Евгений Константинов: БНР – история одного фарса


Бывший министр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко выступил на VII съезде белорусов мира с предложением отпраздновать 100-е с момента основания Белорусской Народной Республики. Он также заметил, что вековой юбилей создания БССР в 2019 году прекрасно коррелируется с БНР, поскольку в основе двух проектов якобы лежит идея единой белорусской государственности.


По сути заявлений Кравченко можно сделать вывод, что в основе его концепции лежит все тот же принцип примиренчества, который пытались в свое время внедрить в России и других европейских странах, переживших гражданское противостояние. Другой вопрос, что почти везде это начинание потерпело фиаско. О том, почему так произошло, мы и поговорим в данной статье.


Прежде всего хотелось бы отметить, что ставить в один ряд БНР и БССР нельзя по целому ряду обстоятельств. Во-первых, Белорусская Народная Республика была типичным марионеточным режимом, который не был признан даже немецким командованием. Во-вторых, ее создатели не обладали даже минимальными полномочиями представлять интересы белорусского народа. Их никто и никогда не выбирал. По сути своей, эти люди были обыкновенными самозванцами. В-третьих, территория, которую себя нарисовали деятели БНР, на тот момент была занята войсками разных правительств, которые планировали заключить между собой мир, не учитывая интересы националистов. В-четвертых, степень доверия к идеям БНР у местного населения была фактически равна нулю.


Самое любопытное, что националисты никаких иллюзий по поводу симпатий местных жителей не испытывали. Именно поэтому они всецело полагались на немецкое командование, которое в виде исключения позволяло им играть в свои игры. Этим, кстати, объясняются некоторые непопулярные действия националистов, которые привели к расколу и без того немногочисленных сил в их лагере. Прежде всего я имею в виду поздравительную телеграмму кайзеру, вызвавшую всеобщее недовольство.


Я специально не назвал в самом начале главное отличие БНР от БССР – идеологическое. На этом хотелось бы остановиться подробнее.


Изначально идеологически подавляющее большинство деятелей националистического движения были социалистами, что, однако, вовсе не означает, что им были близки коммунистические идеалы. Как известно, противоречия между родственными на первый взгляд идеологиями иногда бывают сильнее, чем у явных антагонистов.


Суть националистического социализма состояла в том, чтобы максимально дистанцироваться от Советской России, создав буржуазное государство европейского образца.


В отличие от БНР, деятели БССР смотрели на политику с совершенно иной стороны. Они в первую очередь были коммунистами и интернационалистами, а уже потом национальными деятелями. Их план предусматривал единую политику с коммунистами остальных регионов, тесную дружбу с Советской Россией и ориентацию на построение коммунистического государства.


Хочется задать логичный вопрос: что между этими государственными образованиями общего?


Ответ на него, между прочем, был получен уже в 40-е годы в период Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство белорусских националистов в этой ситуации приняло сторону немцев и работало с так называемой Центральной Радой. Понятно, что при этом БССР они люто ненавидели и на сегодняшние предложения Кравченко о примирении ответили бы громким смехом.


С не меньшим омерзением отнеслись бы к идее экс-министра и коммунисты. Если до войны многие вопросы национального характера были скорее дискуссионными, то в свете активного сотрудничества националистов с нацистским режимом и участии их в карательных акциях они стали этическими.


Из этого мы можем сделать вывод, что между БССР и БНР не больше общего, чем между Веймарской республикой и Третьим Рейхом.


Зачем же тогда Петру Кравченко необходимо примирить столь разнородные силы?


Я думаю, что дело в той политической неграмотности, которая часто бывает свойственна белорусским чиновникам. Не стану исключать также вероятности личной симпатии экс-министра к БНР. Вполне возможно, что через идею мнимого примирения он пытается протащить в Беларусь националистическую идеологию.


Очень хотелось бы посмотреть, как Петр Кравченко попытается совместить несовместимое. При этом пришлось бы очень многим поступиться, а на многие вещи и вовсе закрыть глаза.


Мне совершенно ясно, что националисты и дальше будут использовать все возможности для легализации своих идей на высшем уровне. Очень многое, к слову, им уже удалось. Размытая идеология белорусского государства не способна конкурировать со своим идеологическим противником на равных. В свете этого еще явственней выступает необходимость объединить патриотические силы для противостояния общему врагу. Как говорили древние, «хочешь мира – готовься к войне». А война, как известно, часто идет за разум и души людей…


Евгений Константинов

Источник: «Телескоп»
4989 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461