Анатолий Матвиенко: В какую сторону дрейфует национальная идентичность?

 

У белорусов как у нации далеко не самые устойчивые идентификационные признаки. Хрестоматийный противоположный пример – евреи, сохранившие этнические отличия за сотни лет рассеяния народа по нескольким континентам. Я бы ещё упомянул цыган, их изолированные анклавы с давними обычаями, порой слабо вписывающимися в современное общество, также свидетельствуют о прочных национальных основах.


Нам далеко до них. Жителям территории современной Беларуси в большей степени свойственна адаптивность, нежели консервативность.

Местные славянские племена испытали сильное балтское влияние в период княжества Литовского и Великого княжества Литовского. Его сменило польское влияние после вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой. Русификация после освобождения от польско-литовской гегемонии оказалась настолько сильна, что жителей западных губерний империи считали (не без оснований) частью русского этноса. Советское время характеризовалось противоречивыми тенденциями: развитием национальных культур (порой – видимостью развития) «братских республик нерушимого Союза» и одновременно формированием феномена под названием «новая общность – советский народ», этот народ был преимущественно русскоязычным и ориентированным на русскую культуру.


Ещё один пример адаптивности – изменения в белорусском обществе в результате вхождения «Крэсов Усходних» в состав Польши по Рижскому договору. Поляки целенаправленно насаждали свои язык и культуру на наших нынешних землях, а также в Вильно (Вильнюсе). Разница в обычаях, менталитете, соотношении численности католического и православного прихода до сих пор, спустя три четверти века после изгнания нацистов и существования в единых условиях для обеих частей (восточной и западной), глубже, чем в дореволюционное время. Западенцы до сих пор тяготеют к Полонии.


С другой стороны, на белорусов не оказала такого влияния еврейская культура, как могло бы быть, учитывая, что к началу ХХ века Минск и многие другие города на западе империи имели до половины еврейского населения. В современной Одессе, где доля евреев стремительно упала в постсоветское время, горожане славянского происхождения по-прежнему с удовольствием употребляют идишизмы, травят еврейские анекдоты и объясняют трудности жизни еврейскими поговорками. В Беларуси ничего подобного не наблюдается.


Если бы в силу каких-то сиюминутных соображений Иосиф Виссарионович Сталин, ответственный за национальную политику большевиков в 1918-22 г.г., не способствовал бы провозглашению БССР как государства, а не автономии в составе РСФСР, к чему вели решения Всебелорусского съезда, этнокультурное давление со стороны русских и России было бы сильнее, границы между русской и белорусской нацией оказались бы размытыми. Думаю, ни о каком суверенном государстве на руинах СССР в 1991 г. не могло бы быть и речи, белорусская автономия осталась бы в составе Российской Федерации. Шансов на независимость у нас имелось бы не больше, чем у татар или удмуртов.


Жизнь не стоит на месте и после 1991 года, меняются национальные черты белорусов. В какую сторону идёт дрейф? Куда нас тянут соседи, различные политические силы, власть, как сказывается влияние соседних стран?


Я с тоской констатирую, что этот вопрос никто не рассматривает объёмно. Редко – в плоскости. Обычно выстраивается единственная линия Варшава-Москва, и все пляски с бубном сводятся к перетягиванию каната в сторону Европы или на Восток.


Это странное соревнование порой принимает причудливые формы, оригинально преломляется в сознании наших граждан при рассмотрении вопросов, вроде бы к национальной идентичности прямого отношения не имеющих.


В конце ноября на портале tut.by появилась публикация: «Драники — не белорусская еда». Главный шеф-повар страны назвал настоящее национальное блюдо.


Там приведён следующий пассаж:


Я вам скажу по секрету: драники — это не белорусская еда, потому что в Беларуси картофель появился, если я не ошибаюсь, в 1627 или 1629 году. Поэтому да, он как бы тут растет замечательно, очень вкусно — этого не отнять. Но это не национальная белорусская еда.

К национальной белорусской я могу отнести, например, овсяный кисель — панацея молодости. Его почти никто не делает, готовится он очень просто. Люди могут его пить, женщины раньше использовали в виде масок.


Уфф…  Вот наглядный пример, какая каша в голове (а не в кастрюле шеф-повара) возникает в результате прозападной агитации. Суть их агитации неизменна со времени спекулятивных выдумок Вацлава Ластовского: ВКЛ – белорусское государство, ВКЛ – практически синоним Беларуси, следовательно, исконно белорусское – только ВКЛовское.


