Эльвира Мирсалимова: Как в Беларуси с художниками борются


В следующем году, аккурат в такие же декабрьские деньки Белорусскому Союзу художников исполнится ровнёхонько 80 лет. И, казалось бы, вот он, повод для радости… Однако сплошная грусть-печаль. Всем, кто мало-мальски интересуется изобразительным искусством, очевидно: не только чиновничий аппарат создал белорусским художникам невыносимые условия, но и некие силы заинтересованы в том, чтобы люди творческих профессий находились в перманентном конфликте. Кто разделяет творческую интеллигенцию на два враждебных лагеря?


Что-то подсказывает: проблемы, которые испытывают витебские художники и скульпторы, актуальны для их коллег по всей Беларуси. Тем не менее, позволю себе высказаться о ситуации с родными и близкими мне витебскими мастаками.


Белорусский Союз художников, основанный аж в 1938 году – один из многих «сталинских» профессиональных объединений.


Такие «тупоголовые и кровожадные коммуняки» наштамповали подобные Союзы по всему СССР, в каждой республике. Сначала «насильно» провели в Белоруссии и на Украине белорусизацию и, соответственно, украинизацию. Понастроили школ, училищ да университетов. Понаобучали крестьянских детей, понадавали профессиональных знаний, позагоняли молодёжь по техникумам и институтам. А всех творческих деятелей пораспихали по таким вот Союзам.


В 1931 году возник Союз художников, в 1932 году – Союз композиторов и Союз архитекторов. Писателей «заставили» объединиться в 1934-ом… (Не удивлюсь, если какой-нибудь мальчик в вышиванке примется доказывать, что Союз художников – это что-то вроде ГУЛАГа.)


Был ли этот Союз идеологическим инструментом? Безусловно. Но именно такое мощное объединение художников, щедро оплачиваемое советской идеологией, дало возможность обучать изобразительному искусству детей и подростков всех социальных групп и слоёв населения, позволило сохранить преемственность от дореволюционного академического мастерства, породило такое количество талантливых советских живописцев. У Союза были в пользовании мастерские, цеха и комбинаты, учебные классы и собственные магазины. Союз имел огромное влияние на жизнь нашей советской республики.   

       

Художник, вступивший в Союз художников, получал в пользование мастерскую, плата за которую обходилась ему в сущие копейки. 


Выдавались бесплатно или продавались по символической цене материалы: кисти, холсты, краски, пластилин, глина и т.д. И, самое важное, – существовали госзакупки картин, гобеленов, скульптур и прочих художественных произведений. Художник не заботился о «материальной стороне дела», всецело отдаваясь творчеству, сосредотачиваясь лишь на сюжете и мастерстве.


Как же обстоит «художественное дело» в Республике Беларусь?


Существует байка, что некий чиновник нашептал другому, более высокопоставленному чиновнику, дескать, художники жируют, получая баснословные гонорары за творчество, оттого в мастацкой среде «вызревает пятая колонна». Так это или нет, но с 2004 по 2010 годы произошли странные вещи.


Во-первых, «ушло в небытие» государственное определение размера оплаты труда художника, регулирующее градацию гонораров за художественные работы разного уровня мастерства. Вдруг перестало действовать (никем не отмененное) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2002 №1319 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства»… Плим-плим-плим, и художник может ссылаться на это Постановление только… при госзаказе. Пообщайтесь с художниками, они вам расскажут, что «госзаказ» – давно забытое ими словечко.


Далее. Стоимость художественных материалов для живописи существенно, если не сказать многократно, увеличило стоимость конечного продукта. Обрамление картины в багетную раму из пластика становилось финансовым испытанием для того, кто должен думать лишь об изящности сюжета, дерзости мазка и силе линейных ритмов. Специализированные магазины по продаже художественных произведений ощутили падение выручки: народ ринулся покупать китайские репродукции со встроенными в холст часами…


И, третье, в один прекрасный апрельский день художники страны получили квитанции за мастерские… Платили они ранее за свой неприглядный чердачок что-то около 80-150 тысяч (тех ещё) рублей, и вдруг – бац! – два или два с половиной миллиона! Одновременно живописцы страны осознали, что они не ютятся по сырым подвалам и пыльным чердакам, а, судя по цене в квитанциях, нежатся в пятизвёздочных отелях где-нибудь на Монмартре! Ведь что такое мастерская, как не рабочий кабинет? И как можно брать такую несоизмеримую плату за аренду специализированных помещений, построенных когда-то именно для художников и скульпторов?


