Павел Каторжевский: За реализацию конституционного права на свободу собраний теперь придётся заплатить


Какие ассоциации у большинства жителей Беларуси возникают со словом «митинг»? Наверняка кто-то вспомнит казённо-бюрократические мероприятия с длинными и бессмысленными речами, организуемые в дни государственных праздников или несанкционированные протестные акции с массовыми задержаниями, происходящие, как правило, после очередной избирательной кампании или после принятия властями очередного закона, ущемляющего социальные и трудовые права. В любом случае, словосочетание «массовое мероприятия» крайне политизировано и у большинства граждан ассоциируется либо с государственно-патриотическим фарсом, либо с репрессиями против тех, кто пытается отстоять свои права.


И такое представление не настолько далеко от истины как может показаться. Большинство спортивных или культурно-массовых мероприятий, которые, казалось бы, не должны иметь отношения к политике организовываются «придворными» общественными объединениями или лояльными власти «профсоюзами» с целью продемонстрировать эффективную работу так называемой исполнительной вертикали. Что касается мероприятий, на которых граждане могут высказать своё справедливое возмущение официальными результатами какой-либо избирательной кампании или очередными антисоциальными действиями властей, то легально провести такое мероприятие практически невозможно и вероятность получить штраф, административный арест или удар дубинкой достаточно высок.


Помимо этого, ещё существуют «ритуальные» мероприятия, которые проводятся оппозицией и обычно разрешены местными властями. К этим мероприятиям можно отнести ежегодный «Чарнобыльскі шлях», проводимый оппозиционными партиями и движениями в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС и «День Воли», который проводится 25 марта, в годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики. Эта категория мероприятий проводится, как правило, в столице и всегда по одному и тому же маршруту, от кинотеатра Октябрь на Академии наук до стабильно безлюдной площади Бангалор. Впрочем, легальные мероприятия проводимые оппозицией не в чести даже у многих оппозиционеров и особой посещаемостью не славятся, что вполне объяснимо. Митинговать на абсолютно пустой площади, где кроме самих участников мероприятия их просто никто не услышит, просто бессмысленно. Не зря среди активистов Бангалор получил уничижительное название «собачник». Исключением стал, разве что «День Воли» в 2018, прошедший в день 100-летия БНР возле Оперного театра в Минске и собравший по разным оценкам от 30 до 50 тысяч человек.


В белорусском законодательстве слова пикетирование, демонстрация, шествие и митинг объединены в суховатую формулировку «массовое мероприятие». Проведение массовых мероприятий в Беларуси регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (от 30 декабря 1997 г. N 114-З), на который дана ссылка в 35-ой статье Конституции: Статья 35 Конституции Республики Беларусь. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.


С момента принятия этот нормативно-правовой акт претерпел множество изменений в сторону ужесточения и вызывает вполне законное удивление не только у гостей из ближнего и дальнего зарубежья, но и у всех тех, кто не находится в ссоре элементарной логикой. В соответствии с данным Законом даже одиночный  пикет может считаться «массовым мероприятием», что само по себе звучит как оксюморон. Одним из самых иллюстративных примеров применения санкций за нарушение Закона «О массовых мероприятиях» за последние время является присуждение сразу нескольких штрафов активистке Виктории Биран, которая сфотографировалась с плакатом «Сами вы подделка» возле зданий КГБ, МВД и Дома правительства, таким образом выражая своё отношение к высказываниям министра внутренних дел Шуневича. Доходило и до откровенного абсурда. 31 мая 2018 года активист незарегистрированного движения «Дзея» Пётр Маркелов заявил, что провёл одиночный пикет возле здания МВД  с требованием заблокировать сайт этого ведомства, в руках он держал плакат с ip-адресом сайта Министерства Внутренних дел Республики Беларусь. В итоге, Маркелов был задержан на 72 часа и казалось, что удивляться тут нечему, но вот только позже выяснилось, что фото пикета было смонтировано в графическом редакторе Photoshop с  целью показать несовершенство белорусской судебной системы и указать на то, что «милиция занимается не настоящими преступниками, а выискивает в интернете фотографии». Как ни относись к Маркелову и тем организациям, которые он представляет, но показать степень происходящего абсурда у него получилось по высшему разряду, хотя и ценой задержания.


