Юрий Глушаков: Зачем в Польше реабилитировали военного преступника, убивавшего мирное белорусское население?


Польский Институт национальной памяти снял обвинения в геноциде с полевого командира «Бурого», в 1946 году сжигавшего белорусские деревни вместе с жителями.


Темные пятна польско-белорусской «интеграции»


Явления всестороннего кризиса, поразившего современное общество, все чаще пытаются прикрыть разжиганием национализма. И взрыв шовинизма коснулся не только некоторых постсоветских государств. Аналогичные процессы происходят и во многих новых членах ЕС. В том числе – и в соседней с Беларусью Польше. А ведь наша совместная история насчитывает около полутысячи лет. И разумеется, в ней были и светлые страницы, и темные пятна.


Сегодня те силы в Беларуси, которые выбрали для РБ «западную» модель периферийного капитализма, всячески затушевывают былую имперскую политику Речи Посполитой в отношении белорусских земель. Стараются выдать Великое княжество Литовское за суверенное белорусское государство – хотя с момента Люблинской унии 1569 года ВКЛ свою независимость фактически утеряла, став частью федеративного государства. Да еще и уступив все свои украинские территории  коронной Польше. А с принятием в конце XVII века польский язык в качестве государственного, ВКЛ утратила и национально-культурную автономию. Истребление белорусского и украинского православного населения войсками Речи Посполитой в ходе войн и восстаний XVI-XVIII веков также предается почти полному забвению.

Особый же активно подвергается ревизии история XX  столетия. Захватнические устремления Юзефа Пилсудского, полонизация Западной Беларуси, концлагерь в Картуз-Березе – на все это наложено «табу». Всю историю Беларуси того периода пытаются свести к репрессиям сталинского НКВД.


Но растущий за Бугом новый шовинизм ошарашил ныне даже белорусских «полонофилов». Недавно в Польше официально реабилитировали человека, признанного ранее военным преступником за истребление белорусского населения. Речь идет о командире националистических формирований Ромуальде Райсе (кличка «Бурый»), боевики которого в 1946 году зверски убили 79 белорусов в ходе карательной акции на Белосточчине.


Марш на Гайновку


Впрочем, первые звоночки раздались гораздо раньше. Уже давно польские великодержавники говорят о возрождении  Речи Посполитой в границах 1939 года. А то и – 1772-го, включающих в себя всю Беларусь. Стикеры с такого рода картографическими посланиями регулярно появляются на улицах Варшавы, Лодзи и Вроцлава.


Недавно в рамках местной «декоммунизации» в Польше собирались переименовать улицы, носящие имена белорусских деятелей. Под идеологическую зачистку могли попасть Якуб Колас и Бронислав Тарашкевич. И если классика белорусской литературы - однофамильца великого польского поэта, достаточно быстро оставили в покое, то над создателем первой белорусской грамматики нависла серьезная угроза. Тарашкевича упрямо зачисляли в список «врагов Польши». Несмотря на то, что в определенный период своей общественной деятельности он придерживался пропольской ориентации, а в 1937 году был репрессирован. Но крайние националисты явно не моги простить Брониславу Адамавичу  создание Белорусской рабоче-крестьянской громады, бросившей серьезный вызов  оккупационному режиму Западной Беларуси. Характерно, что повторно под репрессии Бронислав Тарашкевич едва не попал по представлению все того же Института национальной памяти. Улица Тарашкевича, как и  белорусская гимназия его имени, появилась в городе Бельске-Подляском еще во время ПНР.  Но и сегодня переименование не нашло понимания ни у населения, ни у городских властей Бельска-Подляского. В конце концов – здравый смысл польского народа возобладал.


Улица Якуба Коласа существует в Гайновке (Хайнувке) – еще одном месте компактного проживания белорусов в Подлясском воеводстве, на въезде в Беловежскую пущу. С февраля 2016 года белорусская Гайоновка также стала местом манифестаций польских радикалов.


