Анатолий Матвиенко: Может ли следующим Президентом Беларуси стать комик?

 

Может ли следующим Президентом Беларуси стать комик?


Драматичные и одновременно несколько анекдотичные перипетии украинской предвыборной кампании 2019 года у жителей соседних стран невольно порождают вопрос: возможно ли у нас подобное?


Александр Лукашенко высказал определённые симпатии в пользу пока что действующего президента Украины Петра Порошенко. 8 апреля белорусский лидер в интервью предостерёг украинцев: если не уверены в выборе, лучше вообще игнорируйте их. Тем самым поддержал своего коллегу, потому что электорат Зеленского менее устойчив, и снижение явки на руку команде Порошенко.


Мотивация белорусского Президента абсолютно понятна: проще выстраивать отношения, и без того неплохие, с известным прогнозируемым политиком, к Беларуси лояльным. Кроме того, из прежней когорты украинских лидеров на фоне Яценюка, Ляшко, Турчинова и др. владелец «Рошена» казался наименее антироссийской фигурой, больше напирал на риторику, нежели совершал конкретные действия, увеличивающие напряжённость в треугольнике Россия-Беларусь-Украина.

Керченский инцидент и объявление военного положения из-за «российской угрозы» доказали, что Порошенко, прижатый к стене неблагоприятным прогнозом касательно выборов, готов на конкретные конфронтационные шаги.


Продолжая параллель с Беларусью, напомню, что в 2001 году выдвигался в Президенты белорусский аналог Зеленского, самый известный на тот момент отечественный комик Евгений Крыжановский. Естественно – безрезультатно, он не собрал нужное число подписей в свою поддержку ещё на предварительном этапе.


Наша внутренняя ситуация от украинской отличается кардинально.


«Украинцы такой тяжелый политический путь прошли за последние годы. Они уже наелись непонятных обещаний. Они, уже много раз рискуя, верили политикам и их поддерживали. И все время получалось наоборот». Эти слова белорусского Президента прозвучали как приговор украинской правящей элите. Лукашенко без обиняков и публично высказал мнение, что все прежние украинские лидеры обманули ожидания избирателей. Он не сделал исключения для Порошенко.


Зеленский для Лукашенко непонятен, неизвестен и труднопредсказуем. Есть обоснованное предположение, что Зеленский, подобно Трампу, из-за политической неопытности сделает шаги во вред и Украине, и соседям.


Но нынешние украинские лидеры предпринимают подобные шаги в изобилии, невзирая на свой опыт.


Невольно приходит на память классическое ленинское утверждение, что кухарка способна управлять государством. «Вождь мирового пролетариата» имел в виду, на самом деле, сугубо представительную власть, Советы. Необходимости профессионализма функционеров он никогда не отрицал. Глядя на Украину, истерзанную войной, с депопуляцией, многократно превышающей годы Голодомора, невольно думаешь: лучше бы с президентской булавой в руках восседала кухарка… Горькое заключение Александра Лукашенко прозвучало не на пустом месте.


Зеленский – это надежда украинцев на обновление политической элиты общества, на то, что хотя бы часть обещаний, высыпанных на головы избирателей прежними лидерами, как-то начнёт выполняться. Особенно о переговорах с Россией и Донецком о прекращении войны. Как у него получится – увидим.


Конечно же, Зеленский – не кухарка. Это умный, хитрый, изворотливый бизнесмен и шоумен. Превратит ли он политическое шоу в доходный бизнес в случае его избрания, покажет, повторяю, ближайшее будущее.

Как ни парадоксально, в нашей стране аналогом Зеленского является не Крыжановский, а сам Лукашенко, только образца 1994 года. Его, как и Зеленского, практически никто не знал. Избирателям до боли зубовной надоела прежняя политическая элита, коммунисты породили стойкую неприязнь к себе за 73 года социалистического эксперимента, бело-красно-белые националисты за два с половиной года осточертели ещё горше. Лукашенко был единственным, кто аргументированно доказал, почему избрание Президентом Кебича или Шушкевича обернётся горем для народа.


В 2001 году наша страна была на подъёме, год как стабилизировался рубль и стал официально конвертируемым, российская нефть лилась рекой, долги за энергоносители начали погашаться – было чем платить, росли доходы населения. Будь на месте Крыжановского сам Луи де Фюнес, ему бы вряд ли сопутствовал успех.


Порошенко пришёл к власти иначе – в результате последствий государственного переворота, в условиях фактического безвластия, паралича силовых структур. От Александра Турчинова, врио главы государства, бизнесмен получил никому не нужную гражданскую войну на Юго-Востоке, возникшую из-за языкового беспредела и откровенных провокаций радикалов. Статус нелегитимного президента (легитимным оставался Янукович) осложнил международное признание. Порошенко был обречён на неудачное президентствование. Возможно, гениальный руководитель вроде де Голля или Аденауэра смог бы переломить ситуацию к лучшему, но Пётр Алексеевич – просто хороший политик, по украинским меркам, но не гениальный. Достиг безвиза, выпустив огромное количество гастарбайтеров в ЕЭС, церковного раскола и некоторого укрепления армии, не сумевшей, тем не менее, одолеть ополченцев Донецка и Луганска. С этим активом действительно сложно конкурировать с популярным комиком.


Очевидно, что на ближайших президентских выборах в Беларуси, дата пока не назначена, Александр Лукашенко обойдёт конкурентов, раздвинув их в стороны как ледокол весенние льдинки. Дальнейшее прогнозировать сложно – будет ли он держаться за президентское кресло как можно дольше, до самой смерти, или отдаст предпочтение заслуженному отдыху. Плановый переход власти в связи с нежеланием Лукашенко идти на очередные выборы наверняка повлечёт подготовку преемника, презентованного народу.

Повторение у нас сценария 1994 года возможно только на фоне кризиса, учитывая белорусскую «памяркоўнасць», он должен быть ещё глубже, чем в Украине в 2013-14 гг. В ближайшее время ни предпосылок кризиса, ни расстройства здоровья действующего Президента не просматривается.


Тем не менее, опыт «майданной революции» и последующих событий показателен. Надеюсь, будет учтён.


Вместо постскриптума.


На каком-то из украинских сайтов, сейчас эта ссылка недоступна, висели фотографии трёх фаворитов президентской гонки до первого тура: Порошенко, Тимошенко и Зеленского. В качестве высших точек взлёта у Порошенко фигурировало президентство, у Тимошенко – нахождение на должности премьер-министра. У Зеленского, на фоне двух тяжеловесов, значился главным успехом «Кивин в светлом», приз музыкального конкурса КВН. В отличие от команды Зеленского «Квартал 95», белорусская сборная дважды выигрывала высшую лигу КВН. Если, скажем, кавээнщик Вадим Галыгин выдвинет свою кандидатуру на выборах Президента и начнёт набирать голоса, это станет очень серьёзным симптомом для нашего общества.


Почему именно Галыгин? Данный комик уже примерял на себя президентскую роль, как Зеленский в сериале «Слуга народа». Чего только в жизни не случается…

2913 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461