Еженедельный обзор (2 – 8 марта)
Самые горячие новости на этой неделе были связаны с нефтяным кризисом в отношениях между Беларусью и Россией, который все ощутимее перерастает в полномасштабный экономический кризис в нашей республике.
Во вторник в самой проблемной нефтяной отрасли произошла смена караула. Вице-премьер Игорь Ляшенко был отправлен в отставку, а на его место пришел бывший глава концерна «Беллесбумпром» Юрий Назаров. На посту главного по нефти нефтяника сменил лесник, всю жизнь проработавший в лесной отрасли и ни дня не занимавшийся энергетикой. Однако сомнительно, что такая замена сильно повлияет на состояние дел. В Беларуси тема энергоносителей всегда связана с большой политикой и основные решения принимаются на гораздо более высоком уровне.
Ляшенко был очень непопулярен – именно его фамилию связывают с «копеечной стратегией» - еженедельным повышением цен на бензин и дизтопливо на заправках на одну копейку. Он неоднократно давал обещания, которые потом не исполнялись. Ловили его и на прямой лжи. Да и в целом обстановка вокруг нефти в обществе слишком нервозная. Поэтому не удивительно, что нелюбимого народом вице-премьера сделали «стрелочником», списав на него все провалы.
Что касается Назарова – его основной задачей будет диверсификация поставок, о которой уже не первый месяц регулярно твердит Лукашенко. Этим же занимался и Ляшенко, но без особого успеха. В пользу Назарова тут, конечно, играет его диплом специалиста по внешнеэкономической деятельности, однако опыт руководства «Беллесбумпромом» особого оптимизма не внушает – отрасль при нем как была проблемной, так и осталась.
В тот же день Александр Григорьевич провел очередное совещание по нефтянке, на котором стало понятно, что ни на какое изменение приведшей к кризису политики в ближайшее время рассчитывать не приходится. Более того, к прочим проблемам может добавиться еще и строительство нефтепровода в направлении Балтики, деньги на которые наше руководство планирует взять в долг у американцев. Но даже в этом случае строительство трубы займет от полутора до трех лет, которые еще нужно прожить, не угробив экономику окончательно.
Итогом этого совещания стал президентский Указ №84 «Об акцизах на автомобильное топливо». Этим документом акцизы на бензин и дизтопливо были повышены 4 раза до таких размеров, которые делают продажу попросту убыточной. Однако им же был установлен и понижающий коэффициент 0,25 для отдельных категорий плательщиков. То есть, были введены запретительные ставки акцизов, но не для всех, а для тех, кто продает импортный бензин, поскольку под понижающий коэффициент попало исключительно топливо, произведенное на белорусских НПЗ. Поскольку, кроме россиян, на белорусском рынке в этом секторе других иностранных игроков нет – указ направлен исключительно против российских компаний. Таким «налоговым маневром» Лукашенко хочет принудить их к поставкам сырья на отечественные НПЗ на своих условиях. Смирятся ли российские нефтяники с таким почти неприкрытым диктатом – скоро увидим.
Еще одним событием, связанным с белорусско-российскими отношениями, стал визит в Беларусь спикера российского Совета Федерации Валентины Матвиенко. Она встретилась со своей белорусской коллегой Натальей Кочановой, приняла участие в заседании оргкомитета очередного Форума регионов, съездила в Брест, провела ряд протокольных мероприятий и встретилась с Александром Лукашенко. Последняя встреча, очевидно, была главной в программе ее визита, однако официальной информации о ней немного – получила от президента орден и подарки, обменялась любезностями и все. Всё? Скорее всего, нет – устраивать встречу ради такого было бы странным, особенно, учитывая непростой период в двусторонних отношениях. Поэтому многие считают, что главным содержанием визита была передача некого послания от Путина с пакетом интеграционных предложений. Есть и другие версии, но эта выглядит наиболее логичной и правдоподобной.
Из прочих резонансных событий недели можно отметить предложение председателя госконцерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной убрать из крупных городов магазины «секонд – хенд», которые мешают развиваться ее отрасли. Давно уже белорусское общество не было столь единодушным! В кризисное время лишить небогатых граждан дешевой одежды – это совсем не то, чего мы хотели от государства. В опросе на портале TUT.BY предложение Лугиной поддержали лишь 2% респондентов, еще 4 – вообще за то, чтобы закрыть магазины бывшей в употреблении одежды. Остальные негодовали. Впрочем, в ближайшее время предприятиям концерна будет, чем заняться – отрасль получила крупный госзаказ на изготовление медицинских масок. Сами маски пока в аптеках массово не появились, но появилась надежда.
Вообще, ситуация с коронавирусом и реакцией на него государства начала меняться в лучшую сторону. Минздрав завел собственный телеграмм-канал и дает оперативную информацию, сбивая тем самым волну паники, первоначальная неразбериха уходит в прошлое, а новых случаев заражения пока не фиксируется. Более того, появился первый выздоровевший – тот самый иранский студент, у которого вирус был выявлен первым. Пока новости неплохие, хотя расслабляться, конечно, не стоит.
В оппозиции основная часть скандалов генерировалась парочкой Канопацкая – Козлов, чьи разборки достигли совершенно неприличного уровня – например, команда Козлова выпустила официальный набор стикеров для мессенджера Viber, в котором портрет экс-депутата сопровождался логотипом сайта PornHub. В свою очередь, Канопацкая за это и не только пообещала обратиться в суд. До праймериз ее ожидаемо не допустили, сказался консенсуальный принцип голосования. Хоть большинство было и не против, все решило нежелание ОГП и БСДП (Громада) видеть ее в списке претендентов. И эти люди еще будут учить нас демократии!
Наконец, в пятницу начались и сами праймериз. На этой неделе пятерка кандидатов вместе с группой поддержки гастролировала по Витебской области. Первый блин получился комом – в Городке на мероприятие пришло лишь 8 человек. Для города с населением более 12 тысяч это, мягко говоря, немного. Даже объединившись, оппозиционные партии, не смогли собрать даже тысячной части горожан. В субботу праймериз прошли в Витебске и агломерации Полоцк-Новополоцк. Здесь число участников было более впечатляющим – в областном центре оппозиционеры собрали более 100 человек, а в Новополоцке – более 70. Но и сами города были на порядок крупнее. В итоге, в праймериз там принял участие каждый трехтысячный. Пока рекорд явки держат Миоры. Из 8 тысяч человек голосовать за единого кандидата от оппозиции там пришли 18, хотя и из них один испортил бюллетень.
В фавориты гонки у оппозиционеров вырвался Северинец – у него активных сторонников оказалось явно больше. Если так пойдет и дальше – нас ждет незабываемая избирательная кампания с молитвенными пикетами и фриками-агитаторами. Либеральный журналист Вадим Казначеев, в далеком 2003 году выдвинувший идею праймериз, пребывает в шоке от такой перспективы.