Представьте себе, приходит в свой кабинет какой-нибудь сотрудник отдела культуры исполкома, скажем, уважаемый витебский чиновник Денис Юрчак, а на столе квитанция: за аренду кабинета столько-то, за электричество, за отопление кабинета и пользование городским телефоном – итого к оплате 375 (нынешних) рублей. «А ну её, эту «культуру» к такой-то бабушке!» – возможно думает в сердцах Денис Валерьевич… Но, от безысходности ситуации и стойкой любви к культуре вообще и живописи в частности, шагает с этой квитанцией в банк, а там уже очередь из чиновников всех исполкомов, контор и служб; все спешат оплатить аренду и коммунальные услуги своих кабинетов по коммерческой цене…


Был у Союза художников выставочный зал около торгового центра «Беларусь». Был, да сплыл. Теперь этим залом заведует «Центр современного искусства». Вы не знаете, что это за организация такая важная, что ей передали выставочную площадку в самом центре города? О, это крайне занимательная организация!


Если для того, чтобы вступить в Союз художников требуется обладать определенным уровнем мастерства, то для участия в выставочной деятельности  Центра современного искусства (ВЦСИ) ничего такого не требуется. Как-то забрела на одну выставку ВЦСИ. Зашла случайно, уверенная, что там по-прежнему проходят выставки профессиональных художников, не знала о передаче зала. «Творится» перформанс с каким-то вычурным названием. Один из участников перформанса вальяжно заявляет, что в его «картине использованы: гипс, жидкое стекло, цемент и акрил». На что некий посетитель выставки сетует: «Жаль, что «художник» не использовал художественный вкус и умение рисовать».


Некогда этим ВЦСИ заведовала госпожа В.М. Кириллова, которая до того возглавляла витебский филиал… фонда Сороса. Этой информации кому-то может быть и достаточно, чтоб составить предположение о дальнейшей деятельности Центра.


Все эти «перформансы и инсталляции» подменили собой понимание искусства как деяние выдающегося мастерства, ведущего к нравственному воспитанию и духовному возвышению. В этом, в подмене, основная опасность всего этого безобразия, именуемого «современным искусством» и «особым видением».


Помните, как накануне 100-летия Великой Октябрьской революции в этом самом ВЦСИ сделали голову Ленина из холодца? Та вакханалия, выдаваемая за искусство, именовалась… «12 ножей в спину революции». Вот и вся суть этой псевдо художественной деятельности. 


Духовная, нравственная и ремесленная деградация.


Но молодёжь, «особо не заморачиваясь», находит в этом «некую забаву». Заходит какой-нибудь непритязательный подросток на страничку ВЦСИ во ВКонтакте и читает список контактов специалистов: космонавт, растанцовщик, волшебница, ведьма и некий националист, именующий себя научным специалистом… А потом этот условный подросток выясняет, что тот самый «специалист» продвигает рекламу некого магазина, торгующего вещами с националистической символикой, «погонями» и б-ч-б-шными флажками; атрибутикой, которой пользовались фашистские полицаи-коллаборационисты. Выясняет подросток, что в том магазинчике можно посетить концерт музыкальной группы, воспевающий изощренного живодёра Булак-Балаховича… Вот итог влияния подобных «научных специалистов».

За государственный счёт существуют некие околокультурные увеселительные заведения, руководимые «забавными космонавтами», а простые художники вынуждены сводить концы с концами, оплачивая непомерные счета за мастерские.

Пора понимать: кто на самом деле «правит бал» в художественной сфере и формирует сознание подрастающих поколений. Государству пора перестать отмахиваться от сложившейся неприглядной ситуации. Пора вернуть профессиональные художественные советы, которые будут давать оценку произведениям и формировать выставки. 


Эльвира Мирсалимова
4514 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461