Артем Агафонов: Дело Федынича – знак для остальных?


2 августа в офисе Профсоюза работников радиоэлектронной промышленности прошел обыск. Задержаны председатель профсоюза Геннадий Федынич и его бухгалтер Игорь Комлик. Против них возбуждено уголовное дело за неуплату налогов в особо крупном размере. В кругах белорусской оппозиции это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы.


РЭП – один из уважаемых наиболее заметных независимых профсоюзов, имеющий богатую историю. Могу вспомнить этот профсоюз добрым словом. Я знаю немало людей, которым РЭП действительно помог в трудовых спорах с нанимателями. Заслуживают уважения и юридические курсы для рабочих, которые в свое время проводил профсоюз.


Что бы ни говорили сейчас об атаке режима на независимое профсоюзное движение, основания для возбуждения уголовного дела, похоже, действительно было. В этом не сомневается бывший соратник Федынича, руководитель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, называющий произошедшее «прорвавшимся гнойником», а сотрудничество РЭП с датским профсоюзом 3F – громкой историей, выходящей далеко за пределы профсоюзного движения, которая в свое время рассорила независимые профсоюзы в Беларуси.


Федынич заигрался в политику. Профсоюз РЭП и раньше был близок к оппозиции, часто и резко критиковал власть. Но в последнее время политическая составляющая в его деятельности стала явно доминировать над нормальной профсоюзной работой по защите прав и интересов трудящихся. Федынич даже привел свой профсоюз в «Белорусский национальный комитет» - радикальную оппозиционную организацию, куда входят такие одиозные фигуры, как Николай Статкевич, Владимир Некляев, Дмитрий Дашкевич. Федынич даже занял место председателя социально-экономической комиссии Рады БНК.


Весной профсоюз РЭП был в числе наиболее активных организаторов «Маршей нетунеядцев», причем поддерживал не относительно умеренную линию, которую проводила основная часть оппозиции, а Статкевича, который отличался наиболее резкой риторикой и принципиальным нежеланием проводить свои акции в соответствии с законодательством.


Однако, апофеоз наступил 10 апреля. После разгона акции 25 марта и разгрома праворадикалов из «Молодого фронта» и «Белого легиона», он, вероятно, вообразив себя белорусским Валенсой, выдвинул власти своеобразный ультиматум. Тогда он предложил президенту в кратчайшие сроки организовать «общенациональный круглый стол» с участием «представителей народа», выдвинутых на митингах в феврале-марте. Одной из тем, которые он предполагал вынести на рассмотрение этого круглого стола, было названо проведение референдума о смене формы государственного правления с президентской на парламентскую. Согласитесь, странное требование для профсоюзного вожака. Возможно, белорусская политическая система несовершенно, но лидер профсоюза, требующий изменения конституционного строя – это чересчур для любого уважающего себя государства. Особенно, если это лишь один из множества профсоюзов, далеко не самый многочисленный и влиятельный. Уверен, для авторитета профсоюза в рабочем движении этот демарш имел самые печальные последствия.


Многие оппозиционные эксперты объясняют атаку на РЭП реакцией властей на его активность во время весенних протестных акций и страх перед новыми, не менее мощными выступлениями осенью. Отчасти я могу с ними согласиться. В массовость осенних акций я не верю, особенно, если их организатором выступит Белорусский национальный комитет. Статкевич уже надоел самой оппозиции. А то, что это была реакция на роль профсоюза в протестах февраля-марта, на апрельский ультиматум – верю. Но это не отменяет того, что я уверен в обоснованности обвинений.


Дело в том, что деньги из-за границы в оппозиции получают практически все. Причем, как правило, ни о какой прозрачности для отечественных налоговых органов речи не идет. Провозят обычно наличными, ни в каких налоговых декларациях эти средства, конечно, не фигурируют. Более того, если речь идет о политических партиях – им прямо запрещено под угрозой ликвидации пользоваться иностранными деньгами. Тем не менее, берут регулярно, иначе просто они не могли бы существовать. Власть, в свою очередь, обычно закрывает глаза на эти нарушения.


Оппозиция отреагировала на ситуацию вокруг профсоюза очень нервно и эмоционально. Сделано множество заявлений, обращений, готовятся акции, правозащитники уже успели, несмотря на сугубо экономическую статью, признать задержанного бухгалтера Комлика политзаключенным. Все понимают – это не только наказание для руководителей профсоюза, но и знак для остальных.


Артем Агафонов

4210 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2991
10 Датских крон 4,6505
1 Кувейтский динар 10,5625
10 Дирхамов ОАЭ 8,8608
1 Доллар США 3,2543

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461