«Карикатурный скандал» 2006 года: как это было - Александр Телевич


Двенадцать лет назад, в феврале 2006 года, «карикатурный скандал», всколыхнувший до этого Западную Европу и весь мусульманский мир, докатился и до нашей толерантной страны. В пятницу, 17 февраля, на шестой странице негосударственной газеты «Згода» в материале под названием «Палітычны крэатыў» были опубликованы некоторые из двенадцати карикатур, изображавших исламского пророка Мухаммеда. Давайте вспомним, как развивались дальнейшие события, а также чем все в итоге закончилось.

Изначально, двенадцать карикатур, изображающих исламского пророка Мухаммеда, были опубликованы в датской газете Jyllands-Posten 30 сентября 2005 года в качестве иллюстрации к статье о самоцензуре и свободе слова. В той статье говорилось, что когда датский писатель Коре Блюйтген написал популярную книгу об исламе для детей, то оказалось, что ни один художник не согласился без условия сохранения анонимности нарисовать к ней иллюстрации. В качестве причины был назван якобы существующий в исламе запрет на изображение животных и людей (и в особенности пророка Мухаммеда).

«Точка, точка, огуречик» (именно так начиналась злополучная газетная публикация в «Згоде») и вот карикатуры на пророка Мухаммеда уже опубликованы в белорусском издании. Я не просто так в самом начале сделал акцент на порядковом номере страницы газеты «Згода», на которой обычно помещались неполитические материалы, предельно ориентированные на массового читателя. Так могло быть и в тот раз - на первый взгляд безобидная публикация, повествующая о фактах, сопровождающих обнародование печально известных карикатур в различных странах мира. Например, в Азербайджане, где, как бы в отместку за карикатуры на пророка Мухаммеда, рисуют карикатуры на Иисуса Христа, а одна из центральных газет Ирана – «Хамшхри» объявила целый конкурс карикатур на тему… Холокоста. Сие иранское печатное медиа призвало своих читателей присылать карикатуры на юдофобские темы, пообещало публиковать их по одной в день и премировать дюжину лучших. Далее шел рассказ о событиях, связанных с публикацией карикатур в Украине и России. Текст был бы невинным, если бы не сопровождался иллюстрациями – этими самыми карикатурами, о которых в нем и шла речь.

Сказать дежурное «реакция белорусских властей не заставила себя ждать» не представляется уместным. Потому что заставила. Распространение свежего номера этой еженедельной газеты обычно начиналось в пятницу где-то в середине дня. Однако пресс-служба Министерства иностранных дел Беларуси выступила с заявлением только на следующей неделе, в середине вторника, 21 февраля. Ведь недаром говорят, что в госструктурах понедельник – это «разгонный» день. Разгоняться пришлось в течении целых двух дней - массированная кампания по осуждению публикации карикатур в белорусской прессе началась лишь в среду. В основе подобного промедления могло лежать несколько причин. Возможно, это было связано с нерасторопностью в нужной степени (об оптимизации госаппарата тогда речь еще не шла) бюрократизированной государственной машины, когда любые решения нужно было согласовывать со всеми заинтересованными структурами, что требовало времени. А может и с тем, что в виду невозможности распространения «Згоды» через киоски «Белсоюзпечати» «туда, куда надо» газета попадала с некоторым опозданием (во что лично мне всегда верилось с трудом). И наиболее правдоподобная версия запоздалой реакции властей: акцию было необходимо тщательно спланировать и подготовить. Что, как показали последующие события, сделано было действительно мастерски.

Руководитель мусульманского религиозного объединения Беларуси муфтий Абу-Бекир Шабанович не только обвинил газету в оскорблении чувств верующих, но и назвал публикацию карикатур политической провокацией накануне планировавшихся на 19 марта 2006 года президентских выборов. Однако тут же заверил, что белорусские мусульмане не собираются устраивать митинги у редакции газеты, опубликовавшей карикатуры.

Публикация карикатур, да еще и негосударственной (читай – оппозиционной) газетой за месяц до выборов главы государства действительно играло на руку власти. Появление в такой газете карикатур, способных взорвать (пусть даже и теоретически) этноконфессиональный мир Беларуси, могло характеризоваться как лишнее доказательство стремления оппозиции в очередной раз дестабилизировать обстановку. В новостях первого канала белорусского ТВ карикатуры приснопамятного номера «Згоды» были политкорректно «размыты» таким образом, чтобы их детали нельзя было разглядеть с экрана: не приведи Господь БТ оскорбить чьи-нибудь религиозные чувства. Затем, но уже без каких-либо «размытых кадров», нам показали массовые беспорядки, организованные в мусульманских странах противниками изображения пророка Мухаммеда. Все это было приправлено довольно язвительным комментарием, что, мол, хозяева оппозиционной газеты, вероятно, изначально ставили своей целью организацию аналогичных беспорядков и в Беларуси, поэтому и поместили карикатуры в газету.

