Юрий Глушаков: На защиту Ленинграда и 8 Сакавiка
Нашумевший клип Вадима Галыгина и группировки «Ленинград» на этот раз вызвал не только бурю в комментариях, но и серьезные политические обвинения
Снеговик вместо мужика
Но прежде всего этот клип порвал Интернет. На сегодня, за 10 дней своего присутствия в Сети, ролик собрал 9,5 миллионов просмотров. Почти по миллиону зрителей в день. Что является, возможно, одним из рекордов – для белорусскоязычной песни. При этом количество «лайков» почти в 7 раз превышает негативные отметки. Естественно, что чем больше успех – тем сильнее неистовство завистников. Но в случае с данным произведением в дискуссию вмешались и соображения «большой» геополитики…
Но сначала все же обрисуем краткий сюжет клипа. Хотя бы для того полумиллиона белорусов, которые его еще не посмотрели. Видео начинается, как это уже давно заведено у «Ленинграда» - с мини-фильма. С практически документальным натурализмом в нем показаны работяги, режущиеся в карты. Жесткого реализма происходящему добавляет не только мат, но и сочный трасяночный акцент пролетариев. Трудно сказать, разучивал ли Сергей Шнур (мужик в вязанной шапке с гитарой) особенности народного белорусского произношения специально, но только слово «аддяру» звучит у него весьма убедительно. В это время появляется мастер Палыч (Вадим Галыгин) в костюме под курткой механизатора и с цветами. Стиль поведение «младшего командира» производства скопирован не менее достоверно – на грубые подначки подчиненных Палыч реагирует такой же крепкой лексикой, но – по-дружески. Рабочие выясняют, что их начальник прифрантился не в «кино или на танцы», а для поздравления «своей» с 8 марта. Но производственно-патриархальная идиллия быстро перерастает в коллективную пьянку. Под неотвратимые тосты «За баб!» Палыч напивается, как говорится, «в тряпки». И так и остается лежать на полу технического помещения.
В то время эта самая «баба» исходит слезами в одиночестве. Тут, собственно, и звучит музыкальная композиция с неполиткорректным текстом «Восьмага сакавiка лезе у трусы рука…». Так и не дождавшись в гости своего мужика, одинокая женщина, кажется, находит ему замену в виде снеговика и морковного корнеплода.
Идеологически невыдержанное творчество
Что касается основного месседжа этого клипа, то он, конечно, может вызывать споры. При этом сюжет предваряет аннотация, что в данном произведении речь пойдет о такой глобальной проблеме, как угасание интереса мужчин к противоположному полу. А так же о том, как некоторые из женщин «ломают людям судьбы», необоснованно обвиняя их в сексуальных домогательствах, и так далее.
Заявленные проблемы, конечно, серьезные. Раскрывается ли тут тема общения полов и сексуальных домогательств? В целом – да. Но разумеется, в гротескной форме. А чего вы еще хотели от «Ленинграда»?
Однако одновременно с «лайками» в адрес группировки посыпались весьма серьезные обвинения. Например, председатель Союза художников Беларуси Рыгор Ситница просматривал «с брезгливостью и отвращением». На взгляд художника, в нем белорусы будто бы выставлены как «алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов». По мнению Ситницы, «настолько низко, как в этом клипе, белорусов еще не опускали». Не меньше, чем «московским Шнурам» (вообще-то Сергей Шнуров из Ленинграда), достается и их «тутейшим лакеям». Готовым за «три копейки потоптаться» как по «собственному достоинству», так и – по «национальному». Попало и ресурсу ТУТ.BY, и даже - «Нашай Нiве», разместившим рекламу «8 cакавiка». Ну и так далее, и тому подобное. Ну и по ныне заведенным в определенных кругах правилам, Министерству культуры и Министерству информации РБ рекомендуется присмотреться внимательно к творчеству сомнительной группировки. А ведь что такое цензура, председатель Союза художников знает не по слухам: в марте 2011 года ему самому пришлось снимать с юбилейной вставки картины «идеологически невыдержанных» художников, не понравившиеся чиновникам.
