Кирилл Аверьянов-Минский: Chekist vs. свядомые гопари
На фоне подготовки змагаров к празднованию юбилейного «Дня воли» и заявлений типа «у современной Беларуси намного больше общего с БНР, чем с БССР», в Минске открылся новый барбершоп – «Chekist» (ул. Тимирязева, 65А). Соучредитель модной парикмахерской Олег Кот так прокомментировал её название: «Это о сотрудниках, которые защищают наших граждан, нашу страну. Они уважаемые люди, хорошо выглядят, опрятны, пример для других. Они любимчики дам. Мы хотим, чтобы белорусы приближались к такому образу».
В сегодняшней Беларуси, в отличие, скажем, от Прибалтики, слово «чекист» не является ругательным. Напротив, президент Александр Лукашенко в декабре прошлого года на мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, заявил: «Быть чекистом – это прежде всего быть патриотом, бескорыстно отдавать всего себя своему Отечеству, не рассчитывая на публичное признание». Ранее министр внутренних дел Игорь Шуневич признался, что имеет дома форму сотрудника НКВД и надевает её каждый год на 9 мая. Словом, учредители барбершопа – в тренде.
Тем не менее свядомая общественность впала в истерику, узнав о «чекистской» парикмахерской. Комментарии по этому поводу на сайте «Нашей нивы» можно разделить две группы. Первая – сетования на несвядомасць белорусов.
Вторая – призывы травить «несознательных» барберов.
Травля не заставила себя долго ждать. Сначала на Олега Кота ополчились многочисленные интернет-бойцы из диванных войск националистической оппозиции. А затем в его заведение пришли Эдик Пальчис, Змицер Дашкевич, Стась Карпов и прочая бел-чырвона-белая шпана – начали быковать и требовать поменять название.
Автор этих строк презирает сталинских палачей из НКВД больше, чем все чытачы НН и свядомые гопари вместе взятые. Однако в названии барбершопа я не увидел ничего возмутительного. В городе, где есть Ленинский район, проспект Дзержинского, памятники поэтам-сталинистам Якубу Коласу и Янке Купале, надпись Barbershop Chekist выглядит скорее постмодернистским приколом, нежели чем-то зловещим или кощунственным.
Я решил обратиться напрямую к Олегу Коту, чтобы из первых уст узнать, что к чему.
К.А.-М.: Как родилась идея открыть барбершоп с таким необычным названием?
О.К.: Барбершопов в столице у нас около 35, мы хотели охватить как можно большое количество людей, придумать что-то, что будет работать на рекламу. Хотели открыть барбершоп в милитаристском стиле, с по-настоящему мужской тематикой. А название выбрали при помощи жребия. Без всяких подоплёки.
К.А.-М.: Как Вы относитесь к чекистам прошлого и к сегодняшним?
О.К.: История есть история, если чьи-то семьи затронули какие-то негативные моменты в прошлом, то я им соболезную. Я же не могу сказать ни плохого, ни хорошего о тех людях. А с нынешними я не знаком лично. Ко мне никто не приходил, не представлялся, никуда меня не отводил и не допрашивал. Я знаю о них только от третьих лиц и из кинофильмов.
К.А.-М.: Как Вы относитесь к негативной реакции части общества на Ваш бренд?
О.К.: Я не могу сказать, что она нас не волнует, но название менять мы не собираемся. Хочу попросить тех граждан, которым мы не угодили, чтоб строго не судили и проходили мимо. Значит заведение создано не для них.
Нашим недоброжелателям я хочу сказать: если вы чувствуете себя патриотами Беларуси, то подумайте, что́ вы сделали для нашей страны. Я в 17 лет стал мастером спорта, представлял нашу страну на международных соревнованиях, был серебряным призёром чемпионата мира, в 2012 году стал лучшим пожарным города Минска. А вы?
Как видим, Олег не имел намерения прославлять НКВД, когда выбирал название для своего бизнес-проекта. Парень просто хотел эпатировать публику, руководствуясь при этом коммерческими соображениями.
А знаете, кто реально прославлял чекистов из 30-х годов? Класік беларускай літаратуры Янка Купала. Вот один из его хвалебных виршей в адрес главного организатора Большого террора – «железного наркома» Ежова:
Слава нашаму Ежову,
З Ленінграда родам,
Што расправілся, як следна,
З дыверсанцкім збродам!
Што шляхі расчысціў у нашым
Ясным падарожжы,
Што трацкістаў азвярэлых
Выкрыў і знічтожыў.
Больш на нас не рыне банда
Ашалелай сукай,
З-за вугла нас не падсочыць
Подлая гадзюка.
Или вот ещё одна обожательница чекистов – нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич. В очерке «Меч и пламя революции» (журнал «Неман», №9 за 1977 г.) она писала о председателе ВЧК следующее:
«Ловлю себя на мысли, что мне все время хочется цитировать самого Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю я это не из желания каким-либо образом облегчить свою журналистскую задачу, а из-за влюбленности в его личность, в слово, им сказанное, в мысли, им прочувствованные…
Я знала: Дзержинский очень любил детей… Тысячи беспризорников обязаны ему новой жизнью… Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя – Феликс Дзержинский – «меч и пламя» пролетарской революции».
Если уж змагарам действительно так ненавистно всё, что связано с чекистами, может быть, следует начать сжигать тома Купалы и Алексиевич? Или требовать изъятия их произведений из школьной программы? Но тогда программа по белорусской литературе опустеет чуть менее, чем полностью, т.к. все белорусские литераторы – от Петруся Бровки до Василя Быкова – замечены в лояльном отношении к карательным органам советской власти.
А вообще, свядомой общественности нужно, наконец, понять, что она живёт в государстве, которое, говоря словами того же Купалы, збудаваў нам Сталін. А потому родимые пятна сталинизма тут есть у всех. В том числе у самих змагаров, которые считают возможным вламываться в чужое заведение и принуждать его законных владельцев к смене названия.
Кирилл Аверьянов-Минский
Источник: «Телескоп»