Анатолий Матвиенко: Литературная оппозиция его величества


Политический термин «оппозиция его величества» начал употребляться в 20-х годах XIX века в Британии. В настоящее время он означает некую группу, в той или иной мере демонстрирующую несогласие с правящим режимом, однако самое поверхностное, в целом они удовлетворены государственной системой и не желают радикальных перемен.


Белорусские критики «диктаторского» режима крайне неоднородны. Радикальные ультранационалисты БНФ-ского типа мечтают, что в один прекрасный миг, а он непременно наступит после свержения Лукашенко, страна тотчас заговорит по-белорусски (кто не согласен – всех заставим!) и бодро вольётся в ЕС-НАТО, а экономический расцвет придёт сам собой, нужно лишь избавиться от российской зависимости. Демагогия привела БНФ, некогда крупное политические объединение, к нынешнему коллапсу, когда даже Павел Якубович, главный редактор государственной газеты «СБ Беларусь сегодня», предложил помочь материально «Народному Фронту», так как организация влачит нищенское существование, её никто не желает поддерживать. Думаю, что Якубович, человек широких взглядов, имел в виду необходимость сохранить на плаву радикалов с единственной целью – показать, что в Беларуси существует и не преследуется государством даже столь одиозное сообщество. Так сказать, плюрализм в действии.


А есть «мягкие» оппозиционеры, часть из них занимает неплохие должности в бюджетных учреждениях Министерства информации, Министерства культуры и Министерства образования. «Членским билетом» принадлежности к политической литературной оппозиции является статус сябра Саюза беларускiх пiсьменнiкаў.


Радикалов в СБП не так много. В своё время политизации этого союза много сил отдал Владимир Некляев, некогда возглавлявший писательскую организацию, а затем сменивший поэтическое ремесло на политическую карьеру, включая неудавшееся кандидатство на пост главы государства и грандиозное шоу «Плошча-2010». Такие как он – немногочисленное исключение в СБП, другие ворчат, но не более того.


На государственных должностях пребывают члены СБП, находившиеся в союзе до выделения наиболее крепких писательских сил в Союз писателей Беларуси. Некоторые вступают уже сейчас либо даже переходят из СПБ. И вот что интересно. Ворчащие, но в целом лояльные к государственной системе оппозиционеры пользуются поддержкой наших официальных структур! Предполагаю, что на самом высоком уровне принято стратегическое решение – подкармливать «оппозицию его величества». Пусть в общей массе лояльные оппозиционеры разбавляют непримиримых радикалов.


Разумеется, член СБП или другой организации с оппозиционным окрасом вряд ли может рассчитывать на кресло министра или, скажем, областного губернатора. Однако на чуть более низком уровне им живётся сносно. Достаточно открыть сайт СБП и посмотреть у членов союза занимаемые должности.


Персонально мне наиболее симпатичны двое из тех рядов – выдающийся кинодраматург и кинопродюсер Андрей Курейчик и не менее выдающийся публицист Людмила Рублевская. Сразу оговорюсь: Курейчик практически на 100% аполитичен. В интервью он не раз давал отрицательные оценки состоянию кинопрокатного и киносъёмочного дела в Беларуси (я с ним по многим пунктам согласен), но не делал никаких общих заявлений политического плана. За столько лет работы за рубежом он усвоил: в каждой стране свои проблемы, свои тараканы, своя бюрократия.


Оппозиционность Рублевской красной нитью проходит через большинство её многочисленных публикаций.


Она начинала преимущественно как поэтесса. В 2010-е годы пробовала себя как прозаик. Но, по моему мнению, состоялась в полной мере именно как публицист.


К прозе Рублевской отношусь скептически, критиковать не берусь из-за поверхностного знания произведений. Несколько раз брался за её фэнтези и не мог осилить до конца. Не скажу, что – плохо. Скажу так: не моё. В то же время фэнтезийные романы ведущих белорусских писательниц, включая чисто женские по стилю, читаются легко, среди них попадается и достаточно качественная литература, а не только развлекательное чтиво.


В наибольшей степени рекламировалась тетралогия Рублевской «Авантуры Пранціша Вырвіча». Выход каждой новой книги преподносился как событие. Вряд ли кто не видел рекламы: «Velcom распачаў новы праект MOVABOX, каб змяніць уяўленне пра беларускую літаратуру». И первые месяцы мобильный оператор продвигал именно «Вырвича». В общем, в 2010-х годах ни одно литературное произведение, изданное в Беларуси, не получило столь массированную пиар-поддержку.