70 лет назад Гайновка, как и другие белорусские села, стала объектом нападения отряда того же «Бурого». От рук боевиков в округе пострадало немало местных жителей. Тем не менее, современные ультранационалисты в 2016 году выбрали именно Гайновку местом своего  шествия в честь Ромуальда Райса и его «соратников». Это вызвало возмущение местной белорусской общественности, о чем написала журналистка «Белсата». Против выступило также движение «Граждане Польши», православное духовенство, некоторые политические партии. Но протесты граждан власти проигнорировали – и шествия радикалов по Гайновке были разрешены. Почти все участники этих провокационных манифестаций были приезжими. Могли бы немецкие неонацисты получить санкцию на проведение своей манифестации в районе Хатыни? Или – Минского гетто?


Но может быть – все это преувеличенная реакция местного национального меньшинства? И командир «Бурый» - достойный участник польского Сопротивления немецкой оккупации и «большевистскому режиму»?


Вооруженная сила национализма


Ромуальд Райс родился в 1913 году в польском Подкарпатье, оккупированном Австро-Венгрией. В уже независимой Польше закончил унтер-офицерскую школу, служил в пехоте в звании капрала (нечто среднее между современным прапорщиком и контрактником). С нападением Германии на Польшу 85-й пехотный полк, где он служил, был разбит. Но Райс со своим конным взводом смог прорваться на Восток и был разоружен Красной Армией. После непродолжительного пребывания в бывшем польском концлагере в Березе-Картузской был отпущен. В 1940 году арестовывался еще раз, после двух месяцев исправительных работ - вновь освобожден. Очевидно, еще на советской территории Райс вступил в «Звензак вальки збройной», ставший затем основой «Армии Крайовой». Позывной – «Бурый».  В 1943 году дослужился до заместителя командира 1-й штурмовой роты Виленской бригады АК. Участвовал в операции «Острая брама» по захвату частями АК Вильнюса накануне прихода советских войск. Командование Красной Армии с АК решило не считаться, ее отряды – разоружались и интернировались, а командиры – арестовывались. Но «Бурый» со своими бойцами смог вырваться из окружения. Кстати говоря, Уинстон Черчиль резко отчитал польское правительство в изгнании за попытку захватить Вильнюс. И запретил британским СМИ писать о деятельности АК в этом районе. Вскоре после этого Райс оставил «Армию Крайову» и поступил на службу… в Войско Польское ПНР. Но и оттуда вскоре дезертировал и вновь примкнул к АК.


Однако свои  преступления он совершил не в «Армии Крайовой». АК для него оказалась слишком «умеренной». И  после того, как  в 1945 году «Армия Крайова» формально сложила оружие,  «Бурый» присоединяется к  более радикальной «Национальной вооруженной организации» - бывшим «Национальным вооруженным силам». Здесь его сразу повысили до звания капитана. НВС-НВО было организацией крайних польских националистов, выступавших  за создание католического государства в духе испанских фалангистов. За выполнения соглашения с демократической «Армией Крайовой» боевики НВС замучили даже ряд своих бывших офицеров. Еще «Национальные вооруженные силы» сотрудничали с нацистами, считая СССР главным врагом. А Свентокшиская бригада НВС получила статус добровольцев СС.  В  составе таких вот формирований ультранационалистов Ромуальд Райс и «отличился».                     

           

В январе 1946 года боевики Райса ворвались в белорусскую деревню Лазицы на Подляшье. Здесь они начали грабеж и настоящую этническую чистку. Тестом на право остаться в живых стало знание католических молитв  на польском языке. Православных белорусских крестьян «Национальные вооруженные силы» захватили с собой в качестве заложников. После Лазиц отряд «Бурого» напал на Гайновку, убив несколько советских военнослужащих. Затем двинулся на  Бельск-Подляский. В лесу у Старых Пыхал  захваченных жителей Лазиц ждала жесткая расправа. 31 белорус были убиты – польские националисты разбивали людям черепа обухами топоров. Затем настал черед белорусских сел Залешаны и Волька-Выгоновская. В Залешанах жителей, включая женщин и детей,  заперли в здании и стали сжигать живьем.  


В начале февраля Виленская бригада НВО вошла в деревню Зани. Националисты убили здесь 24 человека. В деревне Шпаки было замучены 9 белорусских крестьян.


