Сергей Скребец: Если будет «белорусский Нюрнберг», Лукашенко будут судить не за отдельные высказывания, а за длящиеся преступления


4 июня 2020 года Александр Лукашенко, баллотирующийся на шестой президентский срок, говоря о других претендентах на пост Главы государства, заявил, что «страну они не получат». Более того, он также пригрозил напомнить о тысячах жертв узбекского Андижана, погибших в ходе массовых народных протестов от рук узбекских военных.

По этому поводу я могу сказать, что Лукашенко, безусловно, нарушает законы - как действующие внутренние законы Беларуси, так и международное законодательство, к которому Беларусь присоединилась путём ратификации, имплементации международных законов, и которые, согласно действующему законодательству, являются внутренними законами Беларуси. Но эти нарушения (в том числе и преступления) являются длящимися: он их совершает не одномоментно, а на протяжении всего своего правления.

Если будет "белорусский Нюрнберг" (а история говорит о том, что средний срок правления диктаторов – 12,5 лет, то есть тут уже "перебор", и "Нюрнберг" по бывшему диктатору и его команде – это часто распространённое явление), то судить его будут не за отдельные высказывания, которые являются всего лишь частью политической борьбы, а за иные, длящиеся преступления.

Я считаю, что всё, что произнес Лукашенко 4 июня 2020 года – это допустимо в конкретной стране (Беларуси) и в конкретное время (сегодня). Это нормальный политический процесс, и хорошо ещё, что он есть. Лукашенко, находясь под давлением мирового сообщества, вынужден играть в демократию. И одновременно он вынужден делать всё возможное, чтобы остаться у власти. И он всё это делает блестяще, не допуская как раз того, о чём он намекал (Андижан, Вильнюс, Приднестровье, Крым, Донбасс, Абхазия, Южная Осетия, Армяно-Азербайджанский конфликт, Душанбе). Пытаться приписать ему "уголовку" за намёки на то, что он пойдёт на всё, чтобы остаться у власти – бесполезно и неконструктивно. Любой, даже справедливый суд, не будет выдвигать обвинения в экстремизме, поскольку Лукашенко сделал эти намёки очень тонко, рассказав кровавые истории, которые происходили в других государствах. Пусть это делают "радикалы", которые пытаются менять общественное сознание популистскими способами. На его месте политик высокого ранга должен быть аккуратнее: различать свою речь на митинге, где нужно влиять на психику людей, и свою речь в СМИ, где нужно влиять на мышление людей.

Что касается способов проведения белорусского "Нюрнберга", которого они так боятся, думаю вот что. Был такой давний заочный спор между мною и Валерией Ильиничной Новодворской (спор проходил в форме переписки). Валерия Ильинична Новодворская постоянно сетовала на то, что в России не была проведена люстрация и хвалила, например, Германию, где эта люстрация была проведена (хоть и довольно мягко). Суть её высказываний сводилась вот к чему: когда меняется система, то "преступниками" оказываются почти все (ходишь в булочную, значит, сотрудничаешь с властями). Всех судить невозможно, остается люстрация. У меня было и есть другое мнение: люстрация незаконна, она нарушает базовые международные законы. Но есть более действенные формы "наказать" преступников и сделать так, чтобы подобное не могло повториться. Это – обычный административный и уголовный процесс.

Если бы в Германии после падения Берлинской стены была бы проведена не люстрация, а были проведены обыкновенные гражданские и уголовные расследования, то эти расследования были бы более действенные, и наказания были бы более суровые (не запрет занимать определённые должности, а, например, тюремные сроки). И тогда не получилось бы так, что бывшие сотрудники Штази вдруг становились руководителями «Газпрома», например.

Неважно, что без люстрации путём уголовного преследования наказаны были бы не все. Но наиболее важных лиц привлекли бы к ответственности. Не страшно, что кто-то не понёс наказания из-за несовершенства системы, из-за нехватки следственных и судебных ресурсов. Лучше наказать одного виновного, "упустив" несколько других виновных, чем наказать одного невиновного. Если будет белорусский Нюрнберг, то чиновники, которые являются, по Герцену, внутренними оккупантами, молились бы на то, чтобы всё обошлось люстрацией, а не реальными уголовными делами.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва, руководитель оппозиционной депутатской группы «Республика», лидер Белорусской социал-демократической партии (Свобода) Сергей Скребец.
2041 просмотр
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461