И по ряду других вопросов никак не могу согласиться с уважаемым председателем. Например, с тем, что все разговаривающие на пресловутой трасянке – это «придурки и олигофрены». Как и по поводу того, что всех поклонников творчества «Ленинграда» в Беларуси стоит зачислить в «быдло». Что касается трасянки, то она является одной из форм живой разговорной речи. В отличие от литературного языка, нормы которого были сконструированы только к 20-м годам XX века. Как сложилась трасянка – в результате насильственной русификации во времена царизма, естественным ли путем – это вопрос отдельный. Но те же документы Великого княжества Литовского сильно разняться между собой по своему языку и написанию, в том числе, и в зависимости от регионов. В любом случае, еще недавно трасянкой пользовалось едва ли не большинство населения Беларуси. И зачислять их на этом основании в «дегенераты» - не менее оскорбительно, чем шовинистически отрицать само существование белорусского народа, его национального языка и самобытной культуры.
С моей точки зрения, «опускать» белорусов в этом клипе никто не собрался. Кстати говоря, вот использовать блатной жаргон столь интеллигентный художник почему-то не постеснялся. Но, возможно, он не знает, что употребление алкоголя, ненормативной или диалектной лексики не является основанием для определения в низшую категорию заключенных? Да и вообще клип Галыгина и «Ленинград» - вовсе не о белорусах как таковых. Его основная линия – это отношения мужчин и женщин. К этому мы еще вернемся, и тут есть поле для критики. А вот белорусский колорит и жаргонизмы в сюжете используются, скорее, для подчеркнуто «народного» фона происходящего. С таким же успехом в кадре могли звучать вологодские или костромские диалекты.
Можно так же предположить, что примерно такие же камни летели в первопроходцев белорусского языка и литературы, которых в панских усадьбах и барских имениях зачастую считали «хлопоманами», оскорбляющими их слух грубым и грязным языком мужицкого «быдла».
Следуя же предложенной логике, «Ленинград» можно обвинить и в намерении унизить русский народ, систематически изображая его представителей в виде бухающих, матерящихся и в принципе асоциальных элементов. Например, жителей культурной столицы России – показать алкоголиками в клипе «В Питере пить…». Или «Экспонат» («На лабутенах на х…») – это же настоящее покушение на фешн-бизнес и общество потребления в целом! Так ведь и «рыночную» экономику подорвать недолго… Ну а если взять клип «Кандидат» - тут статей и на пожизненное заключение можно насобирать. Одна только попытка опорочить политическую систему РФ чего стоит. Не сомневаюсь, что в Российской Федерации находится достаточно много охранителей и моралистов, именно с этих позиций и набрасывающихся на музыкантов.
При том, что современную сцену переполняет реальная полупорнография, хамство и пошлятина, они почему-то предпочитают не замечать. Коль скоро она коммерчески оправдана и вписана в систему.
Белорусские трактористы против буржуазных ценностей
И действительно, самый сильный критический заряд в адрес «Ленинграда» и Галыгина прилетел также из России. Но отнюдь не от мрачных ханжей и клерикалов - но от вполне прогрессивного философа и журналиста Максима Горюнова. Сначала он вполне справедливо характеризует клип как «добрую и жизнерадостную пьесу» в духе Бокаччо. И звучащий в нем язык признает белорусским. Но вот беда – клип является аполитичным! По мнению философа, в этом контексте использование белорусского языка является уже инструментом, направленным на подрыв «политической белорусской культуры»! Неожиданно, не правда ли? «Белорусский язык группы «Ленинград» и комика Галыгина – это аполитичный колониальный язык, - пишет Максим Горюнов. «Он как бы вне политики, против буржуазных ценностей и независимости от метрополии». А вот это – действительно правда. «Ленинград» на самом деле стоит вне политики. Точнее – вне политиков. Причем – с любой стороны. Невозможно представить «Ленинград», участвующего в политических шоу - и за оппозицию, и за действующую власть. Или независимость теперь – прегрешение для художника?
