Эксперт: Такого тотального шантажа Беларуси со стороны России раньше не было
Белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман объясняет, почему, по его мнению, интеграция Беларуси с Россией не произошла за 20 лет и не произойдет сейчас; заявляет, что ответом на увеличение давления Москвы на Минск может стать только раздражение и решимость Президента Беларуси; и утверждает, что стратегический тренд однозначен - Беларусь будет все дальше дистанцироваться от России.
Диалог состоялся в эфире белорусской службы «Радио Свобода».
Последние несколько недель ведутся активные переговоры между представителями России и Беларуси по поводу различных вариантов интеграции. Проходят они под аккомпанемент таких заявлений, как, например, российского вице-премьера Дмитрия Козака, который сказал, что сначала нужно рассмотреть вопрос интеграции, и только потом - цену на газ.
На вопрос, попытка ли это улучшить позицию на переговорах или это уже принципиальный подход российской стороны: «сначала интеграция, потом - деньги», политобозреватель Артем Шрайбман отвечает, что оба варианта верны.
«Начиная с декабря прошлого года, Россия кладет на стол переговоров очередные преференции, которые она оказывала и оказывает сейчас Беларуси, и обусловливает это интеграцией. Сначала это было с нефтью, затем с кредитами, сейчас с газом», - говорит эксперт.
Новым в таком подходе Шрайбман называет концентрацию таких требований и серьезность последствий для Беларуси. «Такого тотального шантажа со стороны России раньше не было», - убежден политолог.
«Радио Свобода» утверждает, что Кремль, судя по всему, не боится, что Беларусь может «обидеться» и развернуться в другую сторону, мол «пойду я от вас». В Москве, видимо, понимают, что Лукашенко некуда идти, говорит редакция.
«Я думаю, что в Москве нет глубокого понимания Беларуси. Внутри и вокруг Кремля много алармистов, которые считают, что Беларусь может развернуться и пойти по пути Украины. Но есть и много рациональных людей, которые понимают, что касается Александра Лукашенко, это невозможно», - отвечает Шрайбман.
Обозреватель говорит, что сколько бы Беларусь не заявляла о необходимости диверсифицировать внешнюю торговлю, чтобы были равные доли экспорта между Россией, Евросоюзом и другими - никакой динамики изменений нет. Как только падает цена на нефть, или меняются условия торговли, или течет «грязная» нефть - белорусский экспорт в Европу обваливается. Поэтому Минск тянет, цепляется за какие-то формы поддержки России, которые еще сохранились. Но всерьез не делает никаких шагов для диверсификации. И, заверяет Шрайбман, не будет делать, пока новая политика России не станет существенно бить по кошельку.
«Окончание этих переговоров откладывалось несколько раз. Во вторник Лукашенко заявил, что прогресса никакого нет, нечего обсуждать с Путиным - довольно резкое заявление. Как по мне, это в принципе предсказуемо. Интеграция Беларуси и России неслучайно не удавалась 20 лет. Это несопоставимость двух систем и принципов равноправной интеграции. Еще российские правительственные либералы в конце 90-х поняли, что это может работать по схеме инкорпорации Беларуси в состав России. Но ни одна белорусская элита, если это не какие-то настоящие агенты Кремля, не согласится на сдачу полномочий», - говорит политолог.
Этого противоречия можно долго не замечать, но как только стороны подходят к согласованию конкретных документов - это упирается в вопрос, кто будет главным в различных интеграционных органах. И как только подходят к этому вопросу, они не могут его пройти, так повторялось много раз. Проекты по выходу на единую валюту они готовили порядка 4 раз за последние 15 лет.
«Радио Свобода» спрашивает у эксперта пояснений насчет нескольких написанных им текстов, де доказывалось, что интеграция между Беларусью и Россией не может произойти, потому что не может быть равноправной схемы. Белорусское общество в то же время обеспокоено тем вариантом, при котором Беларусь, формально сохраняя суверенитет, может быть принуждена к полной геополитической покорности Москве.
Шрайбман говорит, что именно этот сценарий Россия и пытается реальзовать.
«При таком сценарии состоится охлаждение отношений. Это не доброжелательное согласие на шантаж. Когда тебя шантажируют - Минск и Лукашенко будут злиться, будут эмоции, враждебные России. Такая атмосфера, вместе с настоящим нежеланием Лукашенко делиться властью, не подтолкнет Минск к уступкам. Она будет толкать к эмоциональным действиям. Чем глубже пойдет конфликт, тем более неуступчивым будет Лукашенко», - говорит политолог.
Поэтому он считает, что мы наблюдаем и будем наблюдать плавное дистанцирование стран друг от друга.
«После выборов в следующем году мы, возможно, увидим шаги по сокращению бюджетных расходов в Беларуси. Далее многое зависит от того, насколько резко и радикально будет вести себя Россия. Пока я не вижу необходимости для Москвы заострять это прямо сейчас. Но общий тренд неизменен - мы будем дистанцироваться от России», - убежден эксперт.