К нам едет Грызлов: чего ждать от нового посла?

РБК 
Вашему вниманию предлагается новая рубрика «Окуляр» - актуальный лонгрид по свежему событию Беларуси или мира. «Окуляр» - это не мнение отдельного автора, это, скорее виденье общей картины происходящего. Приятного чтения и ждём ваших обратных отзывов.

До окончания месяца осталась всего неделя, а это значит уже очень скоро в Минск приедет новый российский посол Борис Грызлов. По крайней мере, это следует из слов Марии Захаровой, сказанных на брифинге 20 января. Как это обычно бывает, недостатка в комментариях различной степени экспертности. Причем, диапазон мнений велик, как никогда. Есть такие, кто называет Грызлова последним послом и предрекают, что его назначение означает начало «последней фазы российской аннексии Беларуси», а есть и те, кто считает, что 71-летнему тяжеловесу российской политики просто нашли почетную и непыльную должность для спокойной старости.

9111.ru 
Разумеется, это крайние точки зрения и неправы обе стороны. Истина снова посередине. 71 год для крупного государственного деятеля – это скорее зрелость, чем старость. И белорусский и российский президенты не намного моложе Грызлова, а тот же Назарбаев руководил Казахстаном до 78 лет и сохранял над ним контроль до 81. Да и посольство в Минске – не самое удобное место для спокойного доживания политических дней. За последние три с половиной года здесь сменилось четыре российских посла. Такая кадровая текучка означает, что легкой и спокойной жизнь нового посла не будет.

С 2006 по 2018 годы послом России в Беларуси был Александр Суриков, бывший губернатор Алтайского края, проигравший выборы юмористу Евдокимову. Оказавшись в Минске, он очень скоро стал не столько представителем интересов России в Беларуси, сколько лоббистом Лукашенко в Москве. За время его руководства посольством позиции России в Беларуси сильно ослабли. Это был период расцвета многовекторности, активного проникновения в Беларусь западных институтов влияния и подъема прозападных и откровенно националистических и антироссийских групп. Интеграционные процессы в рамках Союзного государства в этот период попросту впали в состояние летаргии.

souzveche.ru 
Его преемник Михаил Бабич, напротив, развернул бурную деятельность, начал ревизию союзных отношений и активно продвигал интеграционные процессы. Но слишком активный и неуживчивый Бабич пришелся не ко двору в Минске и его не слишком вежливо попросили на выход.

srb62.ru 
Занимавшие вслед за ним здание на Нововиленской Дмитрий Мезенцев и Евгений Лукьянов публично бурной активности не демонстрировали и по стилю руководства посольством были больше похожи на Сурикова, чем на Бабича. По мнению директора Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, «российские послы после Михаила Бабича казались временными фигурами, местоблюстителями. Было ожидание весомой, солидной фигуры — и это ожидание, похоже, оправдалось».

sonar2050.org 
Чего ожидать от нового посла? Во-первых, это человек не только имеющий огромный политический опыт, но и близкий лично к Путину. Бывший глава ФСБ и нынешний секретарь российского Совбеза – и вовсе его одноклассник. Грызлов не так харизматичен, как Бабич и не любит излишней публичности, однако может быть эффективным. В российских политических кругах о нем есть поговорка: «Борис Грызлов грызет козлов». Будучи в начале нулевых назначенным министром внутренних дел, Грызлов развернул мощную кампанию против «оборотней в погонах» и нанес серьезный удар по непобедимой, казалось, коррупции в российской милиции. Позже, два срока подряд занимая должность спикера Госдумы, он четко проводил президентскую линию и запомнился высказыванием «Парламент – не место для дискуссий».

Разумеется, человек с такими связями и бэкграундом – не самая удобная для Лукашенко фигура во главе российского посольства. Ему был бы удобен очередной карьерный дипломат или выходец из региональных элит. В отличие от предшественников, Грызлов имеет непосредственный выход на самый верх. Он может напрямую, минуя Министерство иностранных дел и помощника российского президента по международным делам Юрия Ушакова обратиться к Путину. Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов был прав, называя его «ушами, глазами и языком президента Российской Федерации». И то, что такой человек оказался послом в Минске свидетельствует как раз о том, что значимость белорусского направления для Кремля выросла настолько, что потребовала задействовать такого проверенного, доверенного и лично преданного человека.

Неудобен Грызлов для Лукашенко и по другой причине. В отличие от всех предшественников кроме получившего в 2005 году агреман, но так и не отправленного в Минск Аяцкова, он уже успел отметиться нелицеприятными для белорусского президента заявлениями. В 2007 году, будучи спикером Госдумы, Грызлов резко сказал: «Мы не хотим, чтобы российские деньги шли не на реальное строительство Союзного государства, а на создание мифа, что оно есть». В 2009 году он сетовал на то, что Беларусь слишком долго готовится к признанию Абхазии и Южной Осетии, еще позже – выражал недовольство тем, что на БТ вышло интервью с Саакашвили. Если бы дело было раньше августа 2020 года, одного этого бы хватило, чтобы Грызлов никогда не получил агреман. Сейчас же времена изменились и неудобного посла придется терпеть.

Пока Грызлов в должности посла отметился лишь одним интервью ТАСС, в котором прямо со старта назвал главным своим приоритетом в новой должности над дальнейшим углублением белорусско-российской интеграции. Причем речь шла не о 28 союзных программах, с большим скрипом подписанных в конце прошлого года, а о договоре о создании Союзного государства, подписанного в 1999 году и предусматривавшего единое союзное гражданство, создание союзного Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты, введение общей валюты. Напрямую об этом сказано не было, в интервью говорилось в духе современных трендов больше об экономической интеграции, но отсылка к договору 1999 года вряд ли была случайной.

Говоря о конституционной реформе, Грызлов заявил, что мнение белорусского народа нужно уважать, а для России важно, чтобы в Беларуси были созданы надежные условия для стабильного экономического роста и всеобъемлющего гражданского согласия на длительную перспективу. Фундаментом такого развития и важнейшим условием спокойной уверенности белорусов в завтрашнем дне он назвал многоплановую поддержку со стороны России, а также набирающую силу интеграцию в рамках Союзного государства. Честно и без обиняков. Не будет интеграции и поддержки – не будет и развития с уверенностью в завтрашнем дне. Любой, кто трезво оценивает состояние белорусской экономики и политики, не может с этим не согласиться. Не забыл посол и о развитии «народной дипломатии».
В общем, российско-белорусские отношения входят в новый этап. В особняк на Нововиленской пришел жесткий и влиятельный политический тяжеловес со связями на самом верху. Вряд ли такой будет долго слушать убаюкивающие речи белорусских чиновников и дипломатов, хотя и на открытый конфликт тоже вряд ли пойдет. Да, кому-то в белорусских верхах такой посол будет неудобен. Но это неудобство – текущее и субъективное. Объективно он способен способствовать восстановлению позиций России в Беларуси и укреплению интеграции, которые, в свою очередь, являются защитой от экономических кризисов и социальных потрясений. Получится ли?
2238 просмотров
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,5093
10 Датских крон 4,6958
1 Кувейтский динар 10,5616
10 Дирхамов ОАЭ 8,8495
1 Доллар США 3,2498

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461