Первые два тома, напечатанные издательством «Звязда» тиражом порядка 2000 экз. (точно не помню) разошлись достаточно бодро, первую книжку малым тиражом выпустило частное издательство по-русски. Третий том особого успеха не имел. С четвёртым вообще странная история. «Звязда» дала ему ход в виде журнальной публикации и только в 2016-м году – отдельной книгой. Разумеется, о 2000 экз. уже речи не шло. Дальше ещё интереснее. За эту четвёртую часть Рублевская получила Национальную литературную премию 2016 года, вручена в сентябре 2017 года. Может, мало кто обратил внимание, но присуждение ей премии за «Вырвича» - совершенно неоправданное с точки зрения регламента!


Открываю «Інструкцыю аб парадку арганізацыі і правядзення Рэспубліканскага конкурсу «Нацыянальная літаратурная прэмія» на сайте Министерства информации. Обращаю внимание на следующий пункт:


10. Да ўдзелу ў конкурсе дапускаюцца грамадзяне Рэспублікі Беларусь, замежныя грамадзяне і асобы без грамадзянства, якія пастаянна пражываюць на тэрыторыі Рэспублікі Беларусь, а таксама аўтарскія калектывы ў складзе не больш за чатыры чалавекі – аўтары твораў мастацкай літаратуры ў жанрах паэзіі, прозы, публіцыстыкі, драматургіі, літаратурнай крытыкі і літаратуразнаўства, упершыню выпушчаных у свет выдавецкімі арганізацыямі Рэспублікі Беларусь з 1 студзеня да 31 снежня года, які папярэднічае году правядзення конкурсу, у выглядзе асобных выданняў на друкаваных ці электронных носьбітах і (ці) апублікаваных у сродках масавай інфармацыі (далей – СМІ) літаратурна-мастацкай накіраванасці, на інфармацыйных рэсурсах, размешчаных у глабальнай камп’ютарнай сетцы Інтэрнэт (далей – інтэрнэт-рэсурс), якія атрымалі грамадскае прызнанне. (выделено мной – А.М.)


Теперь обращаюсь к журналу «Полымя» самой что ни на есть літаратурна-мастацкай накіраванасці, а именно номеру 10 за 2015 год, с третьей страницы начинается публикация: «Людміла Рублеўская. Авантуры Пранціша Вырвіча, здрадніка і канфедэрата. Раман прыгодніцкі і фантасмагарычны. Заканчэнне».


Я ни полслова не говорю о литературно-художественной оценке произведения, все подобные оценки субъективны. Прошу обратить внимание на объективный, бесспорный факт: роман, опубликованный в 2015 году, «заслужил» Национальную литературную премию за 2016 год!!!


Книги Рублевской печатает и «Мастацкая Лiтаратура». Я как-то спросил у одного из рядовых сотрудников издательства, почему принято решение о выпуске второго тома «Рыцари и Дамы Беларуси», если тираж первого тома, судя по обновляемым прайс-листам в открытом сетевом доступе, за столько лет не распродан. Получил ответ, что текст обеих частей представляет собой единое целое, нельзя подводить читателей, ознакомившихся с первой частью… Понятное дело, ажиотажного спроса не ожидалось.


Повторюсь о субъективности, лично мне «Рыцари и Дамы Беларуси» приглянулись больше, чем «Вырвичи». Если бы писал какое-то художественное произведение о ВКЛ, обязательно использовал бы – там много колоритных деталей.


Людмила Рублевская еженедельно размещает две-три публикации на интернет-портале «СБ Беларусь сегодня». По работе я хотя бы по диагонали просматриваю большинство заметок о литературе в республиканских СМИ и с уверенностью утверждаю: Людмила Рублевская превосходит других авторов по глубине мысли, по стилю изложения, по общему уровню эрудиции… Прошу не обижаться остальных коллег.


Принадлежность к оппозиционной касте просматривается у неё постоянной рекламой членов СБП или независимых, но оппозиционных по духу литераторов, при стойком игнорировании столпов отечественной литературы, если они состоят в Союзе писателей Беларуси или нейтральны. То есть продвигает «своих».


Вот один из последних примеров, Рублевская рассуждает о белорусской фэнтези. Начинает с мировых имён, вспоминает Урсулу ле Гуин, затем переходит к белорусам.


Надо сказать, белорусское фэнтези – самый востребованный жанр нашей литературы. По меньшей мере, четверо белорусских авторов (точнее – трое и дуэт) имеют суммарный тираж в миллионы или хотя бы во многие сотни тысяч экземпляров, десятки бестселлеров у каждого в активе, к Ольге Громыко во время автограф-сессий выстраивается очередь не меньше, чем к Ильичу в мавзолей в советские годы. Произведения наших лидеров переведены на многие языки, в том числе на белорусскую мову, изданы в разных странах…

Первым Рублевская приводит в пример Юрия Станкевича.