Что мне нравится в статье Максима Горюнова, так это то, что он походит к проблеме не по местечковому узко, а с российским размахом. К обсуждению истории забухавших трактористов подключаются и примеры из опыта Австро-Венгерской империи, Великого княжества Финляндского и чешско-моравской «Матицы».
Но вот звучит предположение: в 1925 году аполитичный «Ленинград» почему то непременно стал бы ударной агитбригадой, убеждающей «полоцкую молодежь» вступать в комсомол. В противовес, дескать, «активистам» Белорусской Народной Республики с их «европейским путем и либеральными ценностями». А вот тут российского публициста подводит знание белорусской истории. Во-первых, подавляющее большинство деятелей БНР, начиная от марксиста Антона Луцкевича и заканчивая пламенной эсеркой Полутой Бодуновой, либералами отнюдь не являлись. «Европейский» выбор, который помогла им «сделать» оккупировавшая Западную Беларусь буржуазная Польша, их тоже совершенно не устроил. И в 20-е годы большинство лидеров БНР вернулось в БССР. И все потому, что именно здесь можно было вести не только агитацию, но и практическую работу - за развитие национальной культуры в рамках белорусского советского государства. Это – просто исторический факт.
Но мы бы не уделяли истории столько внимания, если бы тут же не высказывалось предположение: клип «8 сакавiка» специально снят в пику празднования 100-летия БНР 25 марта. На наш взгляд – несколько фантастическая версия. Как и любые иные попытки увидеть в «Ленинграде» «кремлевский проект». Сергей Шнуров неоднократно критически отзывался о власти и о самой возможности договорится с ней, хранит молчание по поводу ситуации в Украине. А еще он выступал за освобождение тех людей, кого он считал политзаключенными, в Беларуси.
Другое дело, что в запевшем по-белорусски «Ленинграде» узрели опасного конкурента тем местным проектам, которые давно превратили белорусский язык в инструмент геополитического противостояния. Но такого рода политизация несет, прежде всего, опасность для самого белорусского языка и культуры. И не случайно, что сейчас белорусская культура, как в казенно-официозном, так и в оппозиционно-«энгэошном» варианте, переживает период стагнации. Не сопоставимой с художественным расцветом революционной зари XX века или теми же 20-ми годами…
Однако в пылу теорий идеологического заговора и прочей конспирологи оппоненты Галыгина и Шнура не заметили того, что действительно можно критиковать. «Наезд» на женщин выглядит здесь все же чересчур заземленным и привязанным к плотским утехам. Все же в большинстве своем прекрасная половина человечества ищет в мужчине не «морковку», а более серьезную опору. Хотя, конечно, женщины, как и мужчины, бывают разные. И если дозволено постебаться над пьяными мужиками – то почему нельзя немного пошутить и над противоположным полом? Подобного рода ограничения выглядели бы как позитивная дискриминация.
….
А еще оппоненты «Лениграда» вдруг почему-то стали называть их «гламурной попсой». Более оторванные от жизни характеристики трудно придумать. Кто-кто, но вот эта группировка ведет себя принципиально антигламурно. Чем закрывает себе, в большинстве случаев, дорогу на ведущие телеканалы России. Зато оставляет свободу рук для гротескной сатиры над системой. А это и есть основа столь высокой популярности «ленинградцев» у зрителей.
Именно смелость говорить о тех глубоких социальных проблемах, о которых другие предпочитают молчать, да еще пусть и нарочито грубым, но зато цепляющим сознание языком, и обеспечивает «Ленинграду» народную любовь…
Юрий Глушаков