Государёвы слуги: сколько их надо? - Александр Андрейков


Только в государственной службе познаешь истину.

(89-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов

 «Плоды раздумья» (1854))


В каждом государстве, в том числе и в Беларуси, время от времени раздаются голоса людей недовольных большим количеством государственных чиновников. Эти голоса слышит и власть, и оппозиция. Но реакция разная.


Власть проводит регулярные сокращения штатов. Кратко пробежавшись по сообщениям СМИ можно заключить, что в госуправлении штаты сокращались не реже, чем в советское время.


Источник сообщает: «Практика сокращения работников в органах госуправления с целью повышения зарплат активно проводится в Беларуси последние пять лет. Так, в 2012 году, после резкой девальвации рубля 2011 года, аппарат правительства было решено сократить на 20%».

 …

Там же: «…Согласно официальной статистике, число госслужащих (без учета работников силовых структур) за 2011—2015 годы снизилось на 13,8% — с 56.232 на 1 ноября 2011 года до 48.463 на 1 июля 2015-го». «Наибольшее их количество — почти 12 тысяч — трудоустроено в Минске. В то же время в областях на государственной службе находятся от 5,5 тыс. до 6,5 тыс. работников». (Со ссылкой на ежегодный сборник "Труд и занятость" за 2015 год Белстата).


В комментарии к Указу № 40 от 13.02.2017 уточнено с чего начнётся следующее сокращение: «В соответствии с требованиями Главы государства по сокращению государственного аппарата численность государственных служащих Администрации Президента сокращается на 30%».


tut.by сообщил: «В госуправлении в Беларуси в прошлом году, по официальной статистике, было занято 188,8 тысячи человек, или 4,3% от общего числа занятого в экономике населения. Это на 4,6 тысячи человек больше, чем годом ранее».

Оппозиция традиционно клеймит бюрократию, но о численности чиновников говорит осторожнее. Такое у меня сложилось мнение. И это понятно. При достаточном удалении видно, что большинство оппозиционеров не выступают против сложившейся системы. Им не нравится то, что не они у власти. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать раздел «БАТЛЫ» (то есть, состязания) на портале Политринга или статьи авторов…


Госчиновникам следует выразить соболезнование по поводу «вечной» оптимизации. Оптимизация – это первая причина снижения эффективности управления. В таких условиях умный человек будет сосредоточен не столько на работе, сколько на том, чтобы в глазах начальника выглядеть «ценным и нужным» работником. И это совсем не значит, что нужно хорошо работать. Главное во всём соглашаться с начальником, изображать бурную деятельность и как можно меньше делать практической работы… Кто не работает, у того не бывает неудач! Реальные успехи воспринимаются как должное, а вот неудачи… Это как в известном анекдоте о столовом серебре. «В гости ты не приходи. Ложки-то нашлись, а вот осадок остался!». Об эффективности управления уже можно забыть. Это одна из причин снижения эффективности работы органов управления, так сказать, субъективная. Её невозможно устранить увеличением штатного расписания.


Вторая причина снижения эффективности – это отсутствие строгого регламента работы чиновника и объективной оценки. Оценку работе исполнителя даёт его непосредственный начальник, который, в свою очередь, работает в таких же условиях. Это результат «ручного управления» сверху. Это происходит от того, что никто по вертикали управления не уверен в правильности своих действий. Любая неудача может обернуться потерей должности и работы. Как это работает можно посмотреть по БТ в новостях о совещаниях или поездках Президента на места. С одной стороны обеспечивается быстрая реакция, как мы видели в случае с некоторыми министрами – это хорошо. Но если чиновник уверен в своей правоте, то у него нет возможности для апелляции и рассмотрения его работы беспристрастно. На мой взгляд, также нет обратной связи между зарплатой и служебным положением чиновника и результатами принятого им решения. То есть, низкая эффективность снижается архаичной структурой системы.


