Еженедельный обзор (26 августа-1 сентября)

 

Самым громким, неожиданным и загадочным событием недели стала встреча в минском Дворце Независимости двух немолодых усачей – белорусского президента Александра Лукашенко и советника Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона.


Встреча была внезапной. О ней общество узнало только за пару дней до того, как политики пожали друг другу руки. Но внезапность не помешала ей в рекордные сроки обрасти рекордным количеством слухов. МИД и представители придворного экспертного пула теперь ругают телеграмм-каналы и непридворных аналитиков за конспирологию, но как же ей не появиться, если официальная информация о переговорах подается настолько дозированно, что на сайте МИД даже не появилось сообщения о встрече министра с американским гостем, хотя сам Болтон в своем твиттере выложил фотографию, на которой они беседуют в интерьерах Дворца Независимости.


 

Об итогах практически ничего не известно. Сам Болтон сказал, что никакие конкретные решения в результате переговоров не приняты, проблемные вопросы не разрешены, но дискуссия важна для дальнейшей работы. Так ли это? Доподлинно о повестке дня мы можем и не узнать, а о том, приняты решения или нет, можно будет судить по дальнейшим событиям и активности США на белорусском направлении. Пока приходится догадываться по репликам.


Известно, что много говорили о правах человека. Значит велика вероятность новых поблажек проамериканским политикам, активистам, правозащитникам. Ведь, говоря о правах человека, Соединенные Штаты обычно имеют права своих людей. Именно права человека и нераспространение оружия были названы в качестве предпосылок для отмены санкций.


Болтон много говорил о белорусском суверенитете и независимости и ставил в пример демократию в Украине и Молдове.  Кого считают угрозой белорусской независимости США и их белорусские лоббисты – известно. Ранее помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл уже назвал Беларусь «частью бастиона, защищающего от российского неоимпериализма». Раз уж белорусско-российские отношения сейчас переживают не лучшие времена, было бы странным, если бы главный геополитический соперник России не попытался этим воспользоваться. Пошли ли ему навстречу в Минске – увидим по делам.


 

Намекал Болтон и на то, что американцев раздражают тесные контакты Беларуси с Китаем. Ну и, конечно, говорили про урегулирование конфликта в Украине. Американцы не прочь в нем поучаствовать, Лукашенко не против, чтобы они поучаствовали. Вот только их участие, кроме всего прочего, будет означать и усиление влияния Вашингтона в Минске.


Говоря о позиции Беларуси на переговорах с высоким американским гостем, министр Макей охарактеризовал ее так: «Мы хотим просто равноправного торгово-экономического, политического, гуманитарного и иного сотрудничества и взаимодействия. И мы готовы к этому». Хорошие слова. Но проблема в том, что того же от США хотели бы очень многие, в том числе гораздо более крупные и богатые страны. Вот только Америка этого не хочет, она привыкла к роли единственной сверхдержавы, а идеология американской исключительности является там фактически официальной. Выстраивая отношения с таким государством неплохо это учитывать и не строить иллюзий.

Неизвестно, обсуждались ли на встрече Лукашенко и Болтона нефтяные дела. Еще одной сенсацией этой недели стала информация о том, что Белорусская нефтяная компания наняла лоббиста Дэвида Дженкарелли для смягчения санкций и покупки нефти в США. Услуги лоббиста обошлись нашей стране в 60 тысяч американских долларов.


Беларусь и раньше во время нефтяных разногласий с Россией пыталась диверсифицировать нефтяные поставки, все мы помним историю с венесуэльской нефтью. Но дружественная, как для Беларуси, так и для России чавесовская Венесуэла – совсем не то, что США, не скрывающие своей враждебности к России. Впрочем, Кремль в лице Пескова пока предпочитает эмоций не демонстрировать и говорит о суверенном праве Беларуси.


 

Важные новости приходили и с противоположного направления внешней политики. Беларусь и Россия могут подписать программу действий по интеграции в сентябре. Программа состоит из 66 пунктов и практически все они согласованы. Об этом 23 августа рассказал премьер Сергей Румас. Программу должны были положить на стол президенту 27 числа, а до 1 ноября планируется разработать около 28 дорожных карт, предусматривающих перечень мер по созданию общих рынков в отраслях экономики. Премьер-министр говорил о программе, как о чисто экономических мерах, основанных на принципе «два государства – один рынок», но список нововведений выглядит внушительно - равные условия по энергоносителям, налоговой нагрузке, регуляторным требованиям.


Основания для оптимизма есть, хотя столь масштабные изменения сложно представить без прорыва в области политической интеграции. По крайней мере, единый рынок и единые регуляторные требования не могут существовать без надгосударственных структур, обеспечивающих функционирование этого рынка и исполнение требований. Но пока оптимизм осторожный. Дорожные карты у нас умеют рисовать уже 20 лет. Как минимум, с момента подписания Договора о создании Союзного Государства.


Принимая 26 августа министра образования Игоря Карпенко, президент, по всей видимости, остался недоволен его докладом и жестко раскритиковал чиновника, в очередной раз породив волну слухов о его скорой отставке. Но основной новостью встречи Лукашенко с Карпенко стало не это, а заявление главы государства, которое потенциально может не только существенно перекроить образовательную систему и озадачить педагогов и  учеников выпускных классов, но и создать дополнительные проблемы для белорусско-российской интеграции в гуманитарной сфере.


 

Фраза президента: «Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором, с преподавателем вузов или других учебных заведений» может означать лишь одно – в ближайшее время централизованное тестирование может быть, если не отменено вовсе, то сильно изменено как по процедуре проведения, так и по методике подсчета баллов. Впрочем, окончательно решать вопрос будут уже после парламентских выборов – большое совещание по вопросам образования запланировано на конец года.


Да, к ЦТ претензий достаточно и сам его принцип, когда побеждает не тот, кто лучше понимает учебный материал, а тот, кто вызубрил массив фактов, - довольно спорный. Но дело в том, что именно проблема взаимопризнания и унификации итоговых и вступительных экзаменов является сейчас одной из самых сложных для гуманитарной интеграции и болезненной для белорусских абитуриентов, желающих учиться в России. Сейчас они вынуждены самостоятельно готовиться к российским ЕГЭ и ехать их сдавать в саму Россию. Переговоры о взаимопризнании сторонами белорусского ЦТ и российского ЕГЭ идут и надежда на их успешное завершение есть. Но фактическая ликвидация ЦТ в Беларуси попросту ставит на них крест.

6385 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,5093
10 Датских крон 4,6958
1 Кувейтский динар 10,5616
10 Дирхамов ОАЭ 8,8495
1 Доллар США 3,2498

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461