По факту публикации карикатур Комитет по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь совместно с мусульманскими общинами страны обратился в правоохранительные органы. По этому обращению республиканской Прокуратурой и Комитетом государственной безопасности была проведена проверка, в результате которой было возбуждено уголовное дело по части первой 130 статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни). Данная статья предусматривает штраф или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до пяти лет. Многие юристы были склонны относить эту статью к т.н. «мертвым» статьям УК РБ, т.е., к неработающим нормам уголовного права по причине ее патологической «непопулярности» у активистов криминального мира. Тем не менее, за период 2001-2006 гг. в нашей стране по этой статье возбуждалось шесть уголовных дел. Например, летом 2000 года по этой статье было возбуждено уголовное дело в отношении Зенона Позняка, находившегося на тот момент уже как четыре года в эмиграции: власти припомнили ему некий антироссийский текст, опубликованный им ранее. Спустя несколько лет данная статья УК РБ вместе со статьей 207 (разбой) была задействована в Витебске в отношении группы молодых людей, систематически избивавших иностранных студентов. Дело по факту публикации упомянутых карикатур в газете «Згода» стало седьмым случаем возбуждения делопроизводства по данной статье за пятилетний период.

Если ничего не путаю, то Беларусь на тот момент стала первой страной в мире, где за перепечатку карикатурных изображений пророка Мухаммеда было возбуждено уголовное дело. Некоторые правозащитники тогда предположили, что что 130 статья пополнит список т.н. «политических» статей УК, подобно статье за дискредитацию Республики Беларусь и некоторые другие.

В редакции издания был проведен обыск, конфискованы все оборудование и финансовые документы газеты. Оправдания Алексея Короля, на тот момент главного редактора «Згоды», что публикация карикатур была сделана в его отсутствие и без его согласия и то, что «на его заместителя, Александра Сдвижкова, наложено взыскание», сделанные им ранее, помочь уже ничем не могли. Равно как и прекращение распространения последнего номера газеты. Уверения в том, что «свою позицию мы уже не раз излагали на страницах издания: мы с уважением относимся ко всем конфессиям» также не могли дать результата – этот самый заместитель редактора был доставлен к одному из следователей в КГБ, с которым тот общался больше часа.

Объяснения причин, побудивших опубликовать карикатуры на пророка, сделанные им после беседы в КГБ, звучали, как минимум, неожиданно. Так, с точки зрения заместителя редактора, он опубликовал карикатуру не на пророка Мухаммеда, а на исламских террористов. Цель этой публикации была показать корни исламского терроризма, которые просочились, в том числе в Беларусь, и он абсолютно уверен, что весь этот «карикатурный скандал» (вероятно, во всем остальном мире) был спровоцирован исламским терроризмом.

Интересна выдержка из заявления белорусского МИД тех дней: «Карикатуры перепечатаны из западных СМИ негосударственным изданием и полностью противоречат политике официальных властей Республики Беларусь». Это сейчас у нас многовекторность внешней политики плюс практически полное снятие санкций со стороны стран Запада в отношении большинства крупных предприятий и первых лиц государства. А в 2006 году такой роскоши у нас не было: наша внешняя политика в целом была направлена в Азию, Африки и Латинскую Америку. Причем, некоторых из наших тогдашних иностранных партнеров в остальном мире назвали «государствами-изгоями». А вот страны Западной Европы и Северной Америки на тот момент можно было отнести, скорее, к «неключевым» партнерам.

Любопытно, что почти во всех конфликтах начала 2000 годов между Востоком и Западом Беларусь занимала сторону столь далекого и одновременно близкого нам Востока. Например, во время вооруженного вторжения войск антитеррористической коалиции в Ирак в 2003 году наша страна была среди тех немногих государств, которые выступили в защиту этого самого Ирака.

