Сергей Осмаловский: Коммунисты и традиционная семья
Наблюдая за поведением и эволюцией современных коммунистов, я иногда прихожу в ступор от того, насколько их первоначальные идеологические взгляды, основанные на трудах Маркса и Энгельса, сегодня превратились в свою диаметральную противоположность.
В этом смысле статья, написанная белорусским коммунистом Юрием Глушаковом, является показательной.
Если взять самую суть материала, предложенного для обсуждения Глушаковым, то речь идет о деградации современного брака. Его смущает, что современные белорусы предпочитают сожительство зарегистрированным в загсе отношениям. С занудством старой девы, озабоченной излишним легкомыслием общества, он извлекает на свет самые убогие мещанские доктрины, которые бы вызвали громкий хохот у строителей коммунизма в революционные годы.
Когда коммунисты начинают говорить о традиционных крестьянских ценностях, то возникает резонный вопрос – а кто же эти ценности разрушил? Кто отменил, например, церковный брак, цементирующий убогие и насильственные отношения в патриархальном обществе? Кто исповедовал теории о «стакане воды», фактически ставящие крест на нравственности молодежи?
А теперь давайте попытаемся приложить положения глушаковской теории к современным белорусским реалиям.
Почему современные белорусы предпочитают не спешить с оформлением брака? На это есть множество ответов, не лежащих в области морали.
Прежде всего, гражданский брак, который упоминает Глушаков – это не сакральное действие. Он изначально является формой партнерства, предполагающей свободные отношения, лишенные принудительности. Его относительно легко можно расторгнуть, не прибегая к сложным процедурам, присущим церковному браку.
Удобно? Удобно! Для современной молодежи Беларуси, которая живет в динамично меняющемся мире, такие отношения – шанс исправить ошибку, если имел место обман чувств или человек, которого любили, совершил подлость, не совместимую с продолжением отношений.
Глушаков почему-то считает, что так называемый «гражданский брак» полностью исключает ответственность. Складывается ощущение, что человек не до конца понимает, в каком обществе он живет.
Гомельский коммунист правильно упоминает, что сама экономическая ситуация в Беларуси не внушает оптимизма. Человек, который содержит семью, может в одночасье лишиться работы или получить мизерные копейки, которых не хватит даже на еду. Однако при этом он упрямо продолжает гнуть свою линию, отказываясь признавать аргумент весомым. Он словно бы не понимает, что поскольку все социальные проекты в Беларуси уже давно свернуты, то надеяться в этой ситуации приходится только на себя. Он совершенно не берет в расчет, что существует острая проблема с жильем для молодых пар. Согласитесь, что рожать ребенка в условиях, когда тебя в любой момент могут выставить на улицу – не самый лучший вариант. В этой ситуации гораздо проще попробовать себя в новых отношениях, не обременяя семью детьми, которых нечем кормить, и не выстраивая такие отношения, которые могут стать невыносимой обузой для обеих сторон. А уже потом, со временем, если все будет складываться благоприятно, можно и узаконить отношения.
В целом у меня сложилось впечатление, что Глушаков рассматривает брак исключительно с точки зрения государства. Беларуси нужен демографический взрыв? Нужен! И не беда, что для этого не созданы подходящие условия…
Автор почему-то упускает из вида, что сексуальная революция, итоги которой он наблюдает в Беларуси, изначально была задумана левыми организациями, а не «проклятыми капиталистами». Быть может, он не понимает, что день 8 марта – это не праздник домохозяйки, а еще один элемент борьбы за права женщин.
Красной линией в статье Глушакова проходит коммунистический шовинизм. Молодые люди всем должны, должны и еще раз должны…При этом никто не должен им.
В целом статья оставила впечатление редкого и туповатого морализаторства. Недолго поиграв в свободу в 20-е годы, внезапно опомнившиеся коммунисты стали загонять людей в очередное рабство. Они ведь на самом деле не знают как возродить семью. Им просто не нравится любая форма свободы, которая в данном случае выступает в форме «гражданского брака». Думаю, что не стоит воспринимать их утопии всерьез. Молодежи на них плевать. Как говорится, будем изживать наследие большевизма вместе. В настоящей и свободной Беларуси, которая обязательно станет страной без средневековых предрассудков.
Сергей Осмаловский