Кто это? Я гораздо лучше среднего обывателя осведомлён о белорусской словесности, фантастов/фэнтезёров знаю прилично, всё же они – мои коллеги и конкуренты в одном флаконе, но о Станкевиче услышал впервые.


Впрочем, в Сети о нём тоже не много. Естественно – член оппозиционного СБП. Не молод, в литературе давно, но опубликовал лишь три романа. Может, интересный писатель, но если уж столь хронически пребывает в тени, стоит ли о нём говорить при характеристике жанра в целом, когда есть фамилии на слуху?


Но те, что на слуху – они не из СБП. И Ольга Громыко состоит в неприятном для оппозиционеров Союзе писателей Беларуси. Это уже не литература, а политика.


Следующий – Кирилл Стаселько. Он – намеснік старшыні Руху «За Свабоду» і каардынатар моладзевага крыла Руху. Не сложно догадаться, от чего и от кого желают освободиться представители упомянутой «Свободы». У этого гиганта литературы я откопал единственную книжку «Marginalis», Рублевская её как-то раз рекламировала, не удержавшись от замечания: «Над мовай таксама варта папрацаваць».


Третий упомянутый Рублевской автор – Алексей Шеин. Он шире известен, чем две предыдущие «звезды», но лишь как оппозиционный политик: был одним из основателей «Молодого фронта», в 2000-2004 годах являлся заместителем председателя этой организации. Позднее работал пресс-секретарем и спичрайтером Александра Милинкевича во время президентской кампании 2006 года. До 2011 года Шеин являлся одним из сопредседателей оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (информация взята с news.tut.by).


Его литературный дебют в 2015 году вызвал слёзы умиления, когда я прочитал заголовок «Первая белорусская книга в жанре фэнтези» на ресурсе «Витебский курьер». Ей Богу, так и написано – первая!


Людмила Рублевская подобных глупостей не допускает, да и её первые мовоязычные книжки фэнтези публиковались, когда Шеин пребывал в слишком нежном возрасте для сочинения «первой белорусской книги фэнтези». Но, надеюсь, приведённых примеров достаточно, чтобы показать, на кого Рублевская ориентируется и, соответственно, ориентирует читателей «СБ Беларусь сегодня».


В то же время она выдерживает публикации в строго отведённых рамках, соответствующих статусу государственного республиканского издания, не преступает границы, чем служит примером для других умеренных оппозиционеров.


Читать её статьи всегда интересно, хоть зачастую с ней согласиться нельзя. Но если нужен единомышленник – всегда есть возможность поговорить с самим собой, тут проще найти взаимопонимание, только скучно это.


Поэтому меня не удивляет политическое решение поощрить именно Рублевскую. Лауреатами Национальной литературной премии чаще становятся авторы из провластной обоймы, преимущественно – из числа членов СПБ, нужно было разбавить их когорту кем-то из противоположного лагеря.


То, что в качестве повода к награждению указано просроченное и не слишком успешное произведение, я уверен, это просчёт кого-то из рядовых сотрудников Министерства информации. Ничего не стоило подсказать Рублевской номинировать на премию её книжку 2016 года, а не «Вырвича». Нарушение регламента – вообще характерная черта организаторов Национальной литературной премии. Годом ранее в номинации «Дебют» премия была вручена литератору со стажем, лауреату других литературных наград. Хочу надеяться, что новый министр информации наведёт порядок.


А больше всего хотелось бы, чтоб в бюджетной раздаче материальных бонусов и определении приоритетов в публикациях было больше литературы, обращения к читательским запросам и интересам, а не политики.


Анатолий Матвиенко
4225 просмотров
Публикации в рубрике «Статьи, мнения» являются видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Политринга» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция «Политринга» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
 

Опрос

Одобряете ли вы спецоперацию России на Украине?

 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТОП-10 ПУБЛИКАЦИЙ

Курсы валют НБРБ

10 Бразильских реалов 6,2918
10 Датских крон 4,6571
1 Кувейтский динар 10,5249
10 Дирхамов ОАЭ 8,8173
1 Доллар США 3,2385

О сайте

«Политринг» - дискуссионная площадка, целью которой является налаживание диалога между различными политическими, общественными, социальными группами Республики Беларусь. Мы не приемлем экстремизма, радикализма, нарушения законов нашего государства. Но мы чётко уверены: лишь с помощью диалога Беларусь может стать современным демократическим государством.
Связь с редакцией, реклама - [email protected] / +375 (4453) 15-3-52

ЧПУ «Согласие-медиа» УНН 193000461