В апреле 1946 года отряд «Бурого» был разбит польской службой безопасности. Но главарь опять ускользнул и через год сумел легализоваться на руководящей должности в районной администрации Карпач. Затем все же решил заняться бизнесом и вместе с женой приобрел прачечную.  Впрочем,  предпринимательская карьера на этот раз продлилась недолго. В ноябре 1948 года «Бурый» был арестован. На следствии выдал местонахождение своих сотоварищей, на которых пытался переложить ответственность. Но это ему не помогло, и в декабре 1949 года Ромуальд Райс был казнен.


«Бурый» был типичным полевым командиром того времени – неплохо воевавший, с звериной интуицией, при этом жестокий не только к врагам, но и безоружному населению. Авантюрист, перебегавший со стороны на сторону и цеплявшийся за жизнь до последнего, в том числе – и ценой предательства своих.


Еще в 1995 году военный суд в Польше отменил приговор Райсу, заявив, что он «действовал в условиях высшей необходимости для восстановления польского государства».  Но в 2005 году Институт национальной памяти признал, что в его действиях были «признаки геноцида». Этот вердикт был равносилен общественному осуждению. И вот теперь тот же институт, но уже при новом руководстве, дезавуирует это решение. В новом заключении говориться, что «Бурый» якобы оказался «заложником ситуации», которую не смог до конца проконтролировать, действовал в «вынужденных обстоятельствах», и приводятся прочие «политкорректные» благоглупости. Виноват, дескать, что просто недоглядел. При этом делаются намеки, что население «зачищенных» деревень активно «сотрудничало» с коммунистическим режимом. Внук «Бурого» также заявляет, что убитые под Старыми Пыхалами белорусы были возчиками, занимавшимися вывозом поляков в Сибирь.


 В 1939-1941 году Гайновка входила в состав Брестской области БССР. И вероятно, кровавый рейд «Бурого» был карательной, но слепой акцией «возмездия» невинным. Своего рода – наложением коллективного наказания за прошлое сотрудничество с Советской властью. Но возможно, и устрашением на будущее? Ведь теоретически, белорусы Подляшья могли снова попроситься в состав советской Беларуси?

Того и гляди, что скоро кто-нибудь напишет, что и в этой резне виноваты «Советы». Но нет – содеянное «Бурым» и его подчиненными является истреблением мирных людей по национальному и религиозному признаку. Ни в чем не повинных людей зверски убивали только за то, что они являются белорусами. По всем международным нормам это является геноцидом, а Ромуальд Райс – военным преступником.

И вот в Польше официально выносят ему оправдание. Почему?


Человеческая правда против лжи национализма


В 2005 году к власти в Речи Посполитой пришла правоконсервативная партия «ПиС». Ее политики активно используют великодержавную риторику. Определенными кругами вынашиваются и планы создания «Речи Посполитой» 2-0 в виде пресловутого «Балтийско-Черноморского союза» с включением в него Беларуси и Украины. Аппетиты националистических политиков и стоящих за ними деловых кругов постоянно растут. А оправдание таких одиозных персонажей, как «Бурый», поощрение акций польских шовинистов – только начало реализации этого процесса.


Но к счастью, есть и другая Польша. Страна, с которой Беларусь действительно связывали столетия совместной жизни. Польша Тадеуша Костюшки и Адама Мицкевича.  Есть польский народ, вместе с которым боролись за свободу повстанцы Кастуся Калиновского и бойцы Красной Армии, шедшие в бой  против человеконенавистнического немецкого нацизма. Существует и современная демократическая Польша, где многие обеспокоены ростом правого популизма.  На пути последнего марша национал-радикалов в Гайновке 23 февраля этого года стали мирные протестующие. На асфальте они написали цифру «79» - количество убитых белорусов. И положив цветы, сели на дорогу. Но полицейский спецназ силой расчистил путь демонстрации ультранационалистов.


Одна из наиболее влиятельных в стране «Газета выборча» разместила статью против реабилитации «Бурого». Героизация таких преступников, как Райс, угрожает сегодня не только белорусам – но и самим полякам. Но мы верим, что и в этот раз попытка одурманить братский нам народ ядом агрессивного национализма – не пройдет.                

 

3720 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2918
10 Датских крон 4,6571
1 Кувейтский динар 10,5249
10 Дирхамов ОАЭ 8,8173
1 Доллар США 3,2385

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461