«Грянет беда - прикроем Кубу сердцами» - пелось в одной старинной песне. Партнеры по бизнесу - дело святое, а не как Бог на душу положит. Даже если этот партнер «немножко не прав». Это бизнес. А партнеров по бизнесу в беде бросать нежелательно. Вероятно, этим и объясняется, почему в конфликте, связанным с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете «Jyllands-Posten» и вспыхнувшим вслед за этим мировым пожаром, наша страна встала на сторону исламских государств. Это тем более занятно, если учитывать, что объем торгово-экономических отношений с этими странами на то время был гораздо меньше, чем тот же показатель - со странами Западной Европы. Политика белорусских властей, тем не менее, и здесь не была лишена логики. Быть может, вследствие этой политики национальные интересы Беларуси в долгосрочной перспективе частично могли быть принесены в жертву задачам удержания власти: Минск был готов поддерживать эти государства, тем самым, постепенно выталкивая себя из цивилизационного пространства Европы, надеясь на то, что в ближайшем будущем, если не дай Бог что, эти государства не оставят Минск в его возможной беде. Мысль, конечно же, весьма спорная – но в начале 2006 года она выглядела вполне логичной. Белорусский президент показал себя тогда особым ревнителем религиозных чувств мусульман, когда назвал «провокацией против государства» перепечатку датских карикатур на пророка Мухаммеда.

«Згода», мягко говоря, никогда не была самой объективной газетой. Она начала выходить в 1992 году как печатный орган социал-демократов, однако на начало 2006 года являлась номинально независимым непартийным изданием. Тем не менее, некоторые читатели на тот момент были склонны воспринимать ее как канал трансляции ценностей одной из оппозиционных политических партий. Да ради Бога, не нравится – не читайте. Альтернативное мнение мнению власти должно существовать в обществе, это показатель степени его демократичности. Пусть даже если это мнение выходит тиражом всего в 5050 экземпляров.

Публикуя эти карикатуры, газета действительно сильно рисковала. Перед тем, как поставить в номер визуальный материал, из-за которого где-то люди друг убивают, необходимо было хорошо подумать. Очень хорошо подумать. Ведь, говорят же, что СМИ – это четвертая власть и тот, кто владеет информацией – владеет миром. Да и забывать, что живешь в родной стране, тоже не следовало бы.

Спустя неделю после выхода последнего на тот момент (и как оказалось в последствии - вообще) номера «Згоды» Министерство информации Беларуси вынесло предупреждение редакции газеты по пятой статье Закона «О печати», а министр информации Владимир Русакевич пообещал не «либеральничать» с газетой. Министерство также дало понять, что, т.к. это уже второе предупреждение по этой статье в течение года, то и деятельность газеты может быть приостановлена. Собственно, невзгодами «Згоду» было не напугать: за почти четырнадцать лет существования издание переживало и не такое. Были и приостановка выхода сроком на один месяц в 2004, и конфискация оборудования с денежным штрафом обоим руководителям газеты в 2005, отказ частной типографии печатать очередной номер в 2001 и даже ограбление редакции в 2002. В крайнем случае, издание могло просто полностью уйти в интернет, как это сделала незадолго до описываемых событий газета «Солидарность».

Согласно тогдашнему заявлению республиканской прокуратуры, уголовная ответственность за разжигание расовой, национальной или религиозной розни в Беларуси определена в соответствии с международными обязательствами нашей страны. Вероятно, речь шла о статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и статьей 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Однако многие наблюдатели уже в те февральские дни 2006 года стали говорить об очередном случае выборочного применения юридических норм к тем или иным субъектам общественно-политической жизни Беларуси. Например, в декабре 2005 года, когда в Палате представителей обсуждался вопрос о противодействии торговле людьми, депутат Виктор Кучинский сетовал на то, что в Кобринском районе, от которого он избран, в последнее время появилось «много чеченцев, азербайджанцев и прочих лиц кавказской национальности». Затем добавил: «Там они не будут находиться. Они все поедут да хаты, в Гималаи, еще куда-то. Русские, украинцы, белорусы сегодня приезжают, допустим, в мой округ, они не могут получить вид на жительство, ни прописаться, а эти как тараканы по всем щелям». В этих словах, при определенном желании, можно было усмотреть действия, направленные на разжигание национальной розни. По мнению некоторых экспертов, получалось, что одним можно, а другим - ни-ни.