Я не буду перечислять прописные истины, что Беларусь – только часть территории, причём небольшая часть, старинного литовского государства, что правила в нём балтско-польская шляхта, а не славяне-«белорусцы», что литвины – только одни из предков белорусов, потому что через эти земли перекатилось множество народов, особенно во время войн и миграционных волн. Я только подчеркну, что давление на сознание идёт даже через кулинарию.


Картофель появился здесь полтысячелетия назад, и за этот срок изделия из него не стали «белорусской едой»? Т.е. пять веков – мало?!

Очень смешно читать о «белорусском» или «небелорусском» применительно ко времени, когда Беларуси не существовало вообще, на будущих белорусских землях располагались другое государство – Речь Посполитая, слова «Белая Русь» не использовались автохтонами, а только иностранцами. 


Интересно, работай тот повар в Италии, он отказал бы пицце, спагетти и ризотто в признании их национальной едой по причине того, что в Риме при Юлии Цезаре их ещё не знали? А ведь ситуация похожая, на территории Римской Империи возникло другое государство – Италия, итальянцы являются потомками римлян, перемешанных с пришельцами, латынь имеет много общего с современным итальянским. Но всё же это разные языки, разные народы, разные культуры.


Период попыток приравнять итальянцев к римлянам пришлись на самый мрачный период новейшей истории полуострова. Известно, что Муссолини называл свою армию, имевшую репутацию мальчиков для битья, не иначе как «доблестные римские воины», победы на Восточном фронте «победами римского оружия», хоть те мальчики смиренно плелись в обозе у немцев, а когда соединениям дуче поручили единственное ответственное задание – охранять тылы армии Паулюса под Сталинградом, всему миру стала известна «римская доблесть» фашистского образца, приведшая к сталинградскому окружению Вермахта. 


Современные итальянцы гордятся Древним Римом, считают римскую историю своей – и совершенно справедливо, но не отождествляют себя с римлянами. В общем, у них разум возобладал. У нас – не совсем.


Меня умиляет наивная уверенность сторонников прозападного пути, будто они лучше народа знают, что ему, этому народу, полезно, свойственно, присуще. Практически все у нас хотя бы раз ели драники или едят их с какой-то периодичностью. Овсяной кисель? Вряд ли. Народ сделал выбор. Но главный шеф-повар решил иначе. На мнение народа ему, как я предполагаю, начхать.


В литературной среде постоянно наталкиваюсь на отдельных авторов, считающих себя «народными писателями», потому что творят на белорусской мове. Но на планете не существует народа, для которого белорусская мова является преобладающим языком общения. Я публикуюсь на русском (преимущественно) и белорусском (реже), таковы предпочтения читателя. Никто не запрещает работать и издаваться на любом языке, уважаю белорусскоязычных, снимаю шляпу перед ними и ценю их самоотверженный труд по сохранению мовы, вот только не нужно корчить из себя мессию! К счастью, большинство моих знакомых белорусскоязычных – адекватные. Зато неадекваты громче шумят, создавая видимость своей множественности.


Комплекс мессианства, повторяю, весьма силён для прозападной партии в культуре и политике. «Национальный» флаг, по их мнениию, только – БЧБ, и плевать, что народ на референдуме чётко отвёрг его, выбрав красно-зелёный, западникам, наверное, лучше видно «великое сокровенное», чем неуважаемому ими населению страны.


Референдумы у нас проходят редко, но народ всё равно выражает свой выбор.


Вот совершенно неполитический и неполитизированный документ – расписание поездов дальнего следования через станцию Минск-Пассажирский, утилитарный, как ложка с вилкой, потому что на направлениях повышенного спроса БелЖД увеличивает рейсы, при понижении – снимает. Любопытствующим рекомендую посчитать, сколько составов в сутки отправляется в сторону Москвы и Питера, сколько – в Прибалтику, сколько – в Украину. И через западные кордоны в Польшу. Получится объективный показатель связей белорусов с соседями. Потом прибавьте авиарейсы, кроме чартеров в пляжные зоны. Далее, не подсчитывая итоговый результат по пассажиропотоку, с первого раза угадайте, в какую страну он больше.


Но самозваные мессии тянут нас в противоположную сторону. Зачем? И на что они надеются?


Самое интересное, что Беларуси нужно развиваться, но не надо никуда дрейфовать. У нас сложилась и продолжает углубляться своя национальная специфика. Отсутствие глубоких конфликтов в обществе показывает, что коренного неприятия данного положения у большинства нет и не предвидится. И слава Богу.

4236 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,4738
10 Датских крон 4,7252
1 Кувейтский динар 10,5182
10 Дирхамов ОАЭ 8,8049
1 Доллар США 3,2333

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461