Третья объективная причина низкой эффективности – это «излишние люди». Ситуация в экономике и системе управления меняется постоянно. При управлении жизнью общества появляются новые и теряют значимость прежние задачи. Возникает вопрос трудоустройства специалистов. Политолог Инна Ромашевская в 2014 году считала, что новое сокращение будет похожим на прежнее 25-процентное сокращение. Упразднят какие-то отделы, а сотрудников объединят под другими табличками. «Так во всем мире происходит. И главный урок, который из этого извлекли во всем мире – сокращение госаппарата нельзя поручать госаппарату. Иначе все сведется к имитации деятельности. Для реального сокращения должна быть сила, стоящая вне аппарата – либо парламентские органы, либо общественные. И, конечно, эта информация должна быть прозрачной для граждан, а не для «служебного пользования»». Но никто и никогда не сможет дать ответ на вопрос: «А сколько чиновников нужно?» Ни парламент, ни государственные органы пока что ничего на этот счёт ничего внятного не сказали за всё время существования независимой республики. Общественные организации устами своего актива говорят много, но это больше самореклама. И направлена она к очередному актуальному спонсору с требованием дать денег…


Вот и пришла пора рассуждений на тему: «Что делать?» Считаем, что дан ответ на вопрос: «Кто виноват?» По мнению специалистов, наилучшая управляемость достигается в группе в 5-12 человек. А как быть в каждом конкретном случае? Думаю, что надо посмотреть какие работы (функции) должны выполнять работники и мотивацию их к труду.


Для чиновников, как отмечено выше, функции очерчены примерно-приблизительно, а оценка деятельности – это мнение начальника. Он характеристику пишет, на работу принимает и премию подписывает. Кто не согласен – посмотрите любую должностную инструкцию инженеров на предприятии или преподавателей в учебных заведениях. Одни обязанности расплывчато, а права – только обращаться к вышестоящим руководителям… Таким образом, можно определить, что первая задача оптимизации – регламентация функций, выполняемых чиновником. Регламентация прав и ответственности. Но ведь и руководители чувствуют себя неуверенно. И зная о жестокости и несправедливости наказания за неудачу, они постараются перевести принятие решений на более высокий уровень управления. Отсюда вытекает вторая задача оптимизации – распределение обязанности принимать решения по уровням управления. Вышестоящие и нижестоящие руководители не должны иметь права принимать решение взамен чиновника данного уровня. Если возникнет необходимость – перепишите регламент!


Жизнь, тем не менее, бурлит! С одной стороны, дети и племянники растут, получают дипломы и все хотят работать в Министерстве. С другой стороны, кто-то из специалистов должен делать всю работу, и за себя, и «за того парня». Всё это можно сказать об исполкомах разного уровня. И зарплата должна быть «достойной». Как разрешить все эти противоречия?


Я предлагаю изучить отношение объёма ВВП к числу чиновников в разных странах. Можно также посмотреть процент чиновников относительно населения страны или числа трудоспособных. Зафиксировать законом долю от ВВП на зарплаты управленцев по территориям для губернаторов и работников исполкомов. Равно как и по министерствам в зависимости от объёмов производства в секторе экономики. А затем разрешить под эти деньги самим формировать штат управленцев. Пусть назначают на должности родственников или специалистов, как хотят. Но через год каждый исполком любого уровня или министерство будут располагать большими или меньшими фондами на заработные платы. И смогут содержать больше или меньше чиновников в своих штатах и сами устанавливать оклады специалистам. Сразу же отпадут неэффективные работники, так как при ухудшении экономики в регионе или министерстве сразу будет видно «слабое звено». Система управления окажется под жёстким контролем «по делам их»! А успешно работающие руководители будут поощрены материально и заметны, как основа кадрового резерва. Не будет подавляться личная инициатива управленца. Более того, при работе группы людей над одной задачей можно сразу указать, как изменится оклад при увеличении объёма производства. Вот это и есть третья задача оптимизации – выделение из бюджетов фиксированных фондов зарплат чиновников, разрешение определять число работников и их зарплаты на местах. Установить связь между объёмами производства и фондом зарплат управленцев на каждом уровне управления.


Вот такие мысли иногда приходят в голову после просмотра новостей Первой программы белорусского телевидения.


Многие чиновники стальному перу подобны.

(100-й афоризм из собрания мыслей и

афоризмов «Плоды раздумья» (1854))


Александр Андрейков
3580 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2291
10 Датских крон 4,6422
1 Кувейтский динар 10,5114
10 Дирхамов ОАЭ 8,8088
1 Доллар США 3,2354

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461