Михаил Малаш: Украина не может существовать без позитивной национальной идеи
На Украине нет, не было, и не может быть в национальной идеи, то есть, обоснования того, зачем данному населению на данной территории нужно отдельное государство. Эта идея не появится в будущем, потому что её не может быть в принципе.
Идея – это образ желаемого будущего, это коллективная мечта. У этнократических государств с национальной идеей проблем нет. Их идея – реализация народом своего этнополитического бытия, а для этого нужно своё государство или хотя бы автономия. Обособленный этнос как минимум хочет вести делопроизводство и обучать детей и молодёжь на своём этническом языке.
Украинское же население не является в массе своей этносом, обособленным от окружающего мира. Жители территории не говорят массово на украинском языке в повседневной жизни. Половина их даже и не умеет на нём говорить правильно. Они не исповедуют массово православие Киевского патриархата и даже не понимают на бытовом уровне предметную разницу с православием патриархата Московского.
Таким образом, украинцы, не имея видимых (для них самих, прежде всего) морфологических отличий от жителей соседних РФ, РБ и Приднестровья, и не являясь, таким образом, на сегодняшний день этносом, соответственно, не могут иметь этническую национальную идею для государства в границах 2013 года.
Другой же позитивной идеи это политическое образование в границах 2013 года даже теоретически иметь не может. Её за 26 лет так никто и не сформулировал.
Национальная идея Российской Федерации – быть системообразующим каркасом исторической Большой России (или евразийской цивилизации, которая называется Русский мир). Будучи крупнейшим русским государством, брать на себя основную нагрузку в реализации общерусской цивилизационной сверхидеи нести миру правду и справедливость. Для этого нужно быть сильным в военном плане государством.
Национальная идея Республики Беларусь – быть примером для других русских государств, в первую очередь, примером справедливости. Для этого белорусам нужен суверенитет, как минимум, в культурно-экономической сфере, ведь только он даёт возможность иметь собственную модель социально-экономического развития, свои законы и правила. В законах, в судебном производстве в экономических отношениях на практике и реализовывается справедливость. Беларусь как суверенное государство будет существовать до тех пор, пока белорусы будут жить более достойно, более справедливо, чем в других русских государствах, РФ, в первую очередь. В противном случае, ни белорусы, ни внешний мир не будет видеть смысла в существовании такого государства, и оно войдёт в состав РФ, как в своё время ГДР вошла в состав ФРГ, не видя смысла в своём суверенитете.
Национальная идея Казахстана – быть эталоном межэтнических и межконфессиональных отношений. Казахстан показывает миру на своём примере идеальное совместное существование тюркских мусульман и русских православных в одном государстве. Причём принципиально то, что русские там в этническом меньшинстве, а не наоборот, как в РФ. Для этого казахам нужно суверенное государство в нынешних границах, когда в его северных районах русские проживают компактно. Казахстан будет устойчиво существовать до тех пор, пока русскому населению будет в нём комфортно, и оно не будет стремиться в состав РФ.
(То, что эти государства должны состоять в максимально тесных союзнических отношениях между собой - тема для другой статьи).
В отношении Украины же ничего подобного нет. Никто не может обоснованно ответить на вопрос, зачем Украина нужна внешнему миру и большинству своих жителей в виде отдельного суверенного государства? Почему эта территория не должна входить в состав других государств?
Украинство, как идея противостояния России и всему русскому, не может быть долгосрочной внутренней идеей, так как она инспирирована извне, а не изнутри.
То нестабильное политическое образование, которым фактически является сегодняшняя Украина, конечно, может продержаться ещё какое-то время, пока не закончится нынешний период исторического межвременья. Это будет существование благодаря внешним, а невнутренним факторам. В этих условиях Украина является уже не субъектом, а объектом, предметом спора, площадкой противостояния, но не самостоятельным игроком. Основной признак субъектности – наличие собственного интереса, то есть видения будущего. Тот, кто не имеет видения своего идеального будущего, не является субъектом.
Государство, не имеющее внутреннего позитивного смысла существования, не может существовать в долгосрочной перспективе, и будет ликвидировано, при первой же исторической возможности, при изменении внешних обстоятельств.
Михаил Малаш