Вместе с тем, мусульмане, от имени которых было организовано обращение в правоохранительные органы по поводу карикатур, явно не были целевой аудиторией этого социал-демократического издания. Один из представителей общины потом признался, что номер «Згоды» с рисунками ему показали чиновники. Президент Лукашенко же на Всебелорусском собрании в марте 2006 года выразился очень показательно: «Я так понимаю, что речь идет о газете этого отморозка, где были напечатаны карикатуры». Столь нелицеприятно  Глава государства охарактеризовал своего жесткого, язвительного конкурента на президентских выборах-2006 Александра Козулина, которого «пиарила» эта газета. Не исключено, что карикатуры стали лишь поводом для приостановления деятельности газеты. 17 марта 2006 года, за два дня до президентских выборов решением Верховного суда газета «Згода» была ликвидирована.

А вот уголовное дело по статье 130 УК РБ, как оказалось впоследствии, закрыто не было. Находившийся под следствием Сдвижков покинул Беларусь и более года жил, по словам друзей, в соседних Украине и России. В ноябре 2007 года, когда Александр приехал в Борисов на могилу отца, он был арестован и два месяца до суда провел в следственном изоляторе КГБ.

18 января 2008 года суд города Минска приговор Александра Сдвижкова к трем годам колонии усиленного режима за перепечатку в феврале 2006 году карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Это был самый суровый в мире, включая исламские страны, приговор в рамках того карикатурного скандала.

Председатель Духовного управления мусульман в Республике Беларусь Исмаил Воронович, выступавший в суде в качестве свидетеля, заявил журналистам, что не требовал сурового наказания для Александра Сдвижкова: «Я хотел, чтобы больше таких едких карикатур не публиковали, чтобы вызвали главного редактора или ответственного за публикацию этих рисунков человека и сделали ему какой-то выговор. Мое требование было ограничено только этим ... Я думал, что это дело уже закрыто и газета работает».

После того судебного заседания Алексей Король, бывший главный редактор газеты «Згода», а по состоянию на февраль 2008 года - редактор газеты «Новы час», сказал, что «удручен» таким приговором в отношении своего бывшего подчиненного и коллеги. «Приговор слишком суров и не соответствует ошибке Сдвижкова с публикацией этих карикатур. Тем более что они были взяты из третьего источника, и даже белорусское законодательство говорит о том, что за перепечатку чужих материалов издание не должно нести ответственность. Поэтому через два года после факта события приговор в три года усиленного режима - это удручающий приговор, который не соответствует даже моральным последствиям и моральной цене публикации этой ошибки».

Но тут произошло, казалось бы, невероятное. 22 февраля 2008 года Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев кассационную жалобу и приняв во внимание исключительные обстоятельства, а именно - состояние здоровья самого Сдвижкова и его матери, у которой Сдвижков - единственный сын, изменил приговор в сторону уменьшения - с трех лет до трех месяцев. Учитывая, что этот срок Сдвижков уже отсидел, в тот же день он был отпущен на свободу. В интервью «Нашай ниве» Александр Сдвижков рассказал, что в ближайшее время собирается поменять гражданство, сказав, что «пока не решил, какое гражданство принять - России или Украины и что три месяца тюрьмы - это творческая командировка».

В общем, власть в очередной раз сделала все максимально красиво. И во многом для себя неугодную газету ликвидировала незадолго до президентских выборов (причем все было сделано по закону), и прививку сделала всем тем, кто (мало ли) может попытаться расшатывать наш суверенный этноконфессиональный мир, и показала себя защитником религиозных чувств всех мусульман (наши ближневосточные партнеры должны были это оценить - ведь «арабский вектор» никто не отменял). И довольно жестко наказала виновного (опять же – в рамках действующего законодательства), но почти сразу же выпустила его на свободу, тем самым сыграв в «минус один политический заключенный» (Александра Сдвижкова, напомню, Запад и отечественная демократическая общественность как раз и относили к подобной категории).

Что же касается Александра Козулина, к которому во время упомянутой кампании по выборам президента в январе-феврале 2006 года газета «Згода» действительно выражала свои симпатии, то 25 марта того же года для того, чтобы призвать участников довольно многочисленной массовой акции «продолжить протест у спецприемника-распределителя на улице Окрестина», тем самым, спровоцировав массовые беспорядки и сотни задержанных участников в них, уже не требовалась помощь какой-либо газеты. Во-первых, в определенной ситуации он просто удачно «направил» массы протестующих, а во-вторых (и это если глобально) – именно в то время эра классических печатных СМИ наконец-то начала подходить к концу. Но это уже совсем другая история.

Александр Телевич
4790 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461