Евгений Константинов: Браславский инцидент
Невероятно, но факт, в Беларуси еще иногда возможно поставить националистов на место.
В последнее время мне казалось, что ситуация с каждым днем только ухудшается. Через определенные рычаги воздействия оппозиции удалось продвинуть в органы власти своих людей, которые взялись лоббировать ее интересы. В связи с этим началась политика так называемой «мягкой белорусизации», на самом деле, имеющая черты явной русофобии.
Ситуация в Браславе не уникальная. Националисты готовы использовать любые инструменты для насаждения своих интересов там, где это позволяют обстоятельства. Учитывая их сплоченность, добиться этого достаточно легко. В случае Браслава они пошли проторенным путем, опробованным прежде на других площадках. Особенно часто вопросами переименования занимается господин Случак.
Что же в реальности произошло? На сайте, посвященном голосованию по поводу языка местной топонимики, националисты устроили очередной флешмоб. «Подтянув резервы», они смогли довести процент выступающих за белорусский язык до 90. При этом голосование изначально не предполагало прямое участие исключительно жителей Браслава, что дало возможность его фальсифицировать.
Вообще, все эти голосования можно бы было проводить более профессионально, поставить какие-то рамки, позволяющие избежать натяжек. К сожалению, местные власти профессионализмом не блещут, поэтому их опросы достаточно примитивны.
Артему Агафонову, написавшему заявление в Браславскую администрацию, удалось доказать подлог. Впрочем, я не думаю, что если бы у властей была изначальная установка перевести топонимику на белорусские рельсы, то они к кому-нибудь прислушались бы. Видимо, все-таки на местном уровне еще сохраняется иммунитет к этническому шовинизму, уже изрядно ослабленный в Минске.
В результате браславский райисполком даже поблагодарил лидера «Гражданского согласия» за проявленную инициативу. В ответ Артем Агафонов подчеркнул, что он не остановится на достигнутом и продолжит уличать националистов во лжи.
Решение райисполкома вызвала бурю негодования среди оппозиции. Я читал комментарии, призывающие к откровенной травле. Подозреваю, что националисты обязательно что-нибудь предпримут в ответ, поскольку не привыкли проигрывать. В какой форме это произойдет, пока не ясно.
Интересно, что на сегодняшний момент топонимика Браслава двуязычная. Не совсем понятно, для чего необходимо изживать эту прекрасную традицию. На первый взгляд, идеологически все очень хорошо ложится в русло государственной политики республики Беларусь, направленной на популяризацию двух государственных языков. Очевидно, что целью оппозиции является полное уничтожение русскоязычной топонимики, а не просто популяризация белорусской.
Всевозможные обращения граждан против насаждения национализма крайне необходимы. К сожалению, пока что случаи подобных обращений являются единичными. Вероятно, это связано с разобщенностью лагеря сторонников Союзного государства и с отсутствием внятной программы борьбы с этническим шовинизмом.
Мне очень приятно, что дело хотя бы сдвинулось с мертвой точки. Из малых побед рождаются большие. Только нашим общим участием мы сможем отстоять русскоязычную топонимику. Не стоит при этом обращать внимание на ненависть политических оппонентов. Хорошими для них мы будем только в том случае, если спокойно сольем им страну, а сами уедем в эмиграцию. Думаю, что подобный вариант даже не стоит рассматривать.