Наиболее ужесточающие проведение массовых мероприятий поправки в Закон были приняты в 2011 году после «молчаливых» протестов, проходивших весной того же года, и президентских выборов 2010 года, завершившихся массовой акцией протеста 19 декабря 2010 года в Минске. Во время протестов, проходивших весной 2011 года, активисты просто собирались в разных точках города без всякой символики и… гуляли, иногда включали будильники на телефонах в определённое время, либо просто стояли и хлопали в ладоши. Тогда в законодательство даже пытались добавить определение «организованное бездействие», но эта попытка не увенчалась успехом. Поправки, принятые в 2011 году запретили без разрешения местного исполнительного органа проведение акций, которые сейчас принято называть модным импортным словом «флеш-моб»:  «К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.» Также было запрещено привлечение граждан к участию в массовых мероприятиях за денежное вознаграждение. Никто не спорит, стоять на митинге «за копейку» - не очень правильно, а если быть точным, то совсем не правильно, но белорусской власти, которая уже начинает бояться собственной тени, «грантоеды» мерещатся буквально везде, и возможность искусственно сфабриковать якобы факт привлечения к участию в массовом мероприятии  за вознаграждение  представляется не такой уж и нереальной. Кстати, тот же «комплект» поправок дал силовикам право ограждать территории мест проведения массовых мероприятий инженерными и техническими средствами, производить фотосъемку, аудио- и видеозапись участников массовых мероприятий, осуществлять пропускной режим.


Но все рекорды по «демократизации» рассматриваемого Закона были побиты в 2018-2019 годах. Все позитивные изменения сводятся к тому , что раньше заявка на массовую акцию подавалась не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия, а теперь организаторы должны будут подавать заявку не позднее, чем за 10 дней. Крайние изменения также подразумевают введение уведомительного принципа и, казалось бы, что демократизация таки свершилась! Но не тут то было… Во-первых, как и раньше, исполком может отказать в проведении мероприятия и уведомить об этом не позднее, чем за пять дней до предполагаемой даты проведения. Во-вторых, проведение крупного массового мероприятия делает практически невозможным…его цена. Нет, вы не ослышались, за возможность воспользоваться своими Конституционными правами в Беларуси приходится платить, в самом прямом смысле.  В документе (постановление Совета Министров № 49) за подписью премьер-министра Сергея Румаса указывается, что после получения разрешения от властей (или отсутствия запрета) организатор мероприятия не позднее чем за 2 дня до даты проведения должен заключить договоры со службами: ОВД, медицинским учреждением и организацией по уборке территории.


Основная статья расходов — услуги милиции по охране общественного порядка. Цена зависит от числа участников: три базовые — для мероприятия на десять человек, 25 базовых — до сотни человек, 150 базовых для мероприятия от сотни до тысячи человек, если еще больше людей — 250 базовых (по состоянию на январь 2019 это составляло 6375 рублей). Нужно также учесть, что ранее местные власти определили постоянные площадки, где можно проводить массовые мероприятия. И если акция или собрание проходит в другом месте, то ценник будет выше в полтора раза (действует повышающий коэффициент 1,5).


Кроме того, организатору выставят счет за оплату услуг медиков и уборщиков. Придется компенсировать их зарплату, страховые взносы, косвенные расходы этих организаций, налоги и сборы. Плюс возместить стоимость израсходованных ими на мероприятии «предметов снабжения и материалов, в том числе лекарственных средств, изделий медицинского назначения, моющих средств». Все эти деньги нужно заплатить в оговоренный законом срок. Сейчас он составляет 10 дней после проведения массового мероприятия. Все разногласия по оплате между организатором и ОВД или организациями решаются на основании договора путем переговоров или в суде.  Не нужно обладать выдающимися аналитическими способностями, чтобы догадаться, на чьей стороне в подобном разбирательстве будет суд.


Впрочем,  плата за проведение массовых мероприятий не является каким-то «ноу-хау» для Беларуси. Вот, что на одной из пресс-конференций заявил начальник отдела по массовым мероприятиям управления охраны правопорядка ГУОПП МОБ Министерства внутренних дел Владимир Станилевич: «Вопросы обязательства оплаты услуг при организации массовых мероприятий были регламентированы еще в 2003 году в законе "О массовых мероприятиях". Здесь ничего нового мы не придумывали, а просто пошли по пути един ого понимания обеспечения охраны общественного порядка и оказания различных других услуг». 


Разница лишь в том, что теперь платить придётся гораздо больше, чем раньше.


Из личного опыта вспоминается организация первомайского митинга в Гомеле в 2017 году, который был проведён нашей партией, Белорусской партией левых «Справедливый мир» совместно с Белорусской партией «Зелёные», рядом независимых гражданских инициатив, и стал своеобразным завершением социальных протестов, проходивших зимой-весной того года. После проведения митинга его заявителю выставили «счёт» в 370 деноминированных белорусских рублей (на тот момент базовая величина составляла 23 рубля,, примерно 12,3 USD по курсу НБРБ на май 2017). Учитывая то, что митинг тогда собрал около 150 участников, то в соответствии с действующей редакцией Закона «О массовых мероприятиях» за проведение подобного мероприятия пришлось бы выделить примерно 3750 деноминированных белорусских рублей (на данный момент с 01.01.2019 базовая величина составляет 25 рублей 50 копеек, примерно 11,92  USD), то есть в 10 раз больше.


Кстати, именно тогда мне довелось увидеть и то, как выглядит ограждение места проведения массового мероприятия и осуществление пропускного режима сотрудниками МВД. Площадка возле гомельского ДК «Випра» была  на скорую руку огорожена, а на заграждении установлены камеры видеонаблюдения, имелось два пункта пропуска. Милиционеры тогда явно самоуправствовали и по собственному усмотрению решали какие лозунги и транспаранты можно проносить за ограждение, а какие – нельзя. Не дали пронести за ограждение также и звукоусиливающую аппаратуру, функционирование которой не требовало никаких ресурсов, кроме тех, которые были предоставлены организаторами. Доходило до того, что сотрудникам приходилось предоставлять копии свидетельства о регистрации партийной символики. Вот, что вспоминал после митинга о процедуре досмотра один из членов нашей партии Анатолий  Максимович Ильинчик, к сожалению, ныне покойный: «В конце этой позорной процедуры, получив уже разрешение пройти, я вдруг осознал, что впервые в жизни испытал такое унижение. Ведь со мной обошлись, как с зэком при возвращении в зону после работы за её пределами.»  Я ,конечно, ни на что не намекаю, но Анатолий Максимович родился в 1937 году и пережил нацистскую оккупацию. Думаю, ему было с чем сравнивать, а выводы читатель пусть сделает сам.


Фактически, взимание денежных средств за реализацию конституционных прав и свобод вводит имущественные цензы и ставит под сомнение ряд положений Конституции Республики Беларусь.  Получается, что «демократическим» государством Беларусь является только для тех, кому это по карману или для тех, кому повезло обзавестись чиновничьим креслом. Но за что тогда мы платим налоги и куда идут эти средства, если не на обеспечение конституционных прав и свобод граждан и не на социальные права и гарантии?  По сути, введение подобных классовых цензов можно рассматривать как одну из форм разжигания социальной розни, в условиях, когда финансирование политических партий ограничено настолько, насколько это возможно, а доходы граждан растут совсем не пропорционально ценам и все доходы идут на удовлетворение базовых потребностей. Думаю, не надо объяснять, какова была бы реакция власть имущих, если бы кто-нибудь предложил ввести имущественный ценз в обратную сторону, ограничивающий конституционные права буржуазии и бюрократии. Естественно, такая идея была бы моментально расценена властью  как экстремистская.


Отдельного рассмотрения заслуживает перечень мест для проведения массовых мероприятий, отведённых местными исполнительно-распорядительными органами. Для того, чтобы показать ситуацию наиболее наглядно, перечисл, где были отведены подобные места в Минске. Решением Минского горисполкома от 28.11.2018 №5306 к уже имеющимся площадкам ( центральная сценическая площадка парка Дружбы народов, Летний театр парка культуры и отдыха имени 50-летия Великого Октября, площадка возле фонтана, расположенного в Киевском сквере) добавлены:


1. парк Дружбы народов в границах улиц Орловская – Богдановича – Кульман – Л.Карастояновой;»;

дополнен пункт подпунктами 1.4 – 1.6 следующего содержания:

«1.4. площадка при входе в парк им. Н.Грековой;

1.5. сквер Жукова в границах улиц Железнодорожная – Минина;

1.6. сквер «Тучинский» в границах улиц Харьковская – Верещагина – Берута».


И у этих мест много общего: до них крайне проблематично напрямую добраться общественным транспортом и они, как правило, посещаются очень небольшим количеством людей. На Октябрьской площади, площади Победы, площади Независимости и примыкающему к ней проспекту Независимости, словом, везде, где митинг или шествие могут привлечь внимание прохожих и большое количество потеницальных участников, проведение массовых мероприятий запрещено.


Судя по всему, власть не понимает или не хочет понимать, что создавая препятствия для организации массовых мероприятий, она сама создаёт условия для нарушения действующего законодательства о массовых мероприятиях. Самое смешное в этой ситуации это то, что при принятии антидемократических, антисоциальных и в целом непопулярных решений власть часто ссылается на «мировой опыт» и «европейскую практику». Но когда речь заходит о заимствовании прогрессивной практики, которая подразумевает увеличение роли граждан в управлении государством, а также расширении социальных гарантий и демократических свобод, государственные идеологи, отрицательно качая головой, будут с пеной у рта доказывать о «особом белорусском пути» и «иной модели развития».


Единственно правильным выходом из данной ситуации является принятие нового Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», к подготовке проекта которого в равной степени с представителями власти должны быть допущены представители оппозиционных партий, движений и независимых профсоюзов.


Впрочем, всё это касается не только законодательства о массовых мероприятиях…

                                               

4522 просмотра
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2594
10 Датских крон 4,6848
1 Кувейтский динар 10,6285
10 Дирхамов ОАЭ 8,9194
1 Доллар США 3,2757

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461