прихода в Брест поляков уже они заточили в Брестской крепости десятки тысяч пленных красноармейцев, многие из которых здесь и погибли.
Вообще о польском периоде в истории Беларуси сейчас действительно незаслуженно забыли. О преследовании белорусского языка и культуры в Западной Беларуси, например. О репрессиях против деятелей белорусского движения в 20-30-х годах, о концлагере смерти в Картуз-Березе. Белорусских активистов заключали в это мрачное место без всякого суда и следствия. А затем изощренными истязаниями многих из них довели до смерти. Впрочем, здесь опять есть риски нарваться на «коммунизм» - ведь большинство белорусских деятелей на оккупированных Польшей территориях были марксистами либо социалистами-народниками. Не случайно улицу одного из создателей белорусского языка Бронислава Тарашкевича польские националисты недавно едва не подвергли зачистке - в порядке все той же «декоммунизации».
Поэтому стоит быть осторожней с «борьбой с советским наследством». Его демонтаж с неизбежностью отбросит Беларусь в прошлое. Для Западной Беларуси им был непосредственно период польской оккупации. Хотя, может быть, именно кому то этого очень хочется?
Окончательный выбор
Дело в том, что современная белорусская государственность как бы это кому нравилось или нет, но сформировалось на советской основе. И если вынуть из нее этот исторический стержень – республика просто начнет разваливаться. События в Украине это хорошо продемонстрировали – как только ничтоже сумяшиеся радикалы стали валить памятники Ленина, страна потеряла Крым и Донбасс. А сейчас, к сожалению, все громче о своих притязаниях на Западную Украину заявляют в Польше, Венгрии и Румынии.
Что касается истории с патриотическими надписями в Брестской крепости, то идеологическая подоплека происходящего ясна, как очи ясновельможной паненки. Почему не у кого не вызывала сожаление судьба исторического памятника-казармы, когда она пребывала в запустении? И местные наркоманы оставляли тут свои шприцы-«баяны»? А теперь, когда молодежь тут стала заниматься спортом, военно-прикладной подготовкой и получать прививку патриотизма, поднялся такой шум?
Так стоит ли разворачивать «войну символов»? Очень часто она становится своеобразной подготовкой войны настоящей. Безусловно, любое время в истории Беларуси интересно и ценно по-своему. И ВКЛ, и последующее формирование белорусской нации под властью Речи Посполитой и Российской империи, и уж тем более – «государственно образующий» советский период. И Великая Отечественная война, ставшая страшным и героическим одновременно этапом, когда белорусская нация сделала свой решающий выбор. Несмотря на жесточайший террор нацистов и все искушения со стороны коллаборационистов. Есть ли у нас сегодня основания его менять? Думается, что – нет.