Татьяна Короткевич: Безальтернативный референдум по Конституции

Часто люди задаются вопросом, а зачем нужен этот референдум? Что он даст? Как изменится жизнь белорусов после него? Мы живем во времена перемен. Событий много происходит. Это сложный период в жизни страны, народа, человека. Много травмирующих событий происходит в настоящем моменте: количество людей, осужденных, находящихся под арестом и следствием, не уменьшается, репрессии, давление продолжаются. Именно поэтому общее настроение большинства: желание перемен.
Поэтому, если спросить просто: «Вы хотите изменений в Основном законе?» Ответ будет однозначный: «Да!». Другими словами, многие понимают – жить по старым правилам, законам не представляется возможным. Причем чувствуется, что этот консенсус, существует в независимости от того, есть внешнее давление с Запада и Востока на внутреннюю политику Беларуси или нет.
А если спросить глубже. Вот тут начинается самое интересное. Очень много мнений и людей, готовых их высказывать, не меньше, вот только условия процедуры, как бы демократические и перевернуты с ног на голову. Условия проведения кампании по референдуму таковы, что они не представляют право выбора. Объясню почему нет выбора. С самого начала объявления кампании «референдум» не все предложения были приняты и обсуждены, диалоговые площадки проходили в закрытом формате – «не для всех», презентованная процедура народного референдума с голосованием с двумя вариантами ответа и одним проектом ограничивает выбор. Проект новой конституции не обсуждался народом на старте, не публиковался. А ведь многие позиции в нем требуют осмысления, объективных оценок и анализа. Моя первая реакция на новый проект была простой: «В Беларуси была должность Президента, она должна быть упразднена, не должно быть никакого следующего президента: второго, третьего, четвертого…чтобы каждый из них, потом пожизненно заседал в губернаторах, в других непонятных структурах».
Объявленная кампания всенародного обсуждения с огромным количеством рекламы больше похожа на имитацию диалога, потому что в процедуре этого обсуждения нет конкретного и четкого механизма обратной связи, дат. Предлагается диалог, без результата дискуссии и более того, нет ответственных за это обсуждение, внесение корректировок на всех уровнях. С каждым днем все меньше смысла в этой электоральной кампании под названием «референдум»: она приведет к большей безответственности высших чиновников, концентрации власти в центре, неуправляемости.
Новый проект Конституции создает новую структуру ВНС - Всебелорусское народное собрание, которое должно, по идее идеологов, реализовать принцип «народовластия». ВНС имеет обратную сторону – дублирующие функции, абстрактные обязанности и отсутствие подотчетности гражданам. Новая Конституция расширяет количество чиновников, которые якобы смогут влиять на решения. По действующей Конституции у нас уже должно быть народовластие: почти 23 тысячи народно избранных депутатов местных Советов, 110 депутатов Палаты Представителей, 64 члена Совета Республики, и это еще не полный список условно «избираемых» позиций.
Что по-настоящему бы помогло Беларусь сделать страной, в которой власть находится у людей, имеется в виду всех граждан? Это могли быть пункты, связанные с переходом к парламентской форме правления и закреплению права граждан на местное самоуправление, установление базовых принципов самоуправления и принципов прозрачности и подотчетности власти. Например местное самоуправление – форма публичной власти, которая не входит в систему органов государственного управления; деятельность местных Советов, в первую очередь, исходит из интересов граждан, учитывая при этом государственные интересы; право местных Советов самостоятельно утверждать структуру и штатное расписание как собственно Совета, так и его исполнительных органов, назначать и освобождать от должности руководителей органов, им созданных (за исключением выборных должностей); прямые выборы мэров и т.п.
Все больше непонятным требованием системы является организовывать дискуссии на рабочих местах. В стране, где 40 процентов рабочих мест «прогосударственные», где идет кампании «чистки рядов», людей берут на работу по разрешению Министерства внутренних дел, собирают людей для обсуждения нового проекта Конституции в кабинетах у директоров, начальников, профсоюзных боссов… Да, еще если высказывания и предложения не понравятся, людям, читающим предложения в проект Конституции, можно получить 15 суток ареста. Согласитесь, что это странная мотивация для «всенародного» обсуждения.
Обсуждение и участие в таких кампаниях очень значимы, ведь они приводят к чувству единства, взаимопониманию и доверию. После того как 300 представителей гражданского общества были формально «закрыты», после того как все идеи альтернативы были проигнорированы, когда диалог превращается в бесконечный пиар, эта кампания действительно безальтернативная. Вот получается: по старой Конституции жить не получится, по новой - перемены будут условными, как и выбор на избирательном участке по референдуму.
На сегодняшний день в календаре белорусского ЦИК пока нет кампании референдума, но уже внесен день 5 ноября в 2023 году как единый день выборов депутатов местных Советов, Палаты представителей национального Собрания, Совета Республики Национального собрания.
Политик